Проект "Госпожа Осень"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Леванова Светлана Дмитриевна

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад «Байр»  с.Яшалта  Республики  Калмыкия

Проект «Госпожа  Осень»

Информационная  карта  проекта

Автор проекта: Леванова Светлана Дмитриевна

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный  руководитель,  родители.

Вид  проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Актуальность проекта: Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года.

Задачи:

  • Расширять и обогащать представления детей об осени  как времени  года, систематизировать и углублять их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период.
  • Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).
  • Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.
  • Отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).
  • Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
  • Создавать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
  • Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Реализация  проекта ориентирована на получение следующих результатов:

Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;

Совершенствование экологической среды группы;

Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы проведения проекта «Госпожа  Осень»

Этапы проекта

Участники

Подготовительный этап

1.

Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»

Воспитатели, дети

2.

Изучение методической литературы по теме. Подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.

Сбор природного материала и помещение его в уголке природы

Создание картотеки стихотворений, загадок по теме.

Воспитатели

3.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта

Музыкальный руководитель

4.

Консультации, буклеты, памятки  в родительский уголок:

  • «Игры с детьми на прогулке в осенний период»
  • «Осень, осень, в гости просим»
  • «Сезонные изменения в природе: учимся  наблюдать за изменениями  в природе»
  • «Конструирование  из природного материала»
  • «Веселые  овощи»

Воспитатели, родители

5.

Анкетирование  родителей «Что ваш ребенок знает  об осени?»

Воспитатели, родители

Практический этап

1.

  • Чтение художественной литературы и обсуждение произведений на протяжении проекта
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
  • Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Яблоко», «Дюймовочка», «Вершки  и корешки»
  • Просмотр мультимедийных презентаций ««Осень», «Времена  года» (П.И. Чайковский), «Осенние зарисовки», «Осенние превращения», «Почему ноябрь пегий?» (Сладков), «Времена года» (П.И. Чайковский),  «Сентябрь»,  «Октябрь»,  «Ноябрь»,  «Осень»  (А. Вивальди),  «Осенний  вальс»  ( на  музыку  Дога),  «Скворушка  прощается»
  • Работа в уголке природы. Ведение календаря погоды.

Воспитатели и родители

2.

Разучивание песен по тематике проекта 

Музыкальный руководитель

3.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание стихотворения  А.Плещеева «Осень наступила»  
  • НОД «В гостях у Сентябринки»
  • НОД «Осень в нашем  селе»
  • НОД «Птицы  нашего села»
  • Лепка «Грибы»
  • Аппликация  «На лесной  полянке  выросли грибы»
  • Лепка «Вылепи  какие хочешь фрукты  и овощи»
  • Аппликация «Огурцы  и помидоры  лежат  на  тарелке»
  • Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами»
  • Рисование «Осенний  лес»
  • Рисование «Идет  дождь»
  • Конструирование  из природного материала «Ежик»
  • Конструирование  из природного материала «Цветочная  поляна»
  • Конструирование  из природного материала «Лес»
  • Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
  • Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям

Воспитатели и дети

4.

Наблюдение: Ежедневно на прогулках

  • за изменениями осенней природы (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
  • за красотой и богатством осенних красок
  • за цветником
  • за перелетными птицами
  • за насекомыми
  • за листопадом
  • за деревьями, растущими на территории детского сада
  • Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени»

Воспитатели и дети

5.

Беседы

  • «Какими красками рисует осень»
  • «Почему опадают листья?»
  • «Куда улетают птицы?»
  • «Как животные  готовятся  к зиме»
  •  «Откуда хлеб пришел?»
  • «Что такое урожай?»
  • «Дары осени»

Воспитатели  и дети

6.

Речевое творчество  детей

  • Придумывание  загадок  о фруктах, овощах, осенних явлениях  природы
  • Размышления  на тему «За что я люблю  осень»

Воспитатели и дети

7.

Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая  осень», В.Поленов «Золотая  осень», И. Шишкин «Сосновый бор», рассматривание альбома: «Дары природы».

Воспитатели и дети

8.

Труд в природе

  • Сбор гербария, семян цветов.
  • Уборка опавших листьев на участке ДОУ
  • Приведение в порядок клумб на территории
  • Развешивание кормушек, приготовление корма  для птиц

Воспитатели и дети

9.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «С какого дерева листок»;
  • «Времена года».
  • «Когда это бывает?»
  • «Что перепутал художник»
  • «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
  • «Обведи по контуру»
  • «Овощной магазин»
  • «Узнай дерево»
  • «С какой  ветки  детки?»
  • «К названному дереву — беги!»
  • «Найди листок, как на дереве»
  • «Лети, листок, ко мне в кузовок».
  • «Найди пару»
  • «Кто быстрее найдет …»
  • «ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ
  • «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…»
  • « Угадай, от какого дерева  - семена»
  • «Угадай, что где растет»

Воспитатели и дети

10.

