Главные вкладки

    Цветник в детском саду
    статья по окружающему миру на тему

    Шкромида Елена Федоровна
    Цветник на участке дошкольного учреждения. Подбор однолетних растений для выращивания в цветнике, их характеристика.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цветник на участке дошкольного учреждения.

    Подбор однолетних растений

    для выращивания в цветнике,

    их характеристика

    Оглавление

    Введение        

    Глава 1. Цветник на участке дошкольного учреждения.        

    1.1. Организация эколого-развивающей среды в ДОУ.        

    1.2  Роль цветника в воспитательно-образовательной работе с детьми        

    1.3.  Требования к цветнику        

    1.4. Виды цветников.        

    1.5. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике        

    Глава 2. Однолетние растения для цветника.        

    2.1. Подбор однолетних растений        

    2.2. Характеристики некоторых растений        

    Заключение        

    Список литературы        


    Введение

    Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

    Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

    Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

    Программа экологического воспитания и обучения в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.

    Прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории.

    Кроме того, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

    Глава 1. Цветник на участке дошкольного учреждения.

    1.1. Организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

    Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку  в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях  представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы они достаточно рано поняли, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.

    Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.),  она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

    Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная  с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

    В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

    • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
    • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
      • создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
    • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
    • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
    • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
    • наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
    • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

    Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

    Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

    Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Человек в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.

    У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.

    Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и радуга цветов летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).

    1.2  Роль цветника в воспитательно-образовательной работе с детьми

    Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, деятельностного, ценностного, нормативного.

    Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в  городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

    На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру.  Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке,  в цветнике.  В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения.  Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

    В цветнике в течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь растения со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода существования неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений.

    Расширять знания о природе, полученные детьми раннего возраста, закреплять и углублять интерес и любовь к природе начинают в первой младшей группе.

    В этом возрасте в цветнике педагог рассматривает с детьми растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и величину: флоксы - высокие, белые, розовые, а бархатцы - низкие, желтые, оранжевые. Для лучшего восприятия детьми младших групп на клумбу следует высаживать растения одного наименования и одного цвета: например, посадить только белые нарциссы или только красные маргаритки.

    С двух лет детям прививают бережное отношение к природе. Например: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше».

    Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с детьми в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».

    Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

    В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотреть с детьми форму и окраску цветков, обратить внимание на их красоту.

    Нельзя разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.

    Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями, учит искать связь между живой и неживой природой: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках - цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их.  Нужно показать малышам огород, дорожки, по которым можно ходить, грядки с бороздками, в которые сеют семена.

    Малыши знакомятся с весенними цветущими растениями: подснежник, медуница, примула.

    В летний период воспитатели поддерживают у детей интерес к цветам, знакомят с новыми растениями, учат беречь их.

    Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.

     У детей воспитывают интерес к природе, способность любоваться ею в разное время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развивают интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.

    Осенью стоит обратить внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотреть цветы, оставшиеся в цветниках.

    Дети средней группы уже могут собирать семена в цветнике. Надо научить их делать это осторожно, чтобы не помять стебли. Нужно собирать семена не более двух растений, например настурции и ноготков, чтобы малыши могли сравнить их и складывать в две коробочки. Про каждое растение можно рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.

    Летом дети средней группы могут помогать пропалывать сорные растения в цветниках, поливать цветы, удалять отцветшие растения. С воспитателем устанавливают период и продолжительность цветения растений.

    В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Воспитатель закрепляет и углубляет трудовые навыки и умения детей, приучает старательно, аккуратно выполнять трудовые поручения, развивает желание помочь старшим.

    В летний период дети рассматривают, какие растения остались на клумбах и рабатках в цветнике, какие из них цветут. Надо объяснять им, что растения, которые растут и цветут только одно лето, называются однолетними. Другие растения многолетние, корни их зимуют в почве. Детям рассказывают и в процессе работы показывают, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.

    На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними. Можно обратить внимание на растения огорода и цветника: утром они свежие, упругие; днем поникшие, а к вечеру опять поднимаются.

    После многократных наблюдений за жизнью растений дети  вывод, что растения растут на определенных местах, в определенных условиях. Одни любят солнце, другие - тень, одни любят влажную почву, другие - сухую.

    На прогулках в подготовительной группе дети под руководством воспитателя продолжают наблюдать за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений воспитатель закрепляет представления детей. Они должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Педагог развивает у детей умение обобщать накопленные представления о природе, формирует понятия о различных явлениях, воспитывает любовь к природе, способность воспринимать красивое, знакомит с природоохранной деятельностью в нашей стране, показывает труд людей на огороде, в поле, в саду, на скотоводческих фермах.

    Все посаженные растения называют культурными, а такие, как одуванчик, сурепка, первоцвет, растут сами, их никто не сажал. Эти растения называют дикорастущими.

    С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является настурция. Она имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно).

    Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Воспитатель включает наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

    Все эти знания и навыки необходимы для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы - наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

    1.3.  Требования к цветнику

    Всегда при планировании и озеленении участка детского учреждения учитывается основное правило: вся растительность здесь отвечает требованиям  безопасности  для здоровья и жизни детей, а также служить их экологическому воспитанию. На участках  создается  развивающая предметная среда, которая  используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков  труда  и общения с природой, для экологического воспитания  дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

    Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

    В детском учреждении нельзя применять химикаты, т. к. дети могут отравиться. Для борьбы с вредителями лучше применять настой чеснока, бархатцев, томатов, табака. Скошенную или обрезанную ботву настаивают в водном растворе и опрыскивают этим настоем растения. Можно применять мыльный раствор.

    На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

    В разных местах участка могут расти и однолетники, и многолетники, и двулетники. Растения должны быть  простыми в уходе, долгоцветущими.

    Цветники рекомендуется разбить так, чтобы цветение растений не совпадало по времени. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, с начала  лета цветут пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем – флоксы, гладиолусы, георгины. До поздней осени цветут  хризантемы, многолетние астры, рудбекии.  Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков.

    Все растения цветника требовательны к почве, которая должна быть рыхлой, питательной, а ее слой довольно глубоким, соответственно корневой системе.

    Если почвенный слой неглубок и под ним залегает глина, песок или подзол, его надо заменить плодородным.

    1.4. Виды цветников.

    При создании цветника используют различные формы цветочных насаждений. Наиболее распространенными из них являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.

    Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные.

    Рабатки — это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Поверхность рабаток всегда ровная, лишь слегка приподнятая к центру, чтобы избежать застоя воды.

    Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под газоны подготавливают с осени. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.    

    Бордюр - часть цветника, форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных или декоративно-лиственных однолетних или многолетних растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, рабаток, газона, аллей. Иногда бордюры называют рамкой или каймой.

    Партер – орнаментальный сложный цветник, участок, в котором выращивают декоративные растения. Часто это парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале участка. В садово-парковом искусстве партер представляет собой декоративное устройство на горизонтальной плоскости в строго выдержанном стиле цветочно-декоративного оформления, которое  устраивают на площадке перед зданием. Паркер состоит  из нескольких элементов (газонов, специально подобранных декоративно-лиственных и цветочных растений, дорожек, малых форм архитектуры), объединенных и организованных цветочной композицией в единое целое. В партерах преобладают газоны с клумбами и рабатками с яркими и долго сохраняющими декоративность растениями. 

    Цветочные часы – набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определенное время суток (с точностью до 30 мин. – 1 час).

    Альпийские  горки   начинают  приобретать  все  большую  известность  в озеленении, особенно на небольших участках. Главное условие для растений альпийской горки - это хороший дренаж и освещение. Больше всего подходят южные, юго-восточные и юго-западные стороны. Выбор места для горки - важный момент. Она  хорошо смотрится на фоне каменной стены, деревьев, ограды, затененной вьющимися растениями.         Вертикальное озеленение - декоративное оформление зеленью и цветущими растениями больших пространств по вертикали - применяют в тех случаях, когда в связи с небольшой площадью участка нет возможности устроить цветник или когда необходимо декорировать фасады зданий, заборы. Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый.

    Для оформления цветника можно использовать красиво цветущие кустарники и травянистые декоративные растения. По продолжительности жизни в открытом грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.

    При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: для игр, для наблюдений, спорта развлечений.

    Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

    1.5. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

    Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

    Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть и узнать  еще больше. Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности. Эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в  «экологических пространствах».

    Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

    • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
    • Через наблюдение деятельности взрослых;
    • Посредством своего практического участия.

    Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

    Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

    В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике) дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

    Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, при выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

    Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов в цветнике.

    Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения, самостоятельно заботятся о растениях. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

    У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственной инициативе, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности вместе со всеми. В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

    Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
    Конечная цель – вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы.

    Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

    Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

    • если   прослеживается   зависимость жизни и состояния растений от условий, в которых они находятся;
    • если   укрепляется   понимание   того, что    эти    условия    создаются    трудом людей.

    Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях,  создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.


    Глава 2. Однолетние растения для цветника.

    2.1. Подбор однолетних растений

    Садовые цветы могут радовать своим цветением с ранней весны до глубокой осени. Все виды цветов подразделяют на однолетние и многолетние.

    Многолетние  цветы или как их еще называют многолетники – это декоративные растения, растущие на одном месте и сохраняющие свои декоративные качества более двух лет. 

    Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Основным преимуществом красивоцветущих однолетников является способность всего за один сезон проходить весь цикл вегетации, радуя взгляд быстрым развитием и пышным цветением в течение всего лета.

    Однолетники – солнцелюбивые растения. Во всей красе они проявляются только на богатом, достаточно увлажненном участке, хорошо освещаемом солнечными лучами. Планируя создать клумбу полностью из однолетников, нужно учитывать ряд факторов:

    • Период цветения. Все однолетние садовые цветы славятся продолжительным цветением, но все же равно одни из них зацветают раньше, а другие позже. Среди весеннецветущих однолетников можно выделить: пеларгонию, бегонию, петунию. Уже с начала июня зацветут цинния, бархатцы, ноготки и васильки. А до поздней осени украшением клумбы будут выступать: астра, лаватера, львиный зев и календула.
    • Место посадки растения. При обустройстве цветника отлично подойдут невысокие и красочные бархатцы, настурции и васильки. Эффектным украшением забора или стен беседки могут выступить: декоративный душистый горошек, ипомея или вьющаяся фасоль. Для высадки в контейнеры хорошо подходят герань, бегония, петуния.
    • Цветовая палитра. Выбирая красивые однолетние цветы, можно получить прекрасную возможность раскрасить участок в любимые цвета.

    При выращивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие - алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.

    Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.

    Однолетние цветущие растения бывают низкорослые - бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты - левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие - амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин. Обычно их сажают рассадой, но можно и семенами.

    2.2. Характеристики некоторых растений

    Существует множество видов и сортов  однолетних цветов. Рассмотрим некоторые из них, которые используют для посадки на участках детского сада.  

    Бархатцы (лат. Tagétes)  - семейство Астровые или Сложноцветные. Латинское название произошло от имени внука бога Юпитера — Тагеса (Tages), славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее.  Где их можно встретить от Аргентины до южных штатов США. Издревле индейцы использовали их в своих ритуалах, также с их помощью лечили различные болезни. В XVI веке бархатцы начинают быстро распространяться по Европе, Малой Азии и Северной Америке. Бархатцы были первыми среди заморских растений, привезенных в Россию.

    Стебли — прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой от 20 до 120 см.

    Листья — перисто-рассечённые или перисто-раздельные, редко цельные, зубчатые, от светло - до тёмно-зелёных, расположенные супротивно или в очередном порядке, с просвечивающими желёзками.

    Соцветия корзинки, простые или махровые, жёлтые, оранжевые или коричневые. Головки у представителей этого рода средней величины, с цилиндрическим покрывалом, состоящим из одного ряда сросшихся между собой листочков; краевые женские цветки — язычковые; семянки линейные, к основанию суженные. Цветут обильно с июня до заморозков.

    Плод — чёрная или чёрно-коричневая сильно сплюснутая семянка. Семена сохраняют всхожесть 3—4 года. В 1 г от 280 до 700 семян.

    Запах растений, напоминающий астровый, специфический, для кого-то может быть неприятен. Бархатцы могут расти в тени и полутени, но будут цвести более пышно на самых солнечных местах. 

    В декоративном цветоводстве используют обычно многочисленные гибридные сорта некоторых видов. Одним из основных сортовых признаков бархатцев является строение соцветий. Различают гвоздикоцветные (преимущественно из язычковых цветков) и хризантемовидные (в основном из крупных трубчатых цветков); махровые, полумахровые и простые.

    В некоторых странах Европы и Латинской Америки высушенные цветы употребляются как приправа, известная в России и на Кавказе под названием имеретинский шафран (листья обладают специфическим пряным душистым ароматом). Так же в Америке они не только украшают садовые клумбы, но и используются в медицине. Листья употребляются в Мексике от перемежающейся лихорадки, худосочия, запоров и как мочегонное и потогонное средство, а в больших дозах — как рвотное.

    Календула или Ноготки́ (лат. Caléndula) — род травянистых растений семейства Астровые. Представители рода произрастают в СредиземноморьеЗападной Европе и Передней Азии.

    Цветки растения желтого или оранжевого окраса собраны в соцветия-корзинки. Плод календулы – семянка, слегка согнутая, не имеющая хохолка. Плод снаружи неровной поверхности с наличием шипов. Цветение растения начинается в июне и заканчивается в сентябре. Плоды созревают в октябре. Растение очень любит свет, но требовательно к влаге и почве.

    Это растение довольно долго цветёт, начиная с июня и до самой поздней осени, практически до самого октября. Плодоносит календула в июле, размножается семенами, не требует специальных условий для выращивания и при этом числится неплохим медоносом.

