Как дикие животные живут зимой - конспект ОД
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белицкая Анна Алексеевна

Конспект проведения образовательной деятельности по экологическому развитию для детей средней группы на тему "Как дикие животные живут зимой". С применением ИКТ и инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

Конспект проведения

непосредственно образовательной деятельности

по экологическому развитию для детей средней группы

с применением ИКТ и инновационных педагогических технологий

«Как дикие животные живут зимой».

Подготовила:

Белицкая А.А. - старший воспитатель

МБДОУ детского сада № 4

Каневская

2014г.

Тема: «Как дикие животные живут зимой».

Цель: Уточнить знания детей об образе жизни диких животных

Программное содержание:

  • знакомить детей с образом жизни диких животных (белка, ёж, заяц, медведь) зимой;
  • формировать представление о характере питания, способах добывания пищи зимой, об условиях жизни зверей в зимних условиях (холод, снег, недостатки пищи), о способах приспособления к зимовке (изменение цвета шерсти, линька, утепление жилища, изменение характера пищи);
  • закреплять представления об особенностях каждого времени года, приспособлении животных к зимним условиям;
  • развивать умение устанавливать связи между цветом шерсти и средой обитания (окружающей средой), между зимними условиями и поведением зверей;
  • воспитывать любознательность, любовь к природе, экологическое сознание.
  • обогащение словаря детей словами и словосочетаниями: линяют, медведь объедается, белка делает запасы пищи, изменяется окраска шерсти.

Материалы:

Мультимедийный фотоальбом «Из жизни диких животных» со слайдами: «Зима в лесу», «Следы зайца», «Белка», «Рыжая белка», «Волчья стая», «Лиса», «Медвежья берлога», «Заяц», «Зимние кормушки». Загадка о зиме, игровизоры, фломастеры по количеству детей. Аудиозапись произведения П.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года».

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: И.Акимушкин «Жил-был медведь», В.Бианки «Голубой зверёк», «Приспособился», И.Соколов-Микитов «Беляк».

Ход НОД:

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  (И.Воробьёва)

Ответы детей.

Педагог показывает слайд с зимним пейзажем.

Вопросы к детям:

- почему вы думаете, что это зима?

- какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (ответы детей)

Звучит музыка П.Чайковского из цикла «Времена года» - Январь.

Педагог: Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдём в зимний лес, посмотрим, кто там живёт. Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой. Я вам буду рассказывать, а вы мне будете помогать.

Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет?

Слайд «Следы зайца».

Смотрите! Вот и чьи-то следы! На что они похожи? И кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал?  (Ответы детей)

Слайд «Заяц».

Педагог: Чем питается заяц зимой? (Дети: корой деревьев и мелкими ветками). К зиме заяц меняет свою шубку – она линяет, и  шубка из серой становится белой. Вспомните, какую загадку вы знаете об этом? (Дети: зимой белый, летом серый). Заяц очень пуглив. А кого он боится? (Дети: лису, волка). Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (Дети: ноги). Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то как он будет защищаться? (Дети: отбиваться лапами, кусаться). Какие зубы у зайца? (Дети: острые). А какие у него уши? (Дети: у зайца большие чуткие уши). А почему зимой заяц белый? (Дети: белая шкурка помогает спасаться от врагов).

Вспомните, кто ещё меняет свою шкурку зимой? (Дети: белка).

Если дети затрудняются ответить на вопрос, педагог дополняет, корректирует ответ.

Слайд «Белка зимой»

А чем питается зимой белка? (Дети: ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). А вот и сама белочка. Какого цвета она? (Дети: серая.) Почему? Какие деревья зимой? (Дети: голые и серые).

А белочку какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (Дети: рыжего). Если дети затрудняются ответить на вопрос, педагог дополняет, корректирует ответ.

Слайд «Рыжая белка»

Педагог: Сравните 2-х белок – чем они похожи, чем отличаются? (Ответы детей). Как называется жилище белок? (Дети: дупло, гнездо). В дупле у белки сухо, тепло, она все дырочки мхом законопатила. 

Слайд «Белка в дупле»

Педагог: Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Зачем? Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне – дупло. В дупле – тепло. А как она от врагов защищается? (Возможные ответы детей: лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева). И белка приспособилась жить зимой в лесу. (Ответы детей: живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, можно легко лазить по деревьям).

И белки и зайцы меняют шубку на зиму. Они приспособились к жизни в лесу зимой. Давайте покажем, как зайцы умеют прятаться от хищных животных.

Дети повторяют за педагогом движения согласно смыслу слов.

ФизкультминуткаЗайка серенький».

Зайка серенький сидит (присаживаются)

 Он ушами шевелит. (показывают ушки ладошками)

 Вот так, вот так (сгибают и разгибают ладони поочерёдно)

 Он ушами шевелит. (сгибают и разгибают ладони поочерёдно)

Зайке холодно сидеть (встают)

 Надо лапочки погреть. (показывают ладошки, вытянув руки вперёд)

 Вот так, вот так (трут ладошки друг об друга)

 Надо лапочки погреть. (трут ладошки друг об друга)

Зайке холодно стоять (руки крест - накрест, поглаживают предплечья)

 Надо зайке поскакать. (прыгают на двух ногах)

 Вот так, вот так (прыгают на одной ноге)

 Надо зайке поскакать.(прыгают на другой ноге)

Зайку волк испугал (закрывают ладонями лицо)

Зайка тут же убежал. (бегут на месте)

Дети  садятся на места.

Педагог: От кого убежали наши зайчики? (Дети: от волка). Почему? (Дети: волки – хищники, они могут догнать и съесть зайца). Педагог корректирует ответы детей, если они затрудняются.

Педагог: К зиме у волка шерсть отрастает, становится густой и очень тёплой.

Слайд «Волчья стая».

Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью? (Ответы детей: волк, волчица и волчата). В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Как красиво в лесу! Снег сверкает, словно серебро, и все деревья прикрыл от мороза. Отгадайте про кого эта загадка: “Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела” (Дети: лиса)

Слайд «Лиса»

Педагог: Величают её: “Лиса – всему лесу краса!” Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Что ей помогает выискивать добычу? (Дети: хороший слух и нюх). Чем ещё питается лиса? (Дети: мелкие зверушки, птицы, мыши). Лисица проворный и осторожный зверь. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Ну, уж тогда спасайтесь мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Ну, а уж если совсем голодно лисе, то она идёт в деревню кур да уток воровать. А зачем лисе такой пушистый хвост? (Дети: согревает, следы заметает). А кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. А вы хотите поиграть с хитрой лисой?

Игра: “Лиса и зайцы”. (Выбирается ребёнок – лиса. Дети должны прыгать, петлять, прятаться, убегать.)

Педагог: По лесной лужайке разбегались зайки (дети разбегаются)

Вот какие зайки, зайки - побегайки. (Прыгают).

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок.

Вот какие лапки, лапки – царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся). Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.

Ребёнок: ищет зайцев и поет “Где же, где же зайки? Зайки-побегайки? Ах вот вы где!” (Догоняет). Игра проводится 2 раза. После чего дети идут на места.

Педагог: Много зверей мы встретили сегодня, а почему не видно медведя в нашем зимнем лесу? (Дети: потому что медведь зимой спит). 

Слайд «Берлога»

Где спит медведь? (Дети: в берлоге) Из чего он её сделал? (Ответы детей). Медведь натаскал молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накрыло снежное одеяло и медведю тепло в ней спать. Что ел медведь летом? (Дети: ягоды, грибы и т.д). Есть ли зимой для медведя корм в лесу? (разные ответы детей). На зиму медведь не делает запасов, потому что он всю зиму спит. 

Слайд «Зимние кормушки»

Итог. Зима – самое трудное время для лесных животных. Зимой холодно и голодно. Охотники и лесники подкармливают зверей. Они летом и осенью заготавливают корм для подкормки лесных зверей: сено, березовые и сосновые ветки, овощи и зерно. Зимой все это раскладывают в кормушки, которые стоят на лесных полянах. О домашних животных заботится человек, им не надо бояться хищных зверей и думать о пропитании. Дикие же животные делают запасы на зиму, либо впадают в спячку. А чтобы спрятаться от врагов, спастись от холода, меняют свою шубку.

Работа с игровизорами: «Дорисуй животное» - дорисовать животное по точкам.

Список использованной литературы:

  1. Образовательная область «Познание». Методический комплект программы «Детство». З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А.Ивченко, Л.С.Римашевская, Н.О.Никонова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, М.: ТЦ Сфера, 2013
  2. http://lib2.podelise.ru
  3. http://maam.ru

Приложения:

  1. Мультимедийный фотоальбом со слайдами
  2. Запись пьесы «Январь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
  3. Макет игровизора с описанием его изготовления
  4. Картинка для дорисовывания «Белка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Как наши животные живут зимой"

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему: «Как наши животные живут зимой». Цели:1) Закрепить знания о диких животных.Познакомить детей...

Конспект ОД детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как наши животные живут зимой».

Конспект ОД детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как наши животные живут зимой»....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности На тему: «Как наши животные живут зимой»

Используемые современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.Интеграция О.О.- познавательное, речевое, социально-личностное развитие;Цель: закрепить...

Конспект ОД по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: "Как наши животные живут зимой"

Конспект ОД по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: "Как наши животные живут зимой"...

"Как наши животные живут зимой?"

животные нашего края...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Проект "Как дикие звери живут зимой"

Формирование знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных....