«Разговор качанов капусты»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проскурина Надежда Георгиевна

Расширить и уточнить представление детей об овощях. Обогатить знания  детей о выращивании растений из семян. Продолжать учить видеть внешние признаки предметов. Развивать воображение, фантазию, творчество, умение создавать художественный образ.
Воспитывать умение слушать и дополнять  ответы друг друга

Интеграция:познание окружающего мира, развитие речи, коммуникация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochany_kapusty.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная творческая работа

(для детей старшего дошкольного возраста)

«Разговор  качанов  капусты»

Цель: Расширить и уточнить представление детей об овощях. Обогатить знания  детей о выращивании растений из семян. Продолжать учить видеть внешние признаки предметов. Развивать воображение, фантазию, творчество, умение создавать художественный образ.
Воспитывать умение слушать и дополнять  ответы друг друга

Интеграция:познание окружающего мира, развитие речи, коммуникация.

Материалы и оборудование:

Качаны капусты; 1 большой, 1маленький,1качан в разрезе, листья капусты, семена капусты.

Ход занятия.

1.Воспитатель

 Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.

а) Растет она на грядке

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И круглой соли пол мешка         (капуста)

б)Лоскуток на лоскуток

Зеленые заплатки,

Целый день она

Нежится на грядке   (капуста)

Дети отгадывают загадки.

2. Осенью в деревнях празднуют праздник Урожая. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.

Один из таких праздников отмечался 8 октября. Называли его в народе Сергей- капустник. Начиная с этого дня хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, с шутками, с разными прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Приходя в дом, капустницы поздравляли хозяев с капустой, как с праздником.

3.Сегодня мы с вами поговорим о капусте.Капуста – это что ? Дети: Овощ. Где растет? На грядке.Что-бы больше и лучше узнать о капусте мы должны посмотреть на мир  глазами капусты. Предлагаю на минутку представить себя капустой . Вот грядка.Присаживайтесь и попытайтесь представить себя капустой и изобразить её. Посмотрите какие вы все разные,так и капуста вся разная. Асейчас попытаемся угадать какое настроение может быть у капусты.

4.Открываем 2 кочана капусты и рассматриваем их:

Этот качан какой? Дети: Большой, растрепанный, старый, грязный, ободранный, толстый….

Другой маленький, зеленый, круглый, гладкий, ровный…..

Видите эти качаны капусты разные .

5. Если думать по – волшебному , то это не просто качаны ,а живые существа. А почему живые? (растут, питаются влагой и питательными веществами из земли, дышат воздухом).

Знаете ли вы откуда появляется капуста?  (из семян).Правильно из семян. Предлагаю рассмотреть семена капусты (дети рассматривают, сравнивают). Очень мелкие.

6.Сейчас попытаемся угадать характер и настроение вот этого большого качана капусты. Большой, толстый, драчливый,  забияка - все листья ободрал, хулиган. Он так надувается, что вот-вот лопнет. Завидует маленькому вот и надувается. Может он рос на краю поля от этого его