    Календула считается культурным растением, выращивают её и с лекарственными, и с декоративными целями, очень редко она дичает. Для лечения используют только соцветия, то есть корзинки, которые собирают в период цветения, когда корзиночка полностью распустилась. Листочки и цветоносы не используют.

    В отечественной фармакологии это растение очень ценится. Собирают самую полезную часть растения – яркие цветы. Основное вещество, входящее в состав цветков, – это календен. Кроме него, в цветках содержится несколько органических кислот (прежде всего яблочная и пентадециловая, частично – салициловая), смолы, каротин. Терпкий аромат растения обуславливается наличием эфирного масла. Каротин, содержится в ноготках, влияет на цвет растения, в оранжевых цветках его вдвое больше, чем в белых.  Прежде всего, календула используется в качестве лекарственного средства, помогающего при многих заболеваниях. 

    Ци́нния (лат. Zínnia)  -  семейство Астровые. Некоторые виды циннии — популярные декоративные красивоцветущие растения.

    Растение происходит из Центральной  и с юго-запада Северной Америки, несколько видов произрастает в Южной Америке.

    Название растениям из Мексики было дано Карлом Линнеем в 1759 году в честь Иоганна Готтфрида Цинна (1727—1759), профессора фармакологии, директора ботанического сада в Гёттингене (Германия), который предоставлял Линнею гербарный материал для работы.

             Стебли — прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой 30—90(100) см.

    Листья яйцевидно-заострённые, имеют жёсткое опушение, цельные, сидячие, располагаются супротивно или в мутовках.

    Соцветия — одиночные многоцветковые верхушечные корзинки 3-14 см в диаметре, расположенные на длинных, обычно сверху утолщённых цветоносах или сидячие. Цветёт с середины июня до заморозков.

    Обёртка корзинок многорядная, черепитчатая. Цветоложе конусовидное, при плодах цилиндрическое, усаженное плёнчатыми, сложенными вдоль прицветниками и охватывающие срединные цветки и семянки. Наружные (язычковые) цветки плотно расположенные, разнообразной окраски (от белых, жёлтых и оранжевых до красных и пурпуровых) с закругленным или выемчатым отгибом, внутренние (трубчатые) цветки мелкие, жёлтые до красно-коричневых.

    Плод — семянка, более или менее трёхгранная или сплюснутая; хохолок из 1-3 различных по длине зубчиков или остей или отсутствует.

    Цинии обильно цветут на защищённых от ветров, солнечных, тёплых участках с дренированной, нейтральной, богатой гумусом и минеральными элементами почвой. Засухоустойчивы, но при продолжительной засухе требуют полива, в противном случае соцветия мельчают и теряют декоративность. Неморозоустойчивы, повреждаются даже незначительными заморозками. В местностях с прохладным и дождливым летом они растут и цветут хуже.

    Циннии очень широко применяются для цветочного оформления как декоративные растения. Некоторые виды культивировали ещё ацтеки. Циннии очень декоративны в посадках массивами и группами на газонахрабаткахклумбах, в срезке.

    Заключение

    Таким образом, важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая экологическая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Экологическая среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.

    Создание цветников на участке детского сада помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности дошкольника. Работа в цветнике способствует повышению уровня дошкольного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

    На участке детского сада обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся  оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.

    Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса в цветниках и на участке детского сада.


    Список литературы

    1. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
    2. Вихрова Л.Г., Корчагина В.А. Озеленение участка детского сада. - М., 1972.
    3. Д-р Д. Г. Хессайон Всё о клумбовых растениях  / Пер. с англ. — 2-е издание, исправленное. — М.: Кладезь-Букс, 2008. — 144 с.
    4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.
    5. Ельникова К. Цветы на участке детского сада. / Дошкольное воспитание. 2007, №6.
    6. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
    7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 1995.
    8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
    9. Смоленская Г. Озеленение участка детских учреждений. / Дошкольное воспитание. 2009, №4.
    10. https://ru.wikipedia.org/wiki/  Википедия – свободная энциклопедия

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

    Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

    Проект по благоустройству участка и цветника на территории детского сада и работы с детьми в летний период

    План мероприятий по подготовке участка группы к летней оздоровительной работе в детском саду и благоустройству прилегающей территории...

    Памятка для воспитателей "Сад, огород, цветник в детском саду"

    Труд  -   средство умственного воспитания детей, поскольку способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок ...

    оформление цветников и участка детского сада в летний период

    Оформление участка и цвектников  в леткий пеиод в детском саду...

    Цветник на территории детского сада

    Цветы всегда радуют глаз, а красиво оформленные цветники зачаровывают.Цветники можно использовать как обучающее и наглядное пособие. Дети могут ухаживать за цветами, что позволит воспит...