Конспект занятия "Спасите муравьёв"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Симкина Валентина Николаевна

Данное занятие по экологии учит детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней; научит определять свойства песка, его изменения при взаимодействии с водой; развивает интерес к живой и неживой природе, стремление к ее познанию; внимание и воображение; воспитывает наблюдательность и интерес к экспериментам; овладевать навыками общения с насекомыми; воспитывать бережное отношение к природе и стремление оберегать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_sredney_gruppy.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Д/с №10 комбинированного вида»

Воспитатель: Симкина В. Н.

Конспект занятия для детей средней группы по экологическому воспитанию.

«Спасите муравьёв»

Цель: учить детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней; учить правильно отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать диалог с ним во время обследования объектов неживой природы; научить определять свойства песка, его изменения при взаимодействии с водой; развивать интерес к живой и неживой природе, стремление к ее познанию; внимание и воображение; воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам; овладевать навыками общения с насекомыми; воспитывать бережное отношение к природе и стремление оберегать ее.

Оборудование: емкости с сухим песком на каждый стол, сосуд с водой, поднос с ветками хвои, мох, шишки, картина с изображением муравейника в лесу.

Словарная работа: песок «сыпучий», сыплется; мокрый, влажный. Вода «забралась» в песок и уютно устроилась там. Муравьи без шерсти, им холодно зимой.

Предварительная работа: во время прогулок наблюдение за изменениями в природе; экскурсии в лес к муравейнику; игры с песком в песочнице; чтение произведений В. Бианки (о жизни насекомых и зверей).

Ход занятия

Дети сидят полукругом. На доске висит картина с изображением муравейника в лесу.

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. (Раздается стук в дверь.) Ой, к нам кто-то спешит. Кто же этот опоздавший? (Воспитатель открывает дверь, заходят дети в масках муравьев, плачут.)

В. Ой, к нам в гости пришли муравьи, но у них что-то случилось: они плачут.

Что случилось?

1-й муравей. Мы, ребята, муравьи,

Мы пришли к вам не играть.

Просим помощь оказать.

2-й муравей. Был у нас огромный дом,

Нам уютно было в нем.

Вдруг пожар в лесу большом —

И дотла сгорел наш дом.

1-й муравей. Вот теперь мы все без крова.

Мы не выживем без дома.

Очень зимушка-то злая —

Муравьи все замерзают.

В. Вы, ребята, помогите,

Новый дом нам возведите.

В. Ребята, поможем муравьям? (Ответы детей.)

В. Муравьи, присядьте, пожалуйста, а мы с ребятами попробуем вам помочь. (Дети-муравьи садятся.)

В. Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.) И уже холодно. А как одеваются люди осенью? (Тепло.)

Вот и нашим муравьям очень холодно, им срочно нужна наша помощь. Нужно помочь им построить домик. Мы с вами ходили на прогулку в лес, к муравейнику и узнали о жизни этих насекомых очень много. А кто скажет мне, что происходит с муравьями, когда наступает осень? (Они прячутся глубоко в муравейнике и спят всю зиму.) А почему муравьи прячутся? (Муравьям холодно.)

Давайте вспомним, из чего построен дом муравьев? (Из песка.) Правильно, но не только. На землю муравьи кладут веточки, иголки от хвойных деревьев (сосны, ели), шишки, делают холмик. В нем проделывают коридорчики, комнаты и всю зиму спят в своем домике. (Воспитатель показывает на картине.)

В. Ребята подойдите к своим столам и посмотрите, что вы там видите? (Вода, песок, иголочки, веточки деревьев, мох.) Вот из этих материалов мы и будем строить муравейник. Чтобы в доме было сухо, вниз мы положим что? (Песок.) А какой должен быть песок: сухой или мокрый? (Сухой.)

Воспитатель берет песок рукой. Посмотрите, какой сыпучий песок он сыплется сквозь пальцы.

(Дети повторяют за воспитателем.)

Воспитатель просит некоторых детей произнести слово сыпучий.

В. А смогу ли я из этого песка сделать холмик для муравейника? (Ответы детей.) Конечно смогу. Давайте попробуем сделать холмик. (Дети на подносе совочками делают холмик.)

В. Ну что, получился холмик? (Да.) Из какого песка мы его сделали? (Из сухого, сыпучего.) Ребята, а что произойдет, если я налью воду на холмик? (Холмик разрушится.)

В. Правильно. Холмик потеряет форму и превратится в лужу с грязью. Давайте попробуем на холмик налить немного воды и посмотрим, что произойдет. Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду. А теперь он стал мокрым и влажным.

В. Ребята, каким стал песок? (Мокрым и влажным.) А какой песок был до того, когда мы еще не лили в него воду? (Сухой, сыпучий.) А можно ли из мокрого песка построить муравейник? (Нет, да.)

В. Можно и нельзя. Но лучше, когда песок сухой, тогда наши друзья муравьи будут уютно себя чувствовать у себя в муравейнике. Чтобы в доме было сухо, мы вниз положим сухой песок. Затем — иголки от хвои, мох, чтобы было теплее муравьям. Далее снова насыпаем холмик из песка. Коридорчики и комнаты сделают для себя сами муравьи. Вот и готовы новые домики для наших гостей.

1-й Муравей. Спасибо, ребята,

домики чудесные,

жить в них будет весело.

2-й Муравей. Побежим мы быстро в лес, сообщим друзьям, что домик есть.

Муравьи прощаются с детьми и уходят.

В. Вот, ребята, сегодня мы сделали с вами доброе дело — помогли маленьким муравьям построить домики. Сейчас у муравьев будет свой дом, где они будут жить в тепле и уюте. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? (Нет.) Так давайте всегда будем помогать слабым. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с насекомыми "Жизнь и развитие муравьёв в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с муравьями....

Дидактическая игра экологической направленности для детей от 3 до 7 лет "Город муравьёв"

Данная игра может являться обучающим пособием в области экологического воспитания, т.к. содержит в себе экологически достоверный материал, доступный для понимания детьми данных возрастных групп. Игра ...

Путешествие в страну муравьёв

Организованная образовательная деятельность по экологии ...

проект "Этот удивительный мир муравьёв "

Этот удивительный мир муравьёв...

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в мир муравьёв»

Цель проекта: расширить знания детей о муравьях.Задачи:1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строени...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

Проект про муравьёв

Проект направлен на формирование представлений о жизни насекомых...