Дидактические игры экологического содержания
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Михайлова Светлана Владимировна

Картотека дидактичеких игр экологичекого содержания для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_ekologicheskogo_soderzhaniya.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры экологического содержания

 Игра-ситуация «Поможем зайке»

  Цель: вызвать у детей сочувствие к зайчику, выражать отношение к проблеме.

                                                                      Ход игры.

  Воспитатель приносит телеграмму и читает детям: «Дорогие ребята, помогите, мы очень голодаем. Зимой стало нечего кушать. Зайки». Воспитатель спрашивает у детей, что делать, и все вместе решают  помочь бедным зайкам. «А как мы поможем им?» Дети предлагают еду: морковь, капусту. Воспитатель спрашивает у детей: «Кому ещё из обитателей леса нужна помощь зимой?» побуждает детей положить в посылку корм для птичек. Дети складывают всё в коробку, вместе с воспитателем закрывают её и отправляют.

  Затем проводится игра «Зайка». Дети выбирают «зайку» и отражают в движении содержание стихотворения:

Дети в тёмный лес пришли,

Зайку бедного нашли.

Он сидел и дрожал,

От ребят не убежал.

- Зайка, зайка, мы пришли,

Мы морковки принесли,

Хлеб в корзинке ты найдёшь

И теперь не пропадёшь.

                                                          «Комнатное растение»

  Задание проводится индивидуально с каждым ребёнком в Уголке природы. Воспитатель ставит не политое растение на стол. И задаёт следующие вопросы:

 а) чем поливают растение? (водой)

 б) из чего поливают растение? (из лейки)

 в) сколько воды нужно налить? (половину)

  Затем ребёнок поливает растение, при необходимости воспитатель помогает.                                               «Явления неживой природы»

                                  «Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»

  Цель: Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.

   Игровое действие: поиск нужных предметов.

  Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; мягкие игрушки: медведь, заяц, белочка, ёжик, белое покрывало, белая шубка для зайчика.

                                                                                      Ход игры.  

  Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года.

  Дети укладывают медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

                                           

                                                                  «Солнечные зайчики»

                                                     

  Цель: упражнять детей в сочетании движений с текстом стихотворения. Закрепить знания детей о приметах весны.

  Игровые правила: дети слушают стихотворение и действуют по содержанию текста. Ловить солнечные зайчики можно только после слов»убежал на потолок».

  Игровое действие: дети ловят солнечные зайчики.

  Дидактический материал: зеркальце.

   

                                                                             Ход игры.

 

  Дети вместе с воспитателем наблюдают в окно и определяют по приметам, что наступила весна. Ярко светит солнышко.

  Педагог с помощью зеркальца пускает солнечного зайчика на стену и читает стихотворение:

                          Солнечные зайчики

                          Играют на стене,

                          Поманю их пальчиком,

                          Пусть бегут ко мне.

                          Ну, лови, лови скорей.

                          Вот он. Светленький кружок,

                          Вот, вот, вот – левей, левей!

                          Убежал на потолок.

  Дети ловят зайчика на стене. Воспитатель опускает зайчика пониже и дети радостно прыгают, стараясь поймать солнечного зайчика.

                                                                                                                               

                                                       «Украсим небо звёздочками»

  Цель: Показать красоту неживой природы.

  Игровые правила: выставлять на панель только те звёздочки, которые подходят по размеру. Соблюдать очерёдность.

  Игровое действие: поиск звёздочек определённой формы.

  Дидактический материал: панно с отверстиями для звёздочек. Звёздочки-вкладыши по количеству детей разной формы.

                                                                        Ход игры.

 

  Воспитатель предлагает детям украсить небо звёздочками.

  На мольберте прикреплено панно с отверстиями для звёздочек.

  Дети поочерёдно берут звёздочки разной величины и вставляют в соответствующие отверстия панно.

                                                         

       «Когда это бывает?»

  Цель: Показать взаимосвязь частей суток и человека.

  Игровые правила: соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очерёдность.

  Игровое действие: выкладывание воспитателем на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.

  Дидактический материал: магнитная доска; магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц, предметные картинки с изображением частей суток.

                                                                   

                                                                       Ход игры.

                                                                                                               

  Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.

  На магнитной доске справа располагается солнышко.

                                           Наша Оля рано встала,

                                           Своих кукол причесала,

                                           Всех умыла медвежат

                                           И пришла к нам в детский сад.

- Когда это бывает?  (утром)

                                            Час обеда подошёл,

                                            Сели дети все за стол,

                                            Держат правильно все ложки –

                                            Не роняют на пол крошки.

  (Солнышко передвигается наверх доски и выставляется соответствующая картинка)

- Когда это бывает?  (днём)

                                            День окончен, там и тут

                                            Люди все домой идут,

                                            Мамы в детский сад спешат

                                            Забирать свих ребят.

   (Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)

  - Когда это бывает?  (вечером)

                                             Ставни закрываются,

                                             Дети раздеваются.

                                             -Тише, тише птицы.

                                             Вы не пойте под окном!

                                             Спят ребята крепким сном.

  (Солнышко передвигается вниз и выставляется соответствующая картинка)

  - Когда это бывает?  (ночью)

                                               Ночь легла на крыши прямо;

                                               В целом доме шума нет,

                                               Папа спит, уснула мама,

                                               И везде погашен свет.

  - Когда это бывает?  (ночью)

                                                                              «Кого разбудило солнышко?»

  Цель: развивать активную речь, слуховой анализатор, внимание. Закрепить знания детей о приметах времени года – весна.

  Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те карточки, которые соответствуют приметам весны

  Игровое действие: подбирают нужные картинки и описывают их.

  Дидактический материал: предметные картинки, изображающие весну по количеству детей.

                           

                                                                       Ход игры.

 

  Детям раздают предметные картинки разных времён года.

  Воспитатель сообщает детям, что пришла весна, появилось солнышко. Солнышко протянуло свои лучики и…кого-то разбудило.

  - Кого разбудило солнышко весной?

  - Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал.

  - Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках.

  - солнечный зайчик разбудил ёжика. Он зимой в норке спал.

  - Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек. И т.д.

                                                                «Живая природа»

                                                               «Где чей домик?»

  Цель: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

  Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснить свои действия словами. Соблюдать очерёдность.

  Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

  Дидактический материал: магнитная доска, магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики.

                                                                          Ход игры.

  Дети берут поочерёдно со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

  - Манечка и Ванечка живут в домике.

  - Утка живёт у бабушки в сарайчике.

  - Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

  - Зайка живёт в лесу под кустиком.

  - Ёжик живее в лесу в норке.

  - Где живёт сорока?  (в лесу на дереве)

                                                                      «Кто что ест?»

  Цель уточнять знания детей названий животных и то, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

  Игровые правила: начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.

  Игровое действие: поиск нужных карточек.

  Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются.

 

                                                                          Ход игры.

  Перед детьми лежат карточки с изображением животных. дет подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки молочко в миске, для собачки косточка, для свинки кашка, для козочки травка.

           

                                                                     «Где чей хвост?»                                          

  Цель:

  Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке

  Игровые действия: поиск нужных предметов.

  Дидактический материал: парные картинки с изображением животных по количеству детей.

                                                                        Ход игры

  Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочерёдно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, заяц, медведь, белка.

                                                       «Какое насекомое, назови»

  Цель: упражнять и называть представителей насекомых; муха, бабочка, стрекоза,

  Игровые правила: начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберёт картинку, называет её.

  Игровые действия: поиск нужных частей, складывание целой картины.

  Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.

                                                                      Ход игры.

  На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.

  Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:

                                           Всех жучков она милей

                                           Спинка красная у ней.

                                           А на ней кружочки

                                           Маленькие точки.

                                                      (божья коровка)

                                            У неё четыре крыла,

                                            Тело тонкое, словно стрела,

                                            И большие, большие глаза.

                                            Называют её…

                                                             (стрекоза)

                                               

                                            На ромашку у ворот

                                           Опустился вертолёт –

                                            Золотистые глаза,

                                            Кто же это?

                                                               (стрекоза)

                                           Сок цветов душистых пьёт,

                                           Дарит нам и воск и мёд,

                                           Людям сем она мила,

                                           А зовут её..

                                                                             (пчела)

 

                                           Чок,чок,чок!

                                           Прилетел к нам в сад…

                                                                           (жучок)

                                            Мы крылышки расправим –

                                            Красив на них узор.

                                            Мы кружимся, порхаем –

                                            Какой кругом простор!

                                                                            (бабочка)

 

                                             

                                                    « У кого какая шубка?»

  Цель: формировать связную речь дошкольников. Активизировать словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания о цвете и свойствах ткани и меха.

  Игровые правила: выбирать понравившуюся игрушку для её описания.

  игровые действия: поиск на столе игрушки. Составление описательного рассказа с помощью воспитателя.

  Дидактический материал: лиса, заяц, кошка,белка (мягкие игрушки).

                         

                                                                           Ход игры.

  Дети сидят за столом, на котором стоят мягкие игрушки по количеству больше, чем детей: зайчики, медведи, белочки, лисички, куклы одетые в шубки. Дети поочерёдно берут со стола понравившуюся игрушку и отвечают на вопросы педагога:

  - Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?

  - Какая у зайчика шубка? (белая, мягкая, пушистая)

  - У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая)

  - У белочки какая шубка? (мягкая, гладкая)

  - У куклы Тани какая шубка? ( белая, мягкая, пушистая, тёплая, зимняя)

                                                               «Найди такой же цветок»

 

 Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь у детей.

  Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя. Показывать только тот предмет, который изображён  на картинке.

  Игровые действия: брать со стола карточку с изображением цветка и находить аналогичный рисунку на клумбе.

                                                                                                 

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

                                                                      Ход игры.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы аналогичные рисунку и называют его.

         

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Дидактическая игра экологического содержания "Птицы нашего края"

Представляю несколько вариантов игры, которые способствуют формированию представления у детей о птицах, обитающих на территории нашего края....

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Дидактическая игра экологического содержания «Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра)

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель игры: Формиро...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...