НОД "Экология"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НОД "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ekologii.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Учитель года - 2016»

Номинация «Воспитатель года»

261033_html_m330fa84

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Педагогическое мероприятие с детьми»

Елфимова Е.Н.

Ст. Обливская

ст. Обливская

2016 год

Конспект открытого показа непосредственно образовательной                деятельности в подготовительной группе

                             Тема: «Экспедиция на Северный полюс»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире.

                                                     

Образовательные задачи:

-дать представление об особенностях географического положения Арктики;

- познакомить детей с природными условиями Арктики и ее обитателями;

- уточнить  и активизировать словарь детей по теме «Арктика» (айсберг, глобус, северное сияние), способствовать  развитию связной речи;

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, смекалку,  умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

-  упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;

- развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

- способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики;

- развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к исследовательской  деятельности;

- готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;

- воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Ход НОД:

Воспитатель.  Добрый день,  ребята. Меня зовут Елена Николаевна, а как вас зовут,  я вижу и мне очень приятно познакомиться с вами. 

Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда  они справились  с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что они получились совсем разные (показ слайдов). На одном мы увидели суровую тундру, на другом пышные джунгли, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя, горные вершины, глубины океана, глубокие пещеры и суровые пейзажи вечных льдов.

- Как вы думаете, почему у Земли разные лица? (потому что в разных уголках Земли сложились разные природные условия, где-то всегда лето, где-то наоборот - зима).  Скажите, а в кокой сказке герой попадает из одной природной зоны в другую (сказка В.Катаева «Цветик –семицветик»), да Женя мгновенно оказалась на северном полюсе и также быстро попросилась обратно. Почему? ( Там было очень холодно и ещё Женя испугалась белых медведей).

-  А вы хотите попасть  на северный полюс? Полюбоваться его пейзажами? Увидеть  суровую красоту? – Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (глобус -макет земли).  Сейчас я вам похожу на глобусе, где находимся мы,  а здесь северный полюс – это центр северного ледовитого океана, а северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли  называется Арктикой. Ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. Так давай же организуем научную  экспедицию. А вы знаете, что такое экспедиция? И почему научная? Одеваемся потеплей.

Физминутка:

Я надену шубку

Я надену шапку,

Я надену шарфик

И еще платок.

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну.

И хоть мы маленькие,

Мы обуем валенки!

- Молодцы! А сверху  надеваем специальные жилетки «Российская экологическая  экспедиция». Но, чтобы всё зафиксировать, возьмём с собой фотоаппарат.  Только нам нужно быть дружными, чтобы не отстать и не потеряться в пути. А добраться до Арктики нам поможет волшебный «Парашют». Итак, в путь! Берёмся за петлю «парашюта», идём по кругу.
(Дети берутся одной рукой за петлю пособия «Парашют» и идут по кругу).

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи друзьям дорогу.  (идут по кругу, высоко поднимая ноги).
Завертелись, завертелись и помчались с ветерком. (топающий шаг)
Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом. (бег по кругу)
Через горы, через горы мы пойдем.
Через горы ледяные перейдем. (ходьба на носках, «парашют» вверх)
По торосам ледяным мы побредем, 
К океану ледовитому придём.
Ходят волны вокруг ледяные.
Вот такие они, вот такие (поднимать руки вверх и опускать вниз)

- Ребята, внимание приземляемся (присели, положили парашют).  Приземлились. Не замёрзли? Ой, смотрите, смотрите! Кто это? (Белые медведи).

- Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
– Чем же питается белый медведь? 
(Рыбой, тюленями, моржами).
– Как же медведю удаётся поймать рыбу? 
….. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
– Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с мокрой шерстью на сильном морозе? 
(Ответы детей).
– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
– Хотите это проверить?

- Тогда, пройдемте к столам. Посмотрите, стоят ёмкости с водой. В ёмкость опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала мокрой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? 
(Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? 
(Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? 
(Шерсть пропитана жиром). А еще я хочу вам сказать, что белые медведи занесены в Красную книгу. В неё записывают животных, которых осталось очень мало. На них нельзя охотиться.

- А каких обитатель Арктики вы ещё знаете? (тюлень, морж, пингвин и т.д.)

Растительность Арктики очень скудна. Весной, когда пригреет солнце, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на цветущий ковер. При всей бедности растительного мира тундры, здесь есть даже цветы: камнеломка, мхи и лишайники.

На скалистых берегах -  птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики. По побережью живут гуси, утки. Лето здесь короткое. Навещают этот край многочисленные птицы, которые устраивают «птичьи базары».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отправь животное на родину» (на доске две карты (материки).  Выбирают животных Севера, жарких стран.

 - Назовите животных севера и животных теплых стран.

- Почему животные жарких стран не могут жить на Севере? (у них нет теплой шерсти и толстого подкожного жира)

- Почему животные Севера не могут жить в жарких странах? (у них густая шерсть и толстый слой подкожного жира, им будет жарко).

- Ребята! Вы что-нибудь слышали об айсбергах? Как же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов откалываются от ледника огромные,  ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Айсберги большую опасность представляют для кораблей. И чтобы не произошло столкновение айсбергов, создан  Международный ледниковый патруль, чтобы следить за движением айсбергов и предупреждает кораблей об опасности. (слайд)

- Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Возьмем большой кусок льда и опустим в емкость с водой. Что происходит? Почему лед не тонет? (Ответы детей) Выталкивающая сила воды больше веса льда.

- Почему не тонут айсберги? (Слайд)

- Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают по морю по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части.

- Ой, посмотрите, кто- то плывёт  на льдине тоже в Арктику?  Пойдём  к нему, узнаем кто это. Только надо идти осторожно.

Физкультминутка:

Мы идем себе вперед

Очень удивляемся.

Слева-лед

И справа-лед,

Перед носом тоже - лед,

Где же он кончается?

- О, это Пингвинёнок, здравствуй!  Ребята, пингвины животные или птицы? Почему вы так думаете? Кто знает, где живут пингвины? (ответы детей). Пингвины - это птицы. Они живут в Антарктиде. Пингвины не боятся людей. Они очень любопытны.

- Пингвин хочет узнать: «Может ли лёд  таять?»

-  Давайте проверим. В емкость с теплой водой опустим кусочек льда. Что вы замечаете? (Лед тает в теплой воде и превращается в воду.)

Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.

Что такое лед? (Лед - это вода, только в твердом состоянии). Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью не могут. Лето в Артике короткое и не жаркое. Что-то холодно здесь, руки замерзли, даже в варежках. Давайте погреем наши ручки, подуем на них несколько раз, выдувая воздух с силой. Только помните, что делаем вдох носом, не поднимая плечи, а выдувая воздух, щеки не надуваем.

Молодцы.

-  Пингвинёнок хочет поблагодарить вас и показать своё волшебство. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление, как вы думаете, что это? (показ слайда)

Наш удивительный мир подарил нам чудо природы. Северное сияние можно увидеть и на северном полюсе — в Арктике, и на южном полюсе — в Антарктиде. Вам понравилось северное сияние? А давайте мы его нарисуем, станем художниками.

Подходите к столам. А как рисовать, я вам покажу.  Но сначала разомнём наши пальчики, «снимаем варежки».         

Пальчиковая  гимнастика " Животные севера" 
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
 Звери необычные, к холоду привычные.
 («Замок», меняя положение пальцев) 
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

- Пальчики размяли. Ну что приступим? Скажите, а на что похоже Северное Сияние? (ответы детей) – на заборчик, зигзаги, волны, цветомузыку, гирлянду и т. д.

 Получилось! Здорово! Как я рада! 

- Давайте красивые рисунки оставим пингвинёнку.

- За вашу любознательность, за активно выполненные задания, за проявленный интерес к жизни Арктики вам вручаются медали «Юные полярники». Я надеюсь, что вы и дальше будете интересоваться не только Арктикой, но и жизнью других материков!

А нам пора возвращаться обратно на «парашюте» домой.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи друзьям дорогу. (идут по кругу, высоко поднимая ноги)
Завертелись, завертелись и помчались с ветерком.(топающий шаг)
Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом. (бег по кругу)
Через горы, через горы мы пойдем.

И в детский садик мы придём.
- Ребята, внимание приземляемся (присели, положили парашют).  Приземлились.

Итог занятия:

- Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

-Что особенного в природе Арктики?

- Какие растения встречаются на севере?

- Каких животных Крайнего Севера вы встретили?

- Что такое северное сияние? 

-  Давайте вспомним, что мы узнали о свойствах льда?

1. Не тонет

3. Тает

4. Лед - это вода, только в твердом состоянии.

-  Да, вернувшись домой, мы можем сделать прогноз в отношении северного  Ледовитого океана он остаётся тайной за семью печатями. И поэтому он будет находиться под пристальным вниманием учёных, которые ведут непрерывный мониторинг состояния Арктических льдов и составляют прогноз на будущее.  Сейчас вы пойдете в группу, а вечером расскажете мамам и папам, где вы сегодня были и что нового узнали. Мы с вами настоящая дружная экспедиция.  Вы мне очень понравились! Всего доброго!