Занятие:"Знакомство детей с иллюстрациями художника Ю.А.Васнецова"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Блошенко Любовь Васильевна

Знакомство детей с иллюстрациями Ю.А.Васнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Знакомство детей с иллюстрациями художника Ю.А. Васнецова

Программное содержание:

Систематизировать знания детей о творчестве Ю.А. Васнецова. Формировать представление о средствах выразительности, используемых художником-иллюстратором.

Закрепить знания о том, что книги оформляют художники-иллюстраторы.  Способствовать развитию умения отличать иллюстрации Васнецова от других художников.( Е.И. Чарушина, В.М.Конашевича, Е.М.Рачева).

Упражнять в умении отражать эти отличительные свойства (сказочность, необычность, юмор, праздничность, яркость).

Развивать образную речь, воспитывать эстетический вкус, способствовать развитию творчества у детей.

Предшествующая работа:

Чтение сказок, потешек «Гуленьки», «Ладушки», «50-поросят», «Коза с козлятами», Пошел котик на Торжок», «Сорока белобока». Рисование элементов сказок, игры - «Найди и покажи», «Собери картинку», «Узнай по описанию», загадки, сюжетно-ролевая игра «Мастерская художника, загадочные точки, аппликация к потешкам, игра книжный магазин, викторины по сказкам, знакомство с народным творчеством ( дымковская, филимоновская, каргопольская), драматизация сказок.

Оборудование:   музыкальная шкатулка с предметами, которые нужны художнику (краски, кисточка, карандаш, книги), видеоролик с портретами художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.М.Конашевича, Е.М.Рачева, книги иллюстрированная и неиллюстрированная, иллюстрации, музыкальные произведения, недорисованные листы бумаги на каждого ребенка.

Активизация словаря:  художник-иллюстратор.

Структура занятия и методические приемы:

Iчасть:  Сюрпризный момент. Дети отгадывают загадки и музыкальная шкатулка открывается.

IIчасть: Основная.

  1. Видеоролик (портреты художников-иллюстраторов)
  2. Рассматривание иллюстраций разных художников (дети выбирают иллюстрацию Ю.А. Васнецова и рассказывают о ней).
  3. Дымковские игрушки.
  4. Рассказ воспитателя.
  5. Чтение потешки.
  6. По музыкальному произведению дети подбирают иллюстрацию и созвучно по настроению танцуют.
  7. Кроссворд.
  8. Игра «Дорисуй»

Ход занятия:

I часть.  У воспитателя музыкальная шкатулка, там лежат краски, карандаш, кисточки, одна книга иллюстрированная, вторая неиллюстрированная.

Воспитатель: Хотите узнать, что лежит в шкатулке? Если вы правильно отгадаете загадку, то шкатулка откроется.

Загадки.

  1. Палочка волшебная, есть у меня друзья,

палочкою этой могу построить я, башню,

дом и самолет и большущий пароход.         (карандаш)

  1. Свою косичку без опаски,

Она обмакивает в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.     (кисточка)

  1. Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.                        (краски)

Людям, какой профессии нужны эти предметы?

Воспитатель:  Совершенно верно художникам.

Ой, шкатулочка открывается, видимо там еще что-то лежит.

Как вы думаете, что же это такое?                                                                                              Показываю две книги, одну иллюстрированную, другую не иллюстрированную.

Какую бы вы выбрали книгу? Как называются картинки в книге? Чем она вам нравится? Мы ведь ее еще не читали? Кто делает книги красивыми?

Дети:  художник – иллюстратор

II часть основная:

  1. Видеоролик.

Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто это? (художники – иллюстраторы). Назовите их.

(Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.М.Конашевича, Е.М.Рачева)

А в книге, которая вам понравилась, какой художник нарисовал иллюстрации?

(Да это замечательный художник – иллюстратор Ю.А. Васнецов).

На столе лежат иллюстрации разных художников-иллюстраторов.

  1. Давайте подойдем к этим интересным иллюстрациям разных художников и отберите иллюстрации, которые нарисовал Ю.А.Васнецов. Подумайте и расскажите к какой сказке или потешке нарисовал художник иллюстрацию.

Как вы догадались и выбрали именно эту иллюстрацию?

Дети:  у художника яркие краски, волшебные узорные цветы, кисонька красивая в нарядной юбке, петушок поет.

Воспитатель:  А как вы догадались, что он поет?

А что ты можешь сказать об этой иллюстрации?  Чем занята сорока? Что мы можем сказать о сороке?

Дети: она готовит вкусное кушанье, стряпуха, хозяюшка.

Воспитатель:  яркий огонь, пар идет, мышка почувствовала запах, торопится.

К какой сказке нарисовал художник эту иллюстрацию?

Дети:  Волк и семеро козлят.

А почему ты так думаешь?  Как изображена коза?

Дети:  Большого роста, одета в юбку с узором.

Воспитатель:    А как встречают маму  козлятки? Что можно сказать о ней, какая она? Почему художник нарисовал волка серым? Что можно сказать о нем?                                                                                                                                 Дети: сердитый, злой, хочет поймать козлят.

А у тебя какая иллюстрация?

Дети: «Гуси-вы- гуси, где вы бывали?»

Воспитатель: Откуда видно, что пришла беда? Какие краски использовал художник? Видите, мы давно эти потешки не читали, но глядя на картинки, сразу вспомнили их содержание.

А ты догадался по своей иллюстрации к какой сказке нарисована эта картинка? ( «Три медведя»).

А как вы думаете, художнику надо знать содержание произведения, сказки, потешки?

Воспитатель: Художник должен внимательно прочитать сказку, чтобы нарисовать картинку иллюстрацию.

  1. Ребята посмотрите, а на этом столике какие-то игрушки?

Воспитатель показывает дымковские игрушки.

  • « Игрушки расписные, красивые какие, стоят они сверкая и красками играя».
  • А вот и петух весь расписной, он тоже в гости к нам пришел. Барышня какая модница, колоколом юбка, ну и красота!

Воспитатель:  Мы говорили о художнике-иллюстраторе, а вспомнили игрушки, почему?

Дети: потому что у Ю.А.Васнецова  птицы и животные на иллюстрациях яркие, сказочные, похожи на игрушки.

Воспитатель:   А что же это за игрушки?   (Дымковские)

Верно, он жил в г. Вятке и использовал для украшения своих коней, котов элементы дымковских игрушек.

  1. Рассказ воспитателя: Однажды сидел Ю.А.Васнецов за столом и  рисовал. Перед  ним лежали краски и карандаши. А у него были разбросаны листы бумаги. «Папа, ты что  ты рисуешь? Что это?» спросила дочь –« Коты». На девочку смотрел кошачий глаз, а сам кот был синий в пестрых пятнышках.  «Какие странные коты?» Почему они не похожи на нашего кота Мурзика? – спросила девочка.« Потому что он сказочный. А в сказках все коты сказочные, удивительные и взял розовую краску.

Воспитатель:  Посмотрите на эту иллюстрацию. Что он расписал Розовой краской? Каким он изобразил кота?

Дети: важный, деловой, хозяйственный, кот ступает твердо, на палку опирается, в больших расписных сапогах, с бантом, в красивой рубашке и стоит, как будто пустится в пляс. По каким деталям, можно узнать, что он пустился в пляс?

Кто прочитает потешку «Пошел котик на Торжок?

5.«Пошел котик на Торжок, купил котик пирожок,

пошел котик на улочку, купил котик булочку

самому ли съесть, либо Бореньке снести?

Я и сам укушу, да и Бореньке снесу».

6. Физкультминутка

Играет музыкальное произведение и дети подбирают к нему иллюстрацию созвучно по настроению и танцуют.

7.  кроссворд

Посмотрите на экран. Что это, как вы думаете?

Да, правильно это кроссворд. И нам нужно отгадать, какое слово спрятано в этих клеточках. Я задаю вопрос, если вы отгадали правильно, на экране появится ответ.

  1. Художник, который жил и вырос в старинном городе Вятке?      (Васнецов).
  2. На какие игрушки похожи рисунки Ю.А.Васнецова? (дымковские).
  3. К какой потешке проиллюстрировал  художник-иллюстратор  Ю.А.Васнецов  эту иллюстрацию?( Кот и кошка).
  4. Отгадайте загадку, к какой потешке проиллюстрировал  художник-иллюстратор  Ю.А.Васнецов.
  • Ходит бочком, уши торчком,

Хвостик крючком, нос пяточком!          (Свинка Ненила)

Воспитатель: Сегодня мы вспомнили о  замечательном художнике – иллюстраторе Ю.А.Васнецове. А вы бы хотели быть художниками-иллюстраторами?

III заключительная часть:

Игра «Дорисуй»

Вы будете художниками-иллюстраторами. Дорисуем картинки, сделаем их еще красивее, как художник Ю.А.Васнецов. Вот смотрите, кто тут нарисован? (зайчик в колыбели)

Что еще можно нарисовать?  (звезды, луну).и т.д.

Чтение потешек, песенок детьми при узнавании дорисованных картин.

Давайте наши красочные, сказочные иллюстрации подарим детям младшей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с художником Е.Чарушина"

Конспект занятия "Знакомство детей с художником Е.Чарушина"...

Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина. (подготовительная к школе группа)

Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина.(подготовительная к школе группа)Практические рекомендации для педагогов ДО...

Конспект НОД по рисованию "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника &ndash...

Методическая разработка. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Воспитывать интерес к книжной графике....

Презентация "Знакомство с творчеством русского художника В.М.Васнецова"

Подборка картин художника по русским народным сказкам...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ...

Занятие.: «Знакомство с творчеством Назаровского художника Дмитрием Акимовичем Овинниковым». Музейный урок. Галерея картин Д.А. Овинникова. Галерея этюдов Д.А. Овинникова

Русская земля богата интересными людьми. Людьми, жизнь которых превращалась в историю. Нам захотелось навсегда оставить память о человеке, который стал частью истории становления художественной ...