«Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Дементьева Юлия Георгиевна

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цветов, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребёнка. Но дети  много не замечают, порой его восприятие бывает очень поверхностно. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь.

В сложном познании мира природе велика роль взрослого, он должен сам видеть и слышать природу и учить этому ребёнка.

Задача родителей – помочь ребёнку обрести сугубо «человеческое видение» мира.

Ребёнок, как доказали учёные, копирует эмоции, поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, нежным цветком и т.п.

Дайте возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

Поговорите с объектом живой природы «с берёзкой, травкой, ёлочкой», наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку ребёнка. Например, сказать: «Видишь, как берёзка гладит тебя своими веточками, она шепчет: спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Отождествляйте природный объект с человеком, ласково обращайтесь к нему: травушка-муравушка, берёзонька-красавица и т.п.

В присутствии ребёнка не допускайте неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждайте их действия словами: «это некрасиво», «так нельзя делать» и т.п.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в объектах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху, и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей"

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка....

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....

Консультация "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей"

Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать" не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается....

Буклет "Кукольный театр, как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста."

Буклет об эффективном использовании кукольного театра на  музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...

Игра – драматизация, как средство речевого, познавательного, коммуникативного, эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является развитие творческой самостоятельности детей, эстетического вкуса в передаче образа, отчетливости произношения; а также обучение умению использовать средства выразительност...

Роль природы в познавательном и эстетическом развитии детей

Косультация для родителей дошкольников на тему "Роль природы в познавательном и эстетическом развитии ребёнка-дошкольника". Подготовила - воспитатель ГБДОУ детский сад №88 Калининского ...

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении ак...