Исследовательская деятельность

  • Сбор листьев для гербария.
  • Сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка)
  • Определить направление ветра
  • Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Воспитатели и дети

11.

Досуговая  деятельность

  • Музыкально-литературная  композиция  «Октябрь»
  • «Осенины»
  • «День  народного единства»

Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители

12.

Сюжетно-ролевые игры 

  • «Наш огород»
  • «Овощной магазин»
  • «Делаем салат  из  овощей  (фруктов)»
  • «Готовим овощной суп».

Воспитатели, дети

13.

Подвижные игры:

  • «Перелет птиц»
  • «Солнышко и дождик»
  • «К названному дереву беги».
  • «В огород мы пойдем»  (хороводная)

Воспитатели и дети

Итоговый этап

1.

Итоговая мультимедийная презентация «Госпожа  Осень»

Воспитатели

2.

Презентация  альбома «Госпожа  Осень» (речевое  и художественное  творчество  детей)

Воспитатели,  дети

3.

Участие в конкурсе «Королева цветов» (посадка  роз на территории ДОУ)

Воспитатели, родители, дети  

      4.

Выставка  поделок  из  природного материала «Подарки  госпожи Осени»

Родители, дети

Используемая  литература:

1.Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»

2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».

3. Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей «Мы»

4. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ  для старших дошкольников»  

5. Николаева С. Н. «Юный эколог» 2004г.

6. Горькова Л.Г. «Сценарии  занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  

7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень»

8. Бондаренко Т.М.  «Экологические занятия с детьми»

Анкета для родителей

Что ваш ребенок знает об осени?

1.Знает ли ваш ребенок название времён года?

Да.

Нет.

Не знаю.

2.Владеет ли ваш ребенок следующими понятиями: сентябрь, октябрь, ноябрь?

Да.

Нет.

Не знаю.

3Может ли ваш ребёнок назвать характерные признаки осени?

Да.

Нет.

Не знаю.

4.Знает ли ваш ребёнок стихи, загадки, поговорки, пословицы об осени?

Да.

Нет.

Не знаю.

5.Может ли ваш ребёнок рассказать о том, как животные осенью готовятся к зиме?

Да.

Нет.

Не знаю.

6.Знает ли ваш ребёнок, куда улетают птицы осенью?

Да.

Нет

Не знаю.

7.Может ли вша ребёнок рассказать о том, чем занимаются люди осенью в саду, в огороде?

Да.

Нет

Не знаю.

8.Знает ли ваш ребенок названия деревьев, цветов?

Да

Нет

Не знаю.

9.Любит ли ваш ребенок бывать в парке, степи?

Да

Нет

Не знаю.

                            Спасибо за сотрудничество!

Диагностика по экологическому воспитанию детей.

«Что  ты  знаешь  об осени?»

Цель: Выяснить знания детей о времени года – осень, о характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

 1. Какие приметы осени тебе известны?

 2. Что человек собирает  осенью?

 3. Почему осенью становиться меньше насекомых?

 4. Как животные готовятся к зиме?

 5. Куда улетают птицы осенью?

 6. Что происходит с растениями осенью?

 7. Почему осень называют «золотой порой»?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл  говорящего – 3 балла.

2.Ребенок правильно отвечает на вопросы, испытывая небольшие затруднения -2  балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 1 балл

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 0 баллов.

Высокий уровень –18– 21 баллов.

Норма – 17-14 баллов

Средний уровень – 10– 13 баллов.

Низкий уровень – 0 – 9 баллов.

 



Предварительный просмотр:

Диагностика по экологическому воспитанию детей  «Что ты знаешь  об  осени?»

Приметы осени

Что собирают  осенью?

Жизнь  насекомых

Жизнь животных

Жизнь  птиц

Жизнь растений

Почему  осень золотая?

Баллы

н

к

н

к

н

к

н

к

н

н

к

н

к

н

к

1.                

2.

   

        

   

3.

