Практико - ориентированный проект "К деткам елочка пришла, снег на ветках принесла" средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Формировать представления детей об объекте живой природы (ели), ее отличттельных особенностях от других деревьев, активизировать творческий потенциал детей и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: практико – ориентированный

Продолжительность проекта: средней продолжительности (декабрь)

По количеству участников: групповой (27 человек)

По характеру контактов: в рамках ДОУ

Состав проектной группы: дети средней группы, воспитатель, родители.

ЦЕЛЬ: Формировать знания детей об объекте живой природы (елке), её отличительных особенностей от других деревьев; активизировать творческий потенциал детей и их родителей.

ЗАДАЧИ:

  • Дать детям знания об объекте живой природе – ёлке;
  • Продолжать учить называть отличительные особенности ёлки;
  • Способствовать развитию и активизации словаря детей;
  • Развивать интеллектуальную инициативу у детей, творческие способности, эмоционально – ценностное отношение к природе, умение взаимодействовать с ней;
  • Способствовать вовлечению семьи в процесс реализации проекта;
  • Воспитывать интерес у детей к русским народным традициям, бережное отношение к природе.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Наступила зима. Вот уже снег хрустит под ногами. Приближение Нового года все ощутимее. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создает особое праздничное настроение. А почему, именно ёлка, стала символом Нового года? Разобраться в этом нам поможет исследовательская деятельность, осуществляемая  в ходе реализации проекта «К детям ёлочка пришла, снег на ветках принесла!».

В проекте  представлена совместная работа воспитателя, детей и родителей по формированию представлений о елке, как живом объекте, о символе Нового года, о бережном отношении к природе.

Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и направлен на совместное сотрудничество детей, родителей, педагогов дошкольного учреждения

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Расширение и обогащение представлений детей о живом объекте – ёлке;
  • Приобщить детей к процессу познания;
  • Сформировать эмоциональную заинтересованность;
  • Развивать словарный запас;
  • Развивать творческую активность детей и родителей;
  • Воспитать бережное отношение ко всему живому.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Начальный этап

  1. Подбор художественной литературы: стихи, сказки, загадки, дидактических, пальчиковых и подвижных игр.
  2. Подготовка познавательно – иллюстративного материала.
  3. Разработка мероприятий с детьми и родителями.
  4. Подготовка информационного материала для родителей.

Основной этап

Работа с детьми.

  1. Цикл наблюдений:
  • «Как узнать елочку?»

Цель: Упражнять детей в умении находить названное дерево по одному- двум признакам; показать особенности елки, по которым её легко выделить среди других деревьев (ветки покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длимее). Развивать умение отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать, воспитывать  интерес к рассматриванию.

  • «Здравствуй, елочка, зеленая иголочка»

Цель: уточнить представления детей о строении елки: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, колючими иголками, коричневые шишки (есть только на взрослой елке). Развивать описательную речь, воспитывать коммуникативную культуру у детей.

   

  • Чем прекрасна елка»

Цель: Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, зеленом наряде, в сверкающем на солнце инее на ветках, шишках. Развивать умение у детей любоваться деревом, разговаривать с ним. Дать представления о том, что вдыхать запах елки очень полезно для здоровья. Воспитывать бережное отношение к елке (стряхивать снег с веток).

  • «Сравним живую и игрушечную елки»

Цель: Показать детям главные особенности живого дерева (елка на участке живая_ у нее есть в земле корни, корни питают ель соками земли, в теплое время года дерево растет – у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, елка издает приятный аромат), игрушечная елка – искусственная, её сделали на заводе из пластмассы, у нее тоже есть ствол, ветки, но нет корней – она неживая, не пахнет, с нею можно играть).

  • «Поможем нашей елочке»

Цель: Дать детям представления о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому следует их  прикапывать снегом, который согревает корни и ствол. Воспитывать  у детей эмоционально – положительное отношение, сочувствие к живой елке, облегчить ее зимнее существование (легонько отряхивать снег с веток, так как большое количество снега на лапах елки вредно для нее, потому, что оттягивает ветки вниз и может сломать).

