"Грибное царство"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Римма Марсовна Ноздрина

В сентябре в нашей области  настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили  за грибами. Дети  постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно, заниматься этой темой ,чтобы дети могли отличать ядовитые грибы от съедобных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gribnoe_tsarstvo.docx91.4 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта –Ноздрина Римма Марсовна.

Воспитатель стационарного отделения ГБУ СО ЕРЦ

«Грибное царства»

( краткосрочный)

Актуальность проекта:

В сентябре в нашей области  настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили  за грибами. Дети  постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно, заниматься этой темой ,чтобы дети могли отличать ядовитые грибы от съедобных.

Основной целью проект : Углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Задачи проекта:

  • Формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе.
  • Познакомить с разнообразием грибов;
  • Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов;
  • Формировать умение получать информацию из разных источников.

Ожидаемый результат:

  • Формирование у детей  бережного отношения и любви к  природе родного края.
  • Дети получат представление о строении грибов и значении их в природе;
  • Научатся различать съедобные и несъедобные грибы;
  • Выучат пословицы, поговорки, стихи, загадки о грибах.

Совместная деятельность педагога с детьми по реализации проекта

  • Познавательное  занятие;
  • Беседы;
  • Дидактические игр;
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • Продуктивная деятельность.

 Подготовка к проведению проекта

  • Подобрать методическую литературу по теме.
  •  Подобрать художественную литературу по теме.
  • Подобрать дидактический материал, наглядные пособия, альбомы для рассматривания, картины,

настольные игр

Ооснавные формы реализатции программы

Социализация.

Дидактические игры:

«Что лишнее?»

«Чудесный мешочек»

«Обведи грибок»

Игра в мяч «Назови грибы, ягоды, фрукты»«Угадай по описанию»

Настольные игры:

« Разрезные картинки»

«Домино»

 «Лото»

Познание.

Занятие  «Особенности внешнего  вида грибов»

Природный мир– «Грибная викторина»

Коммуникация.

Развитие речи.

Рассматривание фотографий грибов.

Чтение художественной литературы.

 А. Толстой «Грибы»

В. Зотов «Мухомор» заучивание пословиц поговорок.

Художественное творчество.

Работа по лепке: «Грибы»      

Работа по аппликации: «Поможем белочке заготовить грибы на зиму ».

Совместная деятельность.

Поиск информации в энциклопедии.

Самостоятельная деятельность.

Раскраска «Под грибом».

Изготовление атрибутов к играм.

Составление альбома «Грибы нашего края»

Конспект педагогического мероприятия.

Занятия  « Особенности внешнего вида грибов»

Цель: Закрепить знания о грибах, их особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

Ход:

1. Орг. Момент:

- Ребята, вы знаете, что наша земля, на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.

Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди «отхлопывают» названия времен года, соблюдая последовательность.

2. Сообщение темы:

- Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…

Встречает Лесовик с лукошком грибов и ягод.

- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

3. «Кто где растет».

- У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой под березкой? А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

- На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

4. Пальчиковая гимнастика «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

5. «Загадки-отгадки».

На фланелеграф Лесовик расставляет картинки грибов.

Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

***

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

***

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

***

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

***

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

***

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

***

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

В: -Вышли дети спозаранку

По грибы в далекий бор

И наткнулись на поганку

Да на красный мухомор.

Знай, стоит среди полянки,

А вокруг – одни поганки.

Говорит сестрица братцу,

Раскрасневшись от ходьбы:

“К ним не надо прикасаться, -

Это скверные грибы!

Ни на завтрак, ни на ужин

Мухомор совсем не нужен”.

В: А знаете почему? Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь.

В. - Давай-ка, ребята , вы  поможете   мне отделить съедобные от не съедобных (ядовитых) грибов.

.В -Конечно поможем! Ребята. А давай, поиграем в интересную игру : «Съедобные и не съедобные грибы» (разобрать грибы на 2 корзинки)

Б--- Вот спасибо вам друзья за помощь!

В. - Помните, ребята никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка (показ изображения ядовитых грибов)

Б. - Ребята, а вы ходили в лес за грибами?

Д. - Да!

Б. - А с кем вы ходили?

Д. - С папой, мамой.

Б: Молодцы! Ребята, никогда не ходите одни в лес, вы можете заблудиться!

Вы видели, как собирают грибы взрослые?

Д. - Да! Они срезают их ножом.

