"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_vesenniy_les.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

«Путешествие в весенний лес».

(конспект занятия по познавательному развитию – природный мир)

в подготовительной к школе группе

        

                                                                                   

                                                                                   Подготовила и провела:

        воспитатель I категории

        Сермина И.А.

                                             

                                       

Саранск, 2012 год

Цели:

-учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья, учить сравнивать их;

-уточнить знания детей о признаках весны;

-развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир - животный мир;

-развивать речь детей, умение составлять предложение по картинке, умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение подбирать определение к слову;

-воспитывать у детей потребность в общении с природой , бережном отношении к своему здоровью, развивать любовь к родной природе, воспитывать желание охранять и беречь лес.


Предварительная работа:
- наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках,
- рассматривание иллюстраций по теме.

 Оборудование:

- Аудиозапись «Звуки леса весной»,

- Картинки с изображением весны,

- Фотографии леса, поля и водоёма весной,

- Карточки – схемы весенних явлений,

- Картинки «Правила поведения в природе»,

- Краски, кисти, белые листы бумаги,

- Листья с разных деревьев, разные по форме и величине,

- Картинки с изображением лесных деревьев,

- «Сухое дерево», зелёные листочки,

- Мяч.

Ход занятия:

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний»

(Дуб, клён, ромашка; берёза, осина, белка; липа, рябина, подберёзовик; берёза, дуб, банан; рябина, липа, огурец; клён, ясень, сова; осина, дуб, щука)

-А где растёт много деревьев? (В лесу)

-Какое время года на дворе? (Весна)

- А как вы догадались?  (Появились проталины, шумят ручьи, скворцы прилетели, капель звенит по крышам, солнышко теплом ласкает)

-Ребята, а вы хотели бы побывать в весеннем лесу? Он сейчас, наверное, сказочно красивый и необыкновенно живой.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в весенний лес. Попасть в лес мы можем по волшебной тропе.

- В лес весенний приглашаю! Лес, распахни нам двери свои. Поверь, лес, мы друзья твои.

- Шагаем друг за другом, полем и весенним лугом, все болота перепрыгнем, по узенькой тропинке дружно мы пройдём, все ели, сосны, клёны сейчас мы обойдём!

-Ребята, вы пришли в весенний лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу, чего нельзя делать в лесу?  (Дети отвечают по картинкам, садятся на стулья)

-Сегодня мы поговорим о том, как пробуждается весной лес.

-Давайте послушаем звуки леса. (Звучит аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу».)

-Какие звуки вы услышали? (Ответы детей)

-Что вы слышали? (звонко поют птицы)
- Когда так поют-заливаются птицы? (в лесу весной до появления птенцов)
- Каких перелетных лесных птиц вы знаете?(скворец, соловей, ласточка, стриж, иволга)

(Затем подходят к мольберту)

- Проходя по весеннему лесу, нам встречались следующие деревья… (Расставляю на мольберте следующие деревья - берёза, дуб, ель, рябина, липа, клён, осина) (считаю до десяти и убираю картинки)

-Какое дерево нам встретилось первым, вторым, третьим, … или (Какие деревья встретились нам в лесу?)

-Ребятки, одно дерево в лесу оказалось сухим, давайте попробуем его оживить. (Ставлю на мольберт картинку с изображением сухого дерева)

- Какие условия необходимы для роста растений? ( Игра «Оживи дерево») (Дети подходят к мольберту, берут листочки, называют условия для жизни растений, закрепляют листочки  на сухом дереве с помощью магнита) (Для роста растению нужна: вода, тепло, свет (солнце), почва, питательные вещества, птицы-уничтожают вредных насекомых, черви - рыхлят почву в корнях)

 -Ребята, а  какой лес весной?  (прохладный, сырой, светлый, свежий, красивый, живой, шумный)

 (На мольберте закреплены картинки с изображением деревьев)

- А какие деревья весной вы можете узнать? (Березу)

- Почему? ( Такой ствол только у нее – белый с черными крапинками)

- А зачем дереву нужна кора? (защищать от морозов, жары)

- Берёза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

- Как просыпается берёза от долгого сна? (набухают почки, распускаются листочки, серёжки)

- Ребята, как вы думаете,  почему у деревьев  только весной набухают почки? (становится теплее, снег тает)

- Начинается  сокодвижение и деревья просыпаются.

- Как можно назвать берёзку? (стройная, белоствольная, лёгкая, кудрявая, красивая, ветвистая)

- А какие деревья ещё  украшают лес весной? (Хвойные деревья - ель и сосна)

- Чем отличается сосна и ель от берёзы? (У берёзы нет иголочек, а у сосны и ели есть)

- Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. Сосна – вечнозелёное растение. Свои  хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Мы должны быть благодарны ей за это.

- Какую пользу приносят в лесу ель и сосна? (Сосна и ель очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни)

- Правильно,  и поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный.

-  Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья.

- Какое еще дерево вы помните и узнаете в лесу весной?  (Дуб - дерево это могучее с шероховатой корой, огромное дерево с  толстым стволом, пышной кроной и резными листьями)

- Какое ещё дерево вы узнаете?  (Рябину)

- По каким признакам вы ее узнаете? ( По гроздьям красных ягод)

- Ребята, послушайте  рассказ «Когда наступает весна»  

   С каждым днём солнце поднимается на небе. Лучи его прямей падают на землю и сильнее разят снег.

Первая весна – полевая. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Прилетели грачи, скворцы и полевые жаворонки.

Вторая весна – речная. Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы – утки, лебеди, чайки, гуси. Ведь в освобождённой воде будет, чем поживиться: в ней проснулись рыбы, рачки, улитки.

-Третья весна – лесная. Закукует кукушка. Лес  закутается зелёным туманом. Прилетят ласточки. Белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется листвой.

Вопросы воспитателя:

- Вам понравился этот рассказ? (ответы детей)

- О чём вы узнали? (Ответы детей)

-Что происходит с солнцем с наступлением  весны? (Солнце с каждым днём поднимается  в небе)

- Где раньше начинается весна? (На полях – появляются проталины, прилетают грачи)

- Куда во вторую очередь приходит весна? (На реки, пруды, озёра)

- Куда в последнюю очередь приходит весна? (В лес, прилетят ласточки, закукует кукушка)

- Давайте остановимся на лесной полянке и поиграем.

.Физкультминутка

Проводится разминка «Весна зовет». 

Собирайся, детвора!

Лес зовёт: «Гулять пора!»  (Дети хлопают в ладоши)

Будем по лесу гулять,         (Маршируют на месте.)

Свежим воздухом дышать. (Поднимают руки вверх, делают глубокий вдох через нос. Опускают руки, выдыхают через рот.)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём. (Идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе.)

Ручейки мы перепрыгнем, (Делают несколько прыжков с продвижением вперёд.)

Ну а лужи обойдём. (Идут, высоко поднимая колени и держа руки за спиной.) Встали ёлки на пути,

Нам их надо обойти.

- А теперь мы составим свой рассказ «Весна в лесу» по карточкам - символам. Каждый из вас придумает предложение о своем рисунке.
(После того, как дети составляют предложение, воспитатель ставит карточки-символы на мольберт и  читает  предложения).
- Что у нас с вами получилось? (Рассказ)
- Понравился он вам? (Да)

- А что можно сказать про солнце? Какое оно? (Тёплое, яркое, лучистое, ласковое, золотое, красное).
- А что делает ручеек весной? (Бежит, журчит, течёт, торопится, шумит).

- Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, ласковое).

- А теперь я предлагаю вам выступить в роли весны – одеть деревья в весенний, зелёный наряд.

- Будем рисовать деревья способом - «Печать листьев».

- Я приготовила для занятия листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья мы будем  окрашивать гуашью, окрашенной стороной класть на лист бумаги, прижимать и снимать, получится аккуратный отпечаток растения.

- Итак, возьмите любой понравившийся листик. И на отдельном листе бумаги хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краёв.

- Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится  смазанным.

- Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеивать его с альбомного листа.

- Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне. У вас получатся красивые деревья.

- Давайте с вами поместим  весенние деревья на мольберте и вместе их рассмотрим.

- Какие красивые деревья у нас получились. Ребята, деревья – это живые существа. Обламывая ветки, мы вредим дереву, нарушаем его красоту. Поэтому, охрана природы – это обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

  Итог занятия:

-Ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии? (слушали «Звуки природы. Весна в лесу», беседовали по картинкам о деревьях в лесу, отвечали на вопросы по содержанию рассказа «Когда наступает весна», составляли предложения по карточкам-символам, играли в игру «Третий лишний», рисовали деревья для весеннего леса методом «Печать листьев»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»

Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Конспект занятия по познавательному развитию "День Победы" в подготовительной к школе группе

Задачи:1. Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).2.  Познакомить с героями В.О.В.3. Закрепить умение отвечать полным предло...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей и подготовительной к школе групп - Путешествие в страну «Эмоции»

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:1. Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.2. Развивать саморегуляцию воспитанников чере...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Образовательные:Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.Расширить знания детей понятиям : «условие задачи», «вопрос задачи»Развивающие:Развивать в...