2.Ситуации, общение на темы:

                  - «Что мы знаем о ёлке?»

                  - Почему елочка колючая»

                  - «Елка – дерево Нового года»

                  - «Если не будет елочек на земле, что тогда мы будем наряжать на Новый год?»

3. Игровая деятельность.

  • Подвижные игры: «Салки – елочки», «Ель, елка, елочка», «Раз, два, три к елочке беги!».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, быстро бегать, быть внимательным, воспитывать умение выполнять правила игр. (См. Приложение1)

  • Дидактические игры: «На что похожа елка», Украсим елочку», «Назови, что видели», «Подбери игрушки по форме», «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (рассматривание елочных игрушек), «Сложи елочку», «Найди самую высокую (низкую) елочку», «Логическая елочка» и др. (см. Приложение1)

  • Театрализованные игры: «Елочка – наш дом», «В лесу родилась ёлочка».

Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованной деятельности, Продолжать учить детей вести диалог, используя мимику и жесты. Развивать интонационную выразительность речи, коммуникативные способности. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней.

(см. Приложение 2)

  • Пальчиковые игры: «Елка», Елочка», «На елке»,  «У всех Новый год» и т. д. (см. Приложение 3)
  • Развивающие игры:

- Экологическая развивающая игра «Акция в защиту зеленой елочки»

   Цель: расширять кругозор и представления о елке – как и где она растет, какую роль играет в жизни человека и природы. Воспитывать нравственные и эстетические качества, вызвать желание активного выступления в защиту елочек.

- «Елочки – палочки – соображалочки»

                           Цель: закреплять знания о треугольной форме, понятия: выше, ниже, больше, меньше.

                       - «Наряди елочку»

                           Цель: закреплять умение подбирать игрушки нужной формы и цвета, соотносить их с образцом,  развивать моторику рук.

                       - Читалочки  - смекалочки «Про елочку» (авторская разработка, см. приложение 4)

4. НОД.

  • НОД по экологии «Что за чудо – чудо елка, все колючие иголки»

Программные задачи: Дать детям представления о деревьях, растущих в лесу (елке), познакомить с тем, почему елка стала украшением Нового года. Активизировать речь через развитие диалогической речи. Развивать внимание, умение делать простейшие выводы. Воспитывать умение любить и беречь природу.

  • Интегрированное занятие «Елочка – красавица»

Программные задачи: Формировать представления детей о елке. Продолжать учить составлять загадки – описания. Активизировать использование детьми в речи пространственных предлогов и наречий. Упражнять в согласовании слов в предложении. Закреплять цвета, форму предметов, развивать моторику рук, творческую активность. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

  • НОД по формированию элементарных математических представлений «На елку к зайчикам»

Программные задачи: Продолжать учить  детей в количественном и порядковом счете в пределах 5, понимать и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Какой по счету?».  Закреплять умение различать понятия «вчера», «сегодня». Упражнять в отборе нужных геометрических фигур. Развивать мышление, память, восприятие. Воспитывать отзывчивость, желание помочь зайчику.

  • НОД по физической культуре «По заснеженным дорожкам»

Программные задачи: Закреплять умения выполнять различные виды ходьбы и бега не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Упражнять в прыжках с продвижением вперед, в подлезании под дуги разной высоты. Формировать представление о времени  года «зима», празднике «Новый год». Развивать ориентировку в пространстве, смекалку и ловкость в игре (игра «нарядим елочку лесным жителям»). Воспитывать чувство коллективизма, умение согласовывать свои движения с характером и ритмом музыки.

  • Рисование с элементами аппликации «Наша елочка»

Программные задачи: Продолжать учить детей рисовать новогоднюю елочку гуашевыми красками, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Показать зависимость конкретных приемов работы от общей формы художественного объекта (рисовать елки на основе аппликативного треугольника). Формировать способность зрительного обследования натуры. Воспитывать у детей яркие эмоции в ожидании праздника.

  • Аппликация (нетрадиционный способ: из ладошек)

    «Ну- ка, елочка, светлей заблести огнями!»

   Программные задачи: Учить передавать в аппликации образ елочки, используя нетрадиционный способ: ладошки. Поддерживать стремление у детей самостоятельно планировать свою работу. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

  • Лепка (тестопластика) «Елочка зеленая в гости к нам пришла»

Программные задачи: Учить детей составлять образ елочки из треугольников. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы декодирования совей работы. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Чтение  сказок: « Елочка», «Про елочку – звездочку», «Сказка про Новый год», А. Сожан «Сказка про елочку, которую не срубили», Г. Х. Андерсен «Елочка (см. приложение 5)

     стихов: И Черницкая «Елка», М. Кловова «Елочка», Е. Ильина «Наша елочка», А .Барто «Елка», Л. Левина «Елка», Т. Шапира «»Елка, елка, елочка», Т. Шатских «Новый год» (см. приложение 6)

6. Просмотр презентаций: «Новогодний хоровод», Н. А. Мигунова «Новогодняя сказка».

7. Музыка: разучивание песен по теме проекта, музыкально – двигательных игр «Елочка – красавица», «Как у дедушки Мороза»

Работа с родителями.

  1. Тематическая выставка художественной и познавательной литературы по теме проекта.
  2. Организация выставки рисунков детей и родителей «Зимне – новогодняя феерия»
  3. Организация творческой выставки «Елочка – красавица!»
  4. Наглядная информация для родителей «Традиция – наряжать елку!»
  5. Мастер – класс «Елочная мастерская» (изготовление елочек из ватных дисков, ее декорирование)
  6. Фотовыставка «Новогодняя елка нашей семьи»

     Заключительный этап.

  1. Украшение елочки на территории детского сада.
  2. Выпуск сборника стихов и загадок про елочку.
  3. Творческая выставка совместных работ детей и родителей «Елочка – красавица!»
  4. Выпуск альбома рисунков «Зимнее – новогодняя феерия»
  5. Новогодний праздник «Сегодня весело у нас, мы Новый год встречаем!» (Приложение7)

Анализ эффективности работы по проекту.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений о елке и её особенностях, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.  Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения за елкой, новые знания и впечатления ребята передавали в продуктивной деятельности. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, пальчиковых, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения.

                        В результате проделанной работы повысился уровень экологической культуры не только у детей, но и их родителей; родители активно включились в процесс реализации проекта.

Данный проект позволил развивать у детей творческое мышление, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать суждения.

         Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - формировать знания детей об объекте живой природы (елке), её отличительных особенностей от других деревьев; активизировать творческий потенциал детей и их родителей. Мы думаем, что это нам удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "К деткам елочка пришла"

Конспект новогоднего праздника для раннего возраста...

Праздник "К деткам елочка пришла"

Сценарий праздника для детей первой младшей группы с участием детей подготовительной группы....

Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста "В гости к деткам елочка пришла"

Сценарий новогоднего утренника для детей 2- 3 лет. На праздник приходят Дед Мороз, Снегурочка, зайчик и лиса....

Сценарий для детей "К деткам елочка пришла" 1 младшей группы

Цель:  Создать радостную и веселую атмосферу, вызвать у детей эмоциональный отклик, желание играть, петь, танцевать.задачи: 1.  Раскрыть творческие способности детей через различные вид...

Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста "К деткам елочка пришла,снег на ветках принесла"

Это занятие способствует  развитию познавательной активности детей, Формирует представление о зиме и свойствах елочки....

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ «К ДЕТКАМ ЕЛОЧКА ПРИШЛА»

ВЗРОСЛЫЕ: Ведущая, Снегурочка.ДЕТИ: свободные карнавальные костюмы.АТРИБУТЫ: снежный ком, игрушка Дед Мороз, корзина со снежками; снежки по 2 шт. в руки каждому ребенку; корзина с ложками по 2шт в рук...