В. - Да, ребята, гриб, срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?

Д. - Чтобы не повредить грибницу.

В. - Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины). А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.

В. - Ребята, давайте вспомним основные правила грибника. (воспитатель дополняет ответы детей)

Собирайте в лесу только те грибы, о которых вы точно знаете, что они съедобны.

• Не собирайте грибы, даже заведомо съедобные, в городских парках, скверах, дворах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, промышленных предприятий. Грибы накапливают ядовитые вещества и становятся непригодными в пищу.

• Грибы, которые вы не знаете или которые вызывают сомнения, не следует употреблять в пищу и пробовать на вкус, тем более в сыром виде.

• Никогда не собирайте и не ешьте грибы перезрелые, червивые и испорченные.

• Не ешьте грибы в сыром виде.

• Собранные грибы необходимо сразу же перебрать, удалить старые, червивые и поврежденные и поломанные.

• Даже собрав известные вам грибы после тщательной сортировки, чистки и мытья лучше их отварить, отвар слить и лишь, потом использовать для приготовления.

• При первых признаках отравления срочно обращайтесь за медицинской помощью

• Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.

• Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

В. - Ну что, ребята вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? А сейчас давайте сделаем подарок старичку Боровичку, мы его нарисуем и его друзей – грибы, но только съедобные!. Но сначала разомнём свои волшебные пальчики:

Пальчиковая игра «За грибами»

Мы идём дорожками (сжимать, разжимать пальчики на обеих руках в кулачки)

Мы идём тропинками (сжимать, разжимать пальчики на обеих руках в кулачки)

Мы идём с лукошками

Мы идём с корзинками (указательным и средним пальцами обеих рук шагать по столу)

Прямо за опушкою

Вдруг нашли волнушку мы

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою

Красный подосиновик вырос под осинкою (на каждую строчку загибать пальцы обеих рук)

Дети садятся за столы.

Дети сначала рисуют лесную поляну, затем сами грибы. Обратить особое внимание на расположение рисунка (композиция). Напомнить, как правильно держать кисть и пользоваться красками. (индивидуальная помощь воспитателя) .

В конце занятия разложить все рисунки детей на одном столе (анализ детских работ)

В. - Молодцы! Нарисовали замечательные съедобные грибы на лесной опушке.

Б. - Спасибо вам, ребята. Я отнесу ваши рисунки своим друзьям – грибам, порадую их.

До свидания, ребята!

Д. - До свидания, старичок Боровичок!

В:Осень тронула опушки,

Листья птицами летят.

Выступают конопушки

У молоденьких опят.

Где-то прячутся лисички,

Припорошены листвой.

И уходят электрички

До рассвета

в край лесной.

Дорог каждою березкой,

Нас манит к себе вдали

Лес,

туманною полоской

Отделенный от земли.

В. - Ребята, понравилось вам занятие?

Д. - Да! Было интересно. Приходил гриб Боровик, мы ему помогли перебрать грибы, разделить съедобные от не съедобных.

В. - А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?

Д. - Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.

В. - Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке».

Конспект педагогического мероприятия.

«Грибная викторина»

Цель: расширить кругозор ребенка и обогатить словарь по теме «Грибы», активизировать внимание, память и речь детей. Поддерживать интерес к живой природе. Создать положительный эмоциональный настрой.

Материалы и оборудование: эмблемы для участников, магнитная доска, картинки с изображением грибов, игрушечные грибы, лукошки.

Предварительная работа: беседы о грибах, изучение пословиц и поговорок о грибах.

Ход:

Приветствие команд.

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады видеть вас на очень необычном занятии. Сегодня соревноваться будут две команды «Ежата» и «Зайчата», давайте их поддержим и поприветствуем аплодисментами.

1 конкурс «Разминка»

Воспитатель: Сейчас каждой команде я буду задавать вопросы, каждый правильный ответ – это один балл. Если команда дала неправильный ответ, то соперники могут ответить на этот вопрос. Ребята слушайте внимательно

1. О каких грибах говорят «они ребята дружные»?

2. Кто лечится мухоморами

3. Что общего у рыжиков и лисичек?

4. Что общего у опят и груздей?

5 У какого гриба шляпка маслянистая на ощупь

6. Какой гриб называют «лесной смертью»?

7. Какие ядовитые грибы вы знаете?

2 конкурс Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Ребята, в следующем задании вам необходимо определить лишнее слово, и объяснить почему оно лишнее:

Боровик, клубника, сыроежки, рыжик.

