НОД "Познакомьтесь, это ёж"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект   непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о диких животных.

Возрастная группа: средняя группа, дети 4 лет.

Форма НОД:  комплексное занятие

Форма организации: подгрупповая.

Учебно – методический комплект. Программа «Детство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomtes_eto_yozh.docx23.5 КБ
Office presentation icon yozhik.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Познакомьтесь – это ёж»

Конспект   непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о диких животных.

Возрастная группа: средняя группа, дети 4 лет.

Форма НОД:  комплексное занятие

Форма организации: подгрупповая.

Учебно – методический комплект. Программа «Детство».

Тема: Познакомьтесь – это ёж.

Цель: закрепить и обобщить представление детей о еже, о его образе жизни в разное время года.

Обучающие: (образовательные)

Обогатить и дополнить знания детей о еже. (Формировать представление о том, как выглядит еж, чем питается, как находит пищу, устраивает нору, спасается от врагов, ,какую пользу приносит.) учить рассматривать слайды, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.

Активизировать слова, обозначающие действия и признаки животного. (Пополнять и активизировать словарный запас глаголами: ходит, бегает, фыркает, сворачивается; словосочетаниями: короткие ушки, короткие лапки, маленькие глазки, стимулировать речевую активность детей Совершенствовать навыки работы с клеем, бросовым материалом (чайная заварка).

Развивающие:

Развивать  слуховое  и зрительное  внимания детей. 

Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, сопереживать, радоваться полученному результату.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно - эстетическое. 

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -  исследовательская, продуктивная.

Используемые технологии:

Здоровьезберегающие технологии.

Предварительная  работа: Чтение Е. Чарушина «Еж», загадывание простых доступных для детей загадок.

Рассматривание иллюстраций. картин: «Кто где живет?», «Лесные животные»; «Дикие животные в картинках, лепка ежика.

Методические приемы:

словесный  - отгадывание загадок о еже, беседа

наглядный  - рассматривание игрушки, просмотр с детьми презентации

сюрпризный момент – корзинка с игрушкой.

Средства  и оборудование: 

Наглядные:

Игрушка ежа; набор колющих предметов: кактус, булавка; мультимедийная презентация.

Для игровой деятельности: маска -  ёжик, листочки, корзинки.

Для практической части: лист картона, клей, салфетка, шаблоны из бумаги ежа, бросовый материал.

Этапы. Методы и приёмы

Содержание

Действия и ответы детей

Вводная часть    

 Сюрпризный    

  момент

Коммуникативная игра

«Приветствие».

«Приветствие гостей»

Основная часть.

Рассматривание игрушки.  Беседа.

1 слайд. 

2 слайд.

Чтение стихотворения

3 слайд.

4 слайд

Подвижная игра «Прятки с ёжиком».

5слайд.

6слайд.

7 слайд.

Инсценировка. «Ёж, ёж где живёшь?»

8 слайд.

Составление коллективного рассказа про ежей.

Беседа «Какую пользу приносят ежи? Можно ли брать ежа домой?»

Практическая часть «Иголки для ежа»

Пальчиковая гимнастика

«Ёжик маленький замёрз».

Игра«Выходи - ка ёж смелей»

Заключительная часть.

Итог занятия.

Рефлексия.

Воспитатель обращает внимание детей на корзинку

- Дети, посмотрите, что у меня есть. Вам хочется узнать, что же там?

- Воспитатель:

- Давайте сначала поприветствуем друг друга.

Здравствуй правая рука

Здравствуй левая рука

Здравствуй друг

Здравствуй друг

Здравствуй, здравствуй дружный круг

- Дети, давайте поприветствуем наших гостей

Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие,

Добрые, печальные,

Строгие, весёлые.

Здравствуйте гости,

Милости просим!

Тогда давайте посмотрим в корзинку.

Воспитатель загадывает загадку:

Лежала под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала – лежала

Да к нам прибежала

- Какой ёжик?

- Дети, это игрушка, а настоящий ёжик какой? А где  он живёт?

- Дети, а вам хочется узнать про ёжика?

- Я приглашаю вас посмотреть презентацию про ежа.

Воспитатель показывает слайды, беседует с детьми.

Познакомьтесь – это ёж.

Ёж – небольшой зверёк, живёт в лесу.

Показывает на мордочку.

- Что это?

-  Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками.

Показывает на глазки.

- Что это?

Черные как бусинки глаза, но видит еж плохо. А вот нюх у него прекрасный.

