«Азбука экологии в ДОУ»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Мир, окружающий ребенка, —

это прежде всего мир природы с безграничным

богатством яв­лений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в при­роде, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

 

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с социумом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_ekologii_v_dou.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №69»

«Азбука экологии в ДОУ»

 

                                                                       Подготовила:

                                                                    воспитатель                                                      

                                                                         Воробьева Е.А.

г. Нижнекамск

Мир, окружающий ребенка, —

это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с социумом

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Возникает вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить хорошие результаты по экологическому воспитанию ? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься? В первую очередь нужно создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. Давайте рассмотрим такую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Обратите внимание: каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического воспитания (см. схему).

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.

Детский сад, специалисты, воспитатель создают необходимую развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.).

Экологизация предметно-развивающей среды

Цель: создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:

  • познавательного развития ребенка;
  • эколого-эстетического развития;
  • оздоровления;
  • формирования нравственных качеств;
  • формирования экологически-грамотного поведения;
  • экологизации различных видов деятельности.

Экологическое просвещение родителей

Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из родителей сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.

1. Экологическая информация:

— данные об экологической ситуации в поселке, жилого массива, где они отдыхают;

 — информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

 — правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

— выращивание экологически безопасного урожая;

 — комнатные, лекарственные, пищевые растения;

 — выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

 — домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

 — развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

 — информация самого ребенка на НОД в детском саду.

2. Совместная деятельность с детьми:

—походы, экскурсии;

 — участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы

 — выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

 — помощь в оборудовании экологической комнаты, центра природы, лаборатории, библиотеки;

 — природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев).

КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ  с другими учреждениями:

Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа:

-Центр детского творчества;

-школы;

-административные органы управления;

-организации по озеленению         

-Телестудии, пресса, радио, фестивали

Направления работы воспитателя:

— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

 — проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

 — выполнение отдельных экологических проектов;

 — создание условий для экологического воспитания в группах: организация центра природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

 — подбор растений и уход за ними (совместно с детьми);

 — работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

 —диагностирование детей (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

 — участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.

Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди  - внедрение новых эколого-образовательных  технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром

«Ребенок по своей природе –

пытливый исследователь, открыватель мира».

В.А. Сухомлинский

Использованная литература:

ЭКОЛОГИЗА́ЦИЯ -и; ж. Книжн. Внедрение экологии [экология I 2.] - комплекса мер, направленных на заботу об окружающей среде.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука экологии на прогулках"

.Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире....

Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулках"

Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"...

Консультация для воспитателей по теме: "Азбука экологии на прогулках"

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников....

Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"

Консультация для воспитателей по теме"Азбука экологии на прогулках"  1 Нужно ли задавать детям вопросы о природе? 2 Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном ира...