Груздь, волнушка, подосиновик, сосна.

Масленок, опенок, подберезовик, мухомор.

Шампиньон, бледная поганка, мухомор, ложный опенок.

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

4 конкурс «Кто больше соберет грибов»

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас на грибную полянку, где мы продолжим соревноваться. (игроки под музыку, с завязанными глазами, по очереди собирают в лукошко грибы, на сигнал «Стоп» останавливаются, выигрывает тот у кого в лукошке больше грибов)

5 Конкурс капитанов «Знаешь ли ты грибы? »

Капитаны с закрытыми глазами  рисуют гриб на флонелеграфе

Величают нас (лисички»

Очень дружные ребята,

У пенька живут (опята)

У березок посмотри:

Здесь один, тут целых три. (подберезовик)

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас (маслята)

Под осинкой гриб тот, дети,

В ярко-красненьком берете. (подосиновик)

Подведение итогов.

Награждение победите

Мухомор

Юлианна Зотова

За  грибами  в  лес  пошли,
Мухомор  в  лесу  нашли.
Он  красив  так, спора  нет,
Но  не  годен  на  обед.
Не  съедобен этот  гриб-
Он, ребята,  ядовит!
И  запомните  вы  дети
Мухомора  признаки  эти:
Шляпка  красная  в  горошек
И  кольцо  на  тонкой  ножке.
Ни  за  что  и  никогда
Не  касайтесь  вы  гриба!

Пословицы о грибах

  • Гриб не хлеб, а ягода не трава.
  • Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
  • Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
  • Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
  • По грибы не час, и по ягоды нет, так хоть по сосновы шишки.
  • По два гриба в ложку.
  • Не по грибы, не уноровишь.
  • Дождевик, не гриб.
  • На благовещенье мороз — урожай на грузди.
  • Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся.
  • Иванов, как грибов поганых.
  • Упустя время, по грибы, да еще с большим кузовом.
  • И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
  • Сморщился, как гриб.
  • Ленивому и гриб поклона не стоит.
  • С кем по грибки, с тем и по ягодки.
  • Мужичок не грибок, не растет под дожжок.
  • Не мешай грибам цвести!
  • Мокрое благовещенье — грибное лето.
  • Бояться волков — быть без грибов.
  • Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.
  • Пошла было баба в лес за грибами, да встречу ей медведь с зубами.
  • Человек не грибок, в день не вырастет.
  • Назвался груздем — полезай в кузов!
  • Коли грибовно, так и хлебовно.
  • По насту за грибами.
  • Нес черт грибы в коробе, да рассыпал по бору: и выросли однодворцы.
  • Что за гриб, до дождя взрос.
  • Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.
  • Растут детки, как грибки.
  • Как пирог с грибами, так все с зубами; а как кнут с узлом, так прочь с кузлом.
  • Что старый гриб на болоте.
  • На троице дождь — много грибов.
  • Стар гриб, да корень свеж.
  • Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
  • Счастливому по грибы ходить.
  • Давно, когда царь Горох с грибами воевал.

Чтение произведения А. Толстой «Грибы»

Две девочки шли домой с грибами.

 Им надо было переходить через железную дорогу.

 Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

 Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая перебежала через дорогу.

Маленькая девочка думала, что ей велят собирать грибы

 Старшая девочка закричала сестре:

 "Не ходи назад!"

 Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

 Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

 Старшая девочка кричала:

 "Брось грибы!", а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

 Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

 Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Грибочки в кузовочке

 Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

 Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Грибное царство, ягодное государство»

Познакомить детей с грибами и ягодами, внешний вид, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных, уточнить условия необходимые для роста грибов и ягод...

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме "Грибное царство"

Цель:Познакомить детей с грибами(как выглядят,где растут,чем отличаются ядовитые грибы от съедобных).Уточнить условия,необходимые для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей(подосинови...

"Грибное царство"

Задачи: познакомить детей с грибами, с понятием «съедобный», «несъедобный»; познакомить детей загадками о грибах. Развивать мышление детей. Уточнять представления о значении леса в жизни ч...

ГРИБНОЕ ЦАРСТВО

Систематизировать и закреплять знания о грибах....

Занятие по экологии "Грибное царство"

Знакомство детей с грибами (как выглядят, где растут, чем отличаются я довитые от съедобных,  условия необходимые для роста и развития грибов). Обогащение словарного запаса детей....