Проект "Золотая волшебница осень"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Тамара Степановна

Образовательная детская деятельность  реализуется в различных видах деятельности с конкретным содержанием в пяти образовательных областей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zolotaya_volsheb._osen_petrova.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Золотая волшебница осень» для детей подготовительной группы с ЗПР

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий

Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Направленность: развитие познавательных, творческих способностей.

Руководитель проекта: Воспитатель – Петрова Тамара Степановна

Учреждение: ГБОУ начальная школа - детский сад №687 «Центр реабилитации ребёнка»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель: Ворожцова М.В., муз. руководитель: Наумова Р.В., учитель дефектолог: Джабари И.В., логопед: И.С., родители

Актуальность:

Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир.

 Формы реализации проекта:

  • НОД
  • Беседы.
  • Наблюдения, экскурсии
  • Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Работа с родителями.

Цель:

  • Расширить и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая волшебница осень».

Задачи:

  • Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  • Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  • Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  • Формировать лексико-грамматические категории.
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
  • Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Интеграция образовательных областей программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое. С детьми будут проведены беседы, экскурсии по сбору природного материала. Проведены дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Разучены стихи, песни, чтение художественной литературы  на данную тему, изготовлены коллективные работы из природного материала.

Ожидаемые результаты.

 Для детей: Будут  знать и называть:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
  • названия деревьев, кустарников;
  • осенние месяцы, приметы и явления;
  • пословицы, поговорки об осени.
  • Дети станут  более раскрепощенными  и самостоятельными;
  • В свободной деятельности широко применять  пение песен.
  • Расширятся представления об осени, как времени года.
  • Обогатится и активизируется словарь по теме проекта.

Для педагогов:

  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Для родителей:

  • Появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Этапы проекта:

1 этап. Организационно - подготовительный 

  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
  • Подбор материалов для реализации проекта.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Изготовление наглядных пособий.
  • Разработать конспекты НОД по образовательным областям: познание, художественно-эстетическое творчество, коммуникация
  • Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический)

  • Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
  • Проведение НОД по образовательным областям согласно режиму образовательной деятельности.
  • Экскурсии в осенний парк, целевые прогулки вокруг детского сада
  • Проведение дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, театрализованных, пальчиковых игр, этюдов на имитацию.
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц и поговорок, загадок
  • Сбор природного материала
  • Беседы с родителями, совместное изготовление поделок из природного материала
  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации, конструированию и ручному труду.

  

3 этап. Заключительный.

  • Выставка рисунков «Золотая волшебница осень».
  • Выставка поделок  из природного материала «Что нам осень подарила»
  • Музыкальное развлечение «Золотая осень»
  • Обсуждение итогов и анализ работы.


Реализация практического этапа проекта.
Цикл НОД по образовательным областям и разным видам деятельности.


 Познавательное развитие  (Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени).

  • Беседа «Осень в гости к нам пришла», рассматривание иллюстраций, картин
  • Экскурсия в осенний парк « Ищем приметы осени»
  • Целевые прогулки вокруг детского сада: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
  • Беседы: «Какими красками рисует осень», «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
  • Д/игры: «Когда это бывает», «От какого дерева листок», «Что сначала, что потом»
  • Наблюдение на прогулке «Что цветёт на нашем участке в сентябре?», «Какие они – цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», Что было сначала, что будет потом?», «Соберём семена садовых цветов».
  • Конструирование «Перевезём урожай» (из деревянного конструктора)
  • Конструирование из природного материала «Запасливый ёж» (из сосновых шишек)
  • Фрукты и ягоды (из желудей и каштанов)
  • Ситуативные  беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» «Почему я люблю (не люблю) осень?», «Почему улетают птицы»

Цель: расширение представлений о золотой осени, осенних изменениях в природе, погоде, жизни диких животных и птиц.


ХУДОЖЕСТВЕННО эстетическое развитие

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

  • Рисование «Осень золотая», «Берёзовая роща»,  Блюдо с фруктами и ягодами»
  • Лепка «Деревья в золото оделись», «Нарядные грибочки»
  • Аппликация «Лесные дары осени», «Осенние деревья»
  • Конструирование из бумаги «Корзина для грибов»

Самостоятельная художественная деятельность детей:

  • Рисование: «Ветка рябины», «Чем нам осень нравится», «Наш участок осенью»
  • Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года», «Осенняя песнь».  А.Вивальди «Осень»
  • Пение «Золотая песенка» слова З.Петровой, музыка Г. Вихарёвой
  • Музыкальная игра с пением «Здравствуй, осень» слова Е.Благининой, музыка В.Витлина
  • Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
  • Досуги: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки)
  • Игра-соревнование «Кто больше знает?».
    Цель
    : обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах, грибах, ягодах, деревьях и кустарниках.
  • Осенний праздник «Золотая волшебница осень»



Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание картин В.Серова из серии «Четыре времени года» О.Соловьёвой

  • Д/игры: «Возвратим осени память» - для закрепления у детей знаний о признаках золотой осени; «Грибная полянка»; «»Времена года»; «Узнай по описанию»; «Чудесный мешочек»; «Что было бы, если из леса исчезли (насекомые, птицы….)»; «С какой ветки детки?»; «Найди дерево по описанию»; «Что где растёт»
  • СЖР игры: «Овощной магазин» - для уточнения и расширения знаний об овощах и фруктах; «Магазин семян»; «Семья – Собираемся на прогулку в лес»
  • Театрализация по сказке «Репка», «Под грибом», «Расскажите звери мне, как готовитесь к зиме»
  • Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (желудей, листьев, семян для поделок); уборка опавшей листвы, подготовка клумбы к зиме, сбор семян с летних цветущих растений (бархатцы и настурция)
  • Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
  • Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»; «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»; «Как вести себя в лесу и водоёмов?»

Речевое  развитие

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке»
  • Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц
  • Заучивание стихов и загадок
  • Словесные игры: «Опиши словами осень», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие»,  «Скажи наоборот»
  • Чтение художественной литературы:

*Чтение И.Бунина «Лес, точно терем расписной…»

*Чтение сказки И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

*Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень», «Белка готовится к зиме»

Сказки К.Ушинского «История одной яблоньки», «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Стихотворения А.Н.Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

*Заучивание стихотворений И.Мазина «Осень», И.Белоусова «Осень»

*А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

*Е.Благинина «Улетают, улетели»

*Л.Толстой «Дуб и орешник»

*Н.Носов «Огурцы»

Физическое развитие

  • Беседы: «Как одеваться осенью», «Если хочешь быть здоров»
  • Подвижные игры: «Съедобное – несъедобное», «Я знаю пять названий», «Осенние листочки», «Вороны и собачка», «У медведя во бору», «Медведи и пчёлы»
  • Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи», «Собери листочки», «Помоги белочке перенести шишки»
  • Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы»
  • Пальчиковая гимнастика: «Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил  (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)  Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу)

Совместная деятельность детей и родителей:

  • Изготовление поделок из даров осени
  • Экскурсии в магазин, на рынок, в осенний парк
  • Заучивание стихотворений об осени

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

Литература

1.Адаптированная  общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

  1. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005

3. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008

4. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981

5. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005

6. « Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт–Петербург «Детство-Пресс»

7. «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998

8. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991

9. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981

 

 

  •  «




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Волшебница Осенинка".

Данный сценарий осеннего праздника составлен для детей средней группы и удачно апробирован. Может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....

Осеннее развлечение в средней группе "Волшебница Осень"

Развлечение составлено для детей средней группы.Действующие лица: Осень, Лиса - взрослые.  Лесные зверушки: медведь, белка, зайчик, птичка; ветерок - исполняют дети.Атрибуты: грибочки, метёлка, о...

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО УТРЕННИКА «Волшебница - осень»

УТРЕННИК ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ГЕРОЯМИ: Осень, Тучка, Солнце - взрослые и Заяц - ребёнок...

Сценарий осеннего праздника "В гости к волшебнице Осени"

Этот сценарий поможет педагогам ДОУ подготовить праздник Осени....

Осенний праздник "Волшебница-осень"

Сценарий осеннего праздника для детей 4-6 лет...

Сценарий осеннего утренника в средней группе "Волшебница осень". Музыкальный руководитель – Гутова Надежда Николаевна

Листья солнцем наливались,Листья солнцем пропитались.Налились, отяжелелиИ по ветру полетели…Зашуршали по кустам…Видно их и тут и там,Ветер  золото  кружит,Золотым дождем шумит!Вот и к ...