Показывает на лапки.

- Что это?

 Лапы у ежа короткие с коготками.

Спинка покрыта короткими колючими иглами, а  брюшко – шёрсткой. За своими иголками ёж ухаживает, чистит их.

- Для чего ежу иголки?

Предлагает прочитать потешку «Что ты ёж такой колючий» 

- Иголки спасают ежа от врагов. Еж свернется в колючий клубок и становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Зверь покрутит, повертит ежа, исколет себе лапы и уходит

А для чего еще нужны ежу иголки?

- Чтобы переносить на иглах листья, грибы, ягоды. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом ежик бежит в норку и стряхивает их. Принесет еж душистые листья в свою норку и устелет ими постель.

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку из травы и листьев, когда наступят холода, еж забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Когда пригреет теплое, весеннее солнышко, побегут ручейки и растает снег, ежик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются малыши.
А чем питается ёж?

Чем ещё питается ёж?

 - Еж ест червей, жуков, ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек –

это его любимые лакомства.

А еще может есть грибы, ягоды, фрукты, овощи, молоко.

Посмотрите на слайд,  здесь изображено

целое семейство ежей.

 - Как мы назовем папу?

 - Как мы назовем маму?)

– А детишек?

- Одного малыша?

- А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

– На лесную полянку вышли … (ежи) .

– Это мама … (ежиха, она … (большая) .

– А это … (ежата, они … (маленькие) .

– На спине у ежей … (колючки – иголки) .

– Ежи пришли на полянку … (поохотиться) .

– Они нашли … (улитку и жука)

- Какую пользу приносят ежи?

- Можно ли брать ежа домой?»

- Ёж – какое животное? Где оно должно жить?

Рассказывает о пользе ежа, правилах обращения с животными.

- Я приготовила для вас подарки, посмотрите, кто это?

- Как вы думаете, чего не хватает у ежей?

- Давайте наклеим иголки. Для этого  намазываем спинку и бочок   ежика клеем и посыпаем заваркой, Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Оказывает индивидуальную помощь.

Предлагает детям поиграть.

- Пока иголочки сохнут, давайте потанцуем с ёжиком.

- О ком мы говорили на занятии?

Задаёт детям вопросы.

Дети,  вам понравилась ваша работа? Что вы сделали? Похвалите себя за это. Погладьте себя по голове и скажите: «Я — молодец, я – умница!» А теперь похвалите своих друзей. Погладьте друг друга по голове и скажите: «Ты — молодец, ты – умница!» Обнимите друг друга.

- А какое у вас сейчас настроение?

- Кому сегодня понравилось беседовать о еже, дарить ему иголки? А кому было трудно?

-Да, хочется.

Встают в круг

Вытягивают вперёд правую руку.

Вытягивают вперед левую руку. Протягивают правую руку соседу справа. Протягивают  левую руку соседу слева. Держатся за руки все вместе.

Приветствуют гостей.

Отгадывают загадку.

Рассматривают игрушку, отвечают на вопросы. 

Рассматривают слайды.

Рассматривают слайд, отвечают на вопросы.

Рассматривают слайд, отвечают на вопрос.

Читают стихотворение

 - Что ты ёж такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Рассматривают слайд, отвечают на вопрос.

Звучит спокойная музыка, дети – ёжики собирают листочки. Девочки – красные, мальчики – жёлтые. Когда звучит громкая, грозная музыка – дети приседают, наклоняют голову. Звучит спокойная музыка – дети снова собирают листочки.

Рассматривают слайды, отвечают на вопрос.

Дети читают стихотверение.

Один ребёнок ёж.

- Ёж, ёж, где живёшь?

- Я живу в густом лесу.

- Ёж, ёж,, что несёшь?

- В норку яблоко несу.

Буду яблоки делить

Своих детушек кормить.

Рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы.

Ёж.

Ежиха.

Ежата.

Ежонок.

Дети договаривают, затем повторяют всё предложение.

Отвечают на вопрос.

(- Они поедают вредных насекомых, мышей.

- Нет.

- Дикое)

- Ёж.

- Иголок.

Внимательно слушают объяснение, следят за показом.

Проговаривают текст, выполняют движения по ходу текста.

Наклеивают иголки: намазывают клеем, посыпают заварку.

Дети танцуют с ёжиком, в конце игры убегают, ёж – ребёнок догоняет детей.

Отвечают на вопросы.

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: