«Театрализованные игры в экологическом воспитании старших дошкольников»
консультация (старшая группа) по теме

В данной статье описывается опыт использования театрализованных игр в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

  Департамент образования г. Москвы
Северо-восточное окружное управление образования
ГБОУ детский сад комбинированного вида №696



Отчет по самообразованию:
«Театрализованные игры в экологическом воспитании старших дошкольников»

        Воспитатель

        Назарова С.Е.

                                                       Москва, 2012.

 Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит  разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только  человека, но и всего живого на земле.
  Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.
  В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многим другим следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена «экологическая культура и её воспитание у современных дошкольников».

Цель моей работы:

Формирование экологических представлений и развитие    артистических      способностей     детей        через  театрализованную      деятельность.

Задачи и методы:

·        последовательное  знакомство детей с видами театра;

·       поэтапное освоение детьми видов творчества;

·        совершенствование артистических навыков детей;

·       раскрепощение ребёнка;

·       работа над речью, интонациями;

·       коллективные действия, взаимодействия;

·       пробуждение в детях способности   живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

   Выбранная мною тема «Театрализованные игры в экологическом воспитании детей» важна по целому ряду причин:

  1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
  2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
  3. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

   Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

   В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

   Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

   Прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Идеальным способом развития эмоциональной сферы дошкольников является театрализованная деятельность. Театральные игры, праздники и развлечения помогают детям увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Система гуманитарно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста предусматривает использование комплекса педагогических средств, одним из которых является приобщение детей к театральному искусству, формирование у них базиса личной культуры через творчество и красоту.
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

  Игра была и остаётся предметом многочисленных научных исследований с точки зрения её связи с детским творчеством. Творческий потенциал игры огромен, особенно игры театрализованной.

  Театральная деятельность способствует развитию и воспитанию в детях эмоциональной отзывчивости и гуманных чувств, творческого воображения и инициативы, чувства партнёрства, развитию образности и выразительности речи детей. Театрально-игровая экологически ориентированная деятельность пробуждает в детях сочувствие к братьям меньшим, позволяет действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных живых существ и людей, которые за них в ответе.

  Следует отметить, что в театрализованной деятельности воспитательный эффект достигается и самим процессом работы над спектаклем: атмосфера совместного творчества, эмоциональный подъём, нестандартные условия общения, ожидание чуда - будущего спектакля. Всё это благоприятно влияет на развитие ребёнка. Театр помогает ребёнку открыть для себя окружающий мир с романтической, занимательной, сказочной стороны.
  Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

   В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.

   В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. 
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

   Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов; восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.

   Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.

   Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

   Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

   Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

   Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

   В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровожцения, афиш, программок.

   Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.

   Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;

• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованой игры в самостоятельной детской деятельности.

   Задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

   Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

   Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)

   В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.

   Усложняются тексты для постановок. Их отличает более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

   Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

   У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

   Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".

   Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

   Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

   Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

   Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

   Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

   Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

   Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

   Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

   Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

   Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

   Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой. На первом этапе выявляются склонности  и способности детей, читается сценарий, обсуждаются характеры персонажей, прослушивается музыкальный ряд, обсуждается материальная среда будущего спектакля - декорации, костюмы, реквизит и т. д. - то есть создаётся коллектив единомышленников - детей и взрослых.

   Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. На втором этапе - распределяются роли, и начинается поиск возможностей и создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности. Детей учат держаться на сцене, взаимодействовать в мизансценах, вести речевой диалог.

  Различные игры-этюды, творческие задания и упражнения помогают ребёнку овладеть средствами образной выразительности, интонацией, мимикой, позой и жестами.

   Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

   Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой. Всё, что окружает ребёнка - воспитывает его. Нужно со всей серьёзностью подходить к оформлению спектакля, продумывать расположение декораций и реквизита, созданию артистического костюма. Декорации и реквизит должны быть мобильными, простыми в употреблении, вариативны и полифункциональны.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

·    просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

·    игры-драматизации;

·    упражнения для социально-эмоционального развития детей;
1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
  Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
2. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер.). 3.Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.
  Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3-4 высказывания); ответы оцениваются.
  Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», - говорит педагог. Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.
 Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

·   коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
 ·   задания для развития речевой интонационной выразительности;
                                                 
Игры и упражнения на развитие выразительности речи.

1. «Животные и их детеныши» - выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и теленок».


2. «Ворона и сороки» - тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр - карр, тр-тр).


3. «Эхо» - выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу - гудок паровоза, ааа - крик ребенка; слоги га-га - га, ко - ко - ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.


4. «Чей домик?» - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук - тук) и спрашивает: «Кто в домике живет? » Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

5. «Угадай, кто пришел» - выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).

·   игры-превращения (« учись  владеть своим телом»), образные упражнения;
Игра «Море волнуется раз…»
Дети встают в круг. Выбирается ведущий. Ведущий встает в центр круга. Дети поднимают руки на уровне груди и машут из стороны в сторону, произносят слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура петуха изобрази!» Ведущий с помощью жестов, движений изображает заданную фигуру. Происходит смена ведущего, игра продолжается.
·   упражнения на развитие детской пластики;
·   ритмические минутки (логоритмика);

·   пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

·   упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.
·     театральные этюды;

·   отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.

К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.

Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.

Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.

В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».

В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.

·   подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

·   знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

   Систематическое и планомерное приобщение детей к театральному искусству, создание творческой атмосферы, оказывает большое влияние на раскрытие их талантов.

  Без присутствия взрослого (в качестве режиссёра, умелого, умного и профессионального грамотного руководителя) успеха в развитии театрализованных игр добиться невозможно.

   Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и
разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Литература:

1. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников». Книга для воспитателей. - М.: Просвещение, 1991.
2. «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий». Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. О.А. Акулова «Театрализованные игры». Журнал "Дошкольное воспитание" № 4, 2005.
4. Т.В. Белова «Формирование звуковой выразительности речи».
 
5. Л.П. Макарова, В.Г. Рябчикова, Н.Н. Мосягина «Театрализованные праздники для детей. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2006.
6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Вв разработке представлена серия дидактических игр для обогащения экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.

Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:- обеспечить возможно...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"...

Игры по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Представляю копилку дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников.Цель: закладывание основ экологических познаний у старших дошкольников через использование дидактических иг...

Музыкальные и театрализованные игры в экологическом воспитании дошкольников

В материале консультации рассказывается о видах музыкально-театрализованных игр....

Игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Экологическое воспитание   детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность....