Картотека дид игр по экономической культуре
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Юрьева Елена Семеновна

Основные направления реализации проекта:    

совместная деятельность воспитателя с детьми – беседа, наблюдение за работой повара, чтение художественной литературы, беседы с детьми, изготовление работ из пластилина, соленого теста, интерактивного песка, выполнение аппликаций,дидактические  игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_igr_po_ekonomicheskoy_kulture.docx234.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3» города Нерюнгри

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

     C:\Users\днс\Desktop\091930f71a020b43e4e4d5b6fcba7708.jpg                          C:\Users\днс\Desktop\2179688.jpg

№ 1

Дидактическая игра

«Кто что делает?»

                 

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: 

карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: 

ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответст-вующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант:

 дети подбирают инстру-менты (картинки), кото-рые необходимы для ра-боты людей тех профес-сий, которые изображены на картинках.

№ 2

Дидактическая игра

«Товарный поезд»

                 

Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара. Классифицировать по месту производства.

Материал: 

Материал: карточки с изображением товара, изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: 

дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, посуда, игрушки, одежда и т.д 

Вариант:

дети раскладывают товар по категории : потребности и необходимые потребности

№ 3

Дидактическая игра

«Что и когда лучше продавать?»

                 

Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал: 

карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года; мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание: 

дети заполняют мага-зины товарами в соот-ветствии с сезоном.

.

Вариант:

 «покупатели» приобретают товар в соответствии с сезоном


№ 4

Дидактическая игра

«Наоборот»

                 

Цель: научить     самостоятельно    находить противоположные по смыслу слова.

Материал: 

подбор слов противоположного значения.

Содержание: 

воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

Вариант:

 дети подбирают инстру-менты (картинки), кото-рые необходимы для ра-боты людей тех профес-сий, которые изображены на картинках.

№ 5

Дидактическая игра

«КАКИЕ БЫВАЮТ РАСХОДЫ»

                 

Цель: Показать детям ,что расходы бывают обязательные(основные) и необязательные (не основные). МАТЕРИАЛ: ХОД. Вариант1:. Вариант2:.

Материал: 

Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы(мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги ,карточки белого и красного цвета.

Вариант № 1 

Ведущий показывает картинку с изоб-ражением какого-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости

Вариант № 2

 Детям раздаются пред-метные картинки, кар-точки раздаются двум детям. По сигналу воспи-тателя дети становятся вокруг ребенка необхо-димого по их мнению цвета

№ 6

Дидактическая игра

«МАЛЕНЬКИЕ ПОКУПКИ»

                 

Цель:  Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Материал: 

         Картинки с изображением различных предметов(товаров),ценники, деньги

Содержание: 

Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:

- Покупка только одного предмета(товара).

- Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).

- Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по цене)

 

№ 7

Дидактическая игра

        

«        ИНТЕРЕСНЫЕ ПОКУПКИ»

                 

Цель:  Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков. МАТЕРИАЛ: ХОД:

Материал: 

Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

Содержание: 

Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:

- купить вещь (предмет), которая стоит….рублей;

 - назвать, что можно купить за …..рублей;

 - самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.

№ 8

Дидактическая игра

«УЗНАЙ ТОВАР»

                 

Цель:  Дать понятие, что каждая вещь-товар. Товары бывают разного назначения.

Материал: 

Картинки с изображением товара различного назначения(промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и др.)

Вариант № 1 

Покупатель описывает товар не называя его, продавец отгадывает и отдает

Вариант № 2

Покупатель называет назначение предмета или некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает. Вариант № 3

Покупатель называет то что может получиться

№ 9

Дидактическая игра

«ЧЕЙ СУВЕНИР»

                 

Цель:   Познакомить детей с народными промыслами (Городецкая, хохломская и т.д.).

Материал: 

Картинки –пазлы

Вариант № 1

   Детям предлагаются пазлы с изображением различных народных промыслов. Ведущий показывает картинку дети определяют у кого какой промысел и складывают пазлы .

Вариант № 2

  Дети самостоятельно выбирают пазлы одного промысла.

 Вариант № 3

Ведущий называет промысел, дети находят изображения изделий этого промысла 

№ 10

Дидактическая игра

«Детская лотерея»

                 

Цель:  Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.

Материал: 

Лотерейные билеты с указанием номера и серии; специальные призы (детские поделки);  табло.

Содержание: 

Лотерея - это возможность выиграть что-либо на купленные лотерейные билеты. Дети покупают билеты, а дальше все разыгрывается как в настоящей лотерее. Крутится барабан с шарами, и объявляется номер билета ,на который « выпал» выигрыш. Дети сравнивают номера билетов с номерами на табло. Это беспроигрышная лотерея

 

№ 11

Дидактическая игра

«Угадай, какая это профессия»

                 

Цель:  Закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Материал: 

Карточки картинки с изображением людей разных профессий

Вариант № 1  

Воспитатель описывает профессии рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя, и т.д.но не называет их. Дети отгадывают.

Вариант № 2

  Игра с карточками, на которых изображены :банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д.Детям раздаются карточки и они говорят чем занимаются люди работающие например в больнице.

№ 12

Дидактическая игра

«Кто что делает?»

                 

Цель:   Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: 

Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир.) и трудового действия (взвешивания товара ,готовит еду, рисует )

Содержание: 

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант: Дети подбирают инструменты ( картинки ),которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

 

№ 13

Дидактическая игра

«НАЗОВИ ПРОФЕССИИ»

                 

Цель:  Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий.

 

Материал: 

Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание: 

Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

 

№ 14

Дидактическая игра

«КТО ТРУДИТСЯ, КТО ИГРАЕТ»

                 

Цель:   закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – не трудовой)

Материал: 

набор карточек с изображением игровых и трудовых процессов.

Содержание: 

У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствия).

 

№ 15

Дидактическая игра

«КАКИЕ БЫВАЮТ ДОХОДЫ»

                 Цель:  Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: 

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание: 

  Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.

№ 16

Дидактическая игра

«ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД»

                 

Цель:  Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.  

Материал: 

Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами

Вариант № 1  

Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопро-дукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.

Вариант № 2

Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.

№ 17

Дидактическая игра

«МАРШРУТЫ ТОВАРОВ»

                 

Цель:  Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

Материал:  картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п.

Содержание: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием магазина

 

№ 18

Дидактическая игра

«СОБЕРИ ВМЕСТЕ»

                 

Цель:   Расширить представление детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

 

Материал: 

Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание: 

  У каждого ребенка – карта. На которой нарисованы разные предметы. Используя круги Эйлера – Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобное – несъедобное; игрушки – орудия труда.

№ 19

Дидактическая игра

«УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»

                 

Цель:  Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов.  

Материал: 

Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д

Содержание: 

  дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

№ 20

Дидактическая игра

«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

                 

Цель:  Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: 

Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание: 

Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

№ 21

Дидактическая игра

«ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?»

                 Цель:  Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: 

карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Содержание: 

  Ребенку предлагается пара карточек с изоб-ражением одинаковых товаров. Из двух пред-ложенных вещей – вы бирает ту, которую ку-пят быстрее, и объяс-няет причину своего выбора

№ 22

Дидактическая игра

«ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?»

                 

Цель:  Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности ( времени года) на реальный спрос.

Материал: 

Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров

Содержание: 

  Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан – в «летний» магазин

№ 23

Дидактическая игра

«ДОМИНО»

                 

Цель:   Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.  

Материал: 

карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание: 

  Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок, слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобранны карточки. Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

№ 24

Дидактическая игра

«ХОЧУ И НАДО»

   Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

               

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Содержание: 

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

№ 25

Дидактическая игра

«ГДЕ ПРИГОДИТСЯ»

                 

Цель:    уточнить использование данного продукта.

Материал: 

слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.

Содержание: 

соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

  

№ 26

Дидактическая игра

«Различие в потребностях»

   Цель:   дать детям представление о потребностях; показать детям различие между мужскими и женскими потребностями.

               

Материал: 

Карточки с изображением различных предметов

Содержание: 

Ведущий называет  различные предметы, и если они относятся к потребностям мальчиков - мальчики будут поднимать руку вверх (условно 1 группа - мальчики), а если это потребности девочек - то девочки должны поднять руку вверх.

№ 27

Дидактическая игра

«КОМУ ЧТО НУЖНО»

                 

Цель:   закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.  

Материал: 

карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Содержание: 

   разложить карточки в соответствии с профессией человека.

№ 24

Дидактическая игра

«ХОЧУ И НАДО»

   Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

               

Материал: 

карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Содержание: 

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

№ 28

Дидактическая игра

«КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»

 

 Цель:  научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

               

Материал: 

карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Содержание: 

выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

№ 1

Ситуативная  игра

                 

Цель:    учить нахождить оптимальный  выход из сложившийся ситуации . (Ключевое понятие «потребность»).

Ситуация:

 Мальчик 5 лет расплакался в магазине игрушек. На полке стоял огромный самолет, о котором он давно мечтал. Но вот мама наотрез отказалась покупать эту чудесную вещицу! Говорит, что нужно купить продукты к ужину: хлеб, картофель, чай и торт, о который просил мальчик.

Задание:  

предложите свои варианты выхода из этой ситуации

в пользу мальчика.

  

№ 2

Ситуативная  игра

                 

Цель:   нахождении    компромисса   между участниками ситуации (ключевое понятие  

«услуга»).

 

Ситуация:

У Миши, друга Кати, самый красивый и большой велосипед во всём дворе. Ах, как хотелось Вити прокатиться на нём с ветерком! Но, проси не проси, а Мишка - жадина.

    Задание:

 Найдите    компромисс   в   сложившейся ситуации.

№ 3

Ситуативная  игра

                 

Цель:    учить  нахождить  выход    из     сложившийся ситуации методом  проб  и  ошибок (ключевое понятие «товар»).

Ситуация:

Очень часто любимые мультфильмы прерывают рекламой. А вот всё ли товары так полезны и хороши, как об этом говорится в рекламе? Какой же йогурт выгодно покупать?

    Задание:

 предложите критерии оценки йогурта вместе с планом проведения эксперимента с детьми.

№ 28

Дидактическая игра

«Разменяй  валюту»

 

  Цель:  закрепить знание валют разных стран, развивать счет в пределах 20

               

Материал: 

Карточки  с изображением  банкнот  и монет разного    достоинства

Содержание: 

Подобрать к банкноте нужное количество монет разного достоинства

№ 28

Дидактическая игра

«Бартер».

   Цель:   Закрепить экономическое понятие «бартер», натуральный обмен. Развитие речи. Логическое мышление, творчество

Материал: 

Коробка с лежащими в ней карточками, на которых нарисованы «Одежда», «Обувь», «Продукты питания», «Электрические приборы» и т. д. По 6 карточек на каждого играющего.

Содержание: 

Ведущий  перемешивает стопку карточек и раздает детям по 6 карточек.

Ребенок, должен посмотреть каких карточек у него не хватает для комплекта, в котором должно быть 6 разных потребностей человека «Всю обувь», но если у ребенка не хватает или лишние какие то потребности, то ему надо договориться и совершить нужный обмен. Выигрывает тот, кто набирает полный комплект карточек с 6 одинаковыми потребностями.

№ 32

Дидактическая игра

«Аукцион».

   Цель:   Закрепить экономическое понятие Аукцион (Аукцион - это  распродажа различных товаров,Товары выставляются на возвышенных местах. На них устанавливается начальная цена. Желающих купить товар стараются по очереди уплатить больше денег, чтобы купить товар, который ему понравился. Тут не торгуются как на рынке, где можно купить дешевле, а цена с каждым ударом молоточка ведущего аукциона растет. На аукционе продаются редкие  товары, например: картины известных художников, старинные книги)

Материал: 

Картинки с изображением различных товаров, банкноты, монеты, деревянный молоточек

Содержание: 

Ведущий: « Начальная цена - 2 копейки». Стучит молоточком, на каждый удар молоточка цена повышается, товар. Далее продается картина, бусы, игольница.

         

№ 33

Дидактическая игра

«Товар- услуга».

   Цель:    формировать представление о товарах и услугах, необходимых для удовлетворения потребностей.

Материал: 

Картинки с изображением различных товаров и  оказанием  услуг

Содержание: 

Правила: определить, к какому понятию — «товар» или «услуга», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

     

 

                                                                         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти треб...

Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр.

формирование основ безопасного поведения в социумеформирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваформирование готовности к совместной деятельности...

Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ эконо...

«Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста посредством разнообразной детской деятельности» «Путешествие в страну Экономика»

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной жизни общества....

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...