КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: ЗИМА
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема: «Идет волшебница зима…» 

Программные задачи: 

Образовательные: 

- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»); 

- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»); 

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»); 

- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»); 

- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Чтение художественной литературы»); 

- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»); 

- продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественное творчество»). 

Развивающие: 

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»); 

- развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социализация»); 

- развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Музыка»). 

Воспитательные: 

-воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социализация»); 

- воспитывать чувство эпатии к родной природе (образовательная область «Социализация»). 

Оздоровительные: 

- регулировать смену деятельности; (образовательная область «Здоровье»); 

- чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Здоровье»); 

- снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Здоровье»). 

Оборудование: 

- магнитофон; 

- аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»; 

- иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»; 

- аудиозапись; 

- магнитная доска; 

- мольберт; 

- картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль; 

- ножницы; 

- бумага; 

- клей; 

- подушки 8 шт.; 

- синтепон; 

- декоративная трава; 

- стеклянные банки 2 шт.; 

- снег; 

- шарф; 

- снежки. 

Предварительная работа: 

- разучивание подвижной игры для физкультминутки; 

- обучение вырезанию снежинок из бумаги. 

Ход занятия 

- Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день! 

- мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. 

- Где мы были в прошлый раз? 

Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу. 

- Какие деревья встречаются в смешанном лесу? 

Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья. 

- Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса). 

Ответы детей: 

На картине изображена зима, 

На картине изображен зимний лес. 

- Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах: 

Тройка, тройка прилетела. 

Скакуны в той тройке белы. 

А в санях сидит царица – 

Белокоса, белолица. 

Как махнула рукавом – 

Все покрылось серебром. 

- А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики). 

- Ребята, отгадайте загадку: 

Назовите-ка, ребятки, 

Месяц в этой вот загадке: 

Дни его – всех дней короче, 

Всех ночей длиннее ночи. 

На поля и на луга 

До весны легли снега. 

Только месяц наш пройдет, 

Мы встречаем Новый год! 

Ответы детей: декабрь. 

Воспитатель показывает картинку с изображением декабря. 

- Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». 

- Как вы думаете, почему люди так говорили? 

Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму. 

- Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз? 

Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче. 

- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. 

- В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». 

- Как вы понимаете эту пословицу? 

Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д. 

Воспитатель ответы детей показывает на картинке. 

- Послушайте загадку про следующий месяц: 

Щиплет уши, щиплет нос, 

Лезет в валенки мороз. 

Брызнешь воду – упадет 

Не вода уже, а лед. 

Даже птице не летится, 

От мороза стынет птица. 

Повернулось солнце к лету, 

Что, скажи, за месяц это? 

Ответы детей: январь. 

Воспитатель показывает картинку с изображением января. 

- Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес». 

- Что бы это значило? 

Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре. 

- А греет ли январское солнце? 

Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет. 

- Январь считается самым холодным месяцем года. 

- В народе говорят: «В зимний холод всякий молод». 

- В какой сказке мужик мороза не испугался? 

Ответы детей: в сказке «Два мороза». 

- Почему он даже разделся в сильный мороз? 

Ответы детей: 

- Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку). 

Мы на саночки садимся 

И под горку быстро мчимся. 

Снег, снег, белый снег, 

Мчимся мы быстрее всех! 

Потом в лес все побежали 

И в снежки играть мы стали. 

(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки). 

(После физкультминутки дети садятся на свои места). 

- Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку: 

Снег мешками валит с неба, 

С дом стоят сугробы снега. 

То бураны и метели 

На деревню налетели. 

По ночам мороз силен, 

Днем капели слышен звон. 

День прибавился заметно. 

Ну, так что за месяц это? 

Ответы детей: февраль. 

- В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». 

- Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. 

- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. 

- Как вы думаете, что такое метель? 

Ответы детей: ветер со снегом. 

- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала. 

- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. 

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. 

- Скажите, как можно описать каждый месяц? 

Ответы детей: 

Декабрь – это самый темный месяц года. 

Январь – это самый холодный месяц года. 

Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга. 

- Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга? 

Ответы детей: из снега, снежинок. 

- Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги: 

Мы снежинки, мы пушинки, 

Покружиться мы не прочь. 

Мы снежинки-балеринки, 

Мы танцуем день и ночь. 

(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки). 

- Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана). 

- Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло. 

- А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек). 

- Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку). 

- Ребята, а что это такое? 

Ответы детей: это зеленая трава. 

- Как же она могла сохраниться под снегом? 

Ответы детей: слой снега не пропускает холод. 

- Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала? 

Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица». 

- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить? 

Ответы детей: девочка стала грустить весной. 

- Почему? 

Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять. 

- Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет? 

Ответы детей: 

Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный). 

Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре. 

- Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом). 

- Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял. 

- Почему, как вы думаете? 

Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу. 

- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали? 

Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме. 

- Какие зимние месяцы мы вспомнили? 

Ответы детей: декабрь, январь, февраль. 

- Какие природные явления мы научились различать? 

Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу. 

- Для чего нам это пригодится? 

Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе. 

- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками. 

- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»

Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия по окружающему миру  в средней группе по теме «Зимующие птицы» разработан с целью закрепления представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживо...

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе на тему «Зима и зимние забавы».

Цель: уточнение представления детей о зиме, зимних играх и забавах. Образовательные задачи:закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;Развивающие задачи:расширять и активизировать слова...