Высокий  уровень -  18-21 баллов

Норма -17-14 баллов

Средний  уровень -10-13 баллов

Низкий  уровень – 0-9 баллов

Итоговая  таблица:

Начало  проекта:

Высокий  уровень

Норма

Средний  уровень

Низкий  уровень

Конец  проекта

Высокий  уровень

Норма                            

Средний  уровень

Низкий  уровень


Критерии  оценки:

1.Ребенок правильно  отвечает  на  поставленный  вопрос, понимает  смысл – 3 балла

2.Ребенок правильно отвечает  на  вопросы, испытывает  небольшие  затруднения – 2 балла

3.Ребенок  затрудняется  с  ответом, может  ответить  только  с  помощью  наводящих  вопросов – 1 балл

4.Ребенок  не  может  ответить на  поставленный  вопрос -0 баллов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский  сад «Байр»  с Яшалта  Республики  Калмыкия

«Образовательные  проекты  и  их  применение  

в  старшем дошкольном  возрасте»

(из опыта  работы воспитателя 1квалификационной  категории Левановой  С.Д.)

Тема  образовательного проекта - «Госпожа  Осень»

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: многие дети  не любят осень,  считают, что осень плохое время года: она  убивает деревья, цветы, заставляет  животных, птиц, насекомых заснуть.  Из–за осени  мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь.

Актуальность темы: Показать детям, что осень  красивое  время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров.

Вид проекта: Информационно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - ноябрь)

В проекте приняли участие  дети старшей  и подготовительной к школе группы, воспитатели  группы, музыкальный руководитель, родители.  

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года.

Весь проект работали над такими задачами: Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка растений, животных, птиц и насекомых к зиме, о «дарах осени»: овощах, грибах, ягодах, о труде людей осенью). Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

Создавать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Работу над проектом  начали с  того, что провели  диагностику знаний  детей  по теме проекта.  В результате стало понятно, в каких  вопросах  существуют  пробелы знаний. Поэтому  подбор  методической и художественной литературы, иллюстраций, создание  картотеки  стихотворений, загадок  велся  с  учетом  результатов диагностики.

К   работе  над проектом мы привлекли  родителей. Еще на подготовительном  этапе  родителям  были предложены  анкеты  «Что  ваш  ребенок  знает  об осени?»  Родителям  стало  понятно, на какие  вопросы  в  развитии  детей  надо  обратить   повышенное   внимание.  Были подготовлены  консультации, памятки  для  родителей  «Сезонные  изменения  в природе: учимся  наблюдать» «Конструирование  из природного материала», «Что  рассказать  ребенку  об  осени?»

В практический  этап  нашего проекта были  включены  занятия  «В гостях у Октябринки», «Птицы  нашего села», «Осень в нашем  селе». Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали детям во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.      

С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде. Для  закрепления  этих представлений  и дальнейшего  анализа погоды за прошедший  месяц был введен  календарь  погоды, где  дети  ежедневно  отмечали  явления погоды.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных.

Гуляя на участке дети замечали, что птичьих голосов становится слышно все меньше и меньше. Почему? Дети  делились  своими знаниями  о жизни  птиц, узнали, что  птицы улетающие в теплые края - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.

Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же», «Мы - осенние листочки».    Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад.

Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Дети, с огромным удовольствием играя, выполняли трудовые поручения по сбору листьев, составлению букетов  из  опавших  листьев.

Совместно  с  музыкальным  руководителем  детям  была  представлена музыкально-литературная  композиция  «Октябрь», где  дети  познакомились  с  произведениями  композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди и стихами  русских  поэтов А.Плещеева, А.Пушкина, А.Фета, И.Бунина., Рассматривали  картины  русских  художников  И.Левитана, В.Поленова, И. Шишкина. А в празднике «День  народного  единства»  с удовольствием  участвовали  и  родители.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию, в своих рисунках, аппликациях и поделках дети отражали всю увиденную красоту этого времени года.

Продуктами  проекта является  презентация «Госпожа  Осень», альбом речевого и художественного  творчества  детей, а также  выставка поделок  из  природного материала «Подарки  госпожи  Осени»

Очень полезна для нас была помощь родителей: они  принимали и принимают активное участие в жизни группы, участвуют  в творческих  выставках, проводимых в группе  и в  детском  саду.  Вместе с детьми посадили  на клумбе  розы, приобретенные  родителями в ходе  акции «Королева  цветов». 

Можно сделать выводы: мы реализовали поставленные цели и задачи на данном  этапе, активизировали творческое мышление детей, продолжаем  развивать творческий потенциал родителей, обогащать опыт сотрудничества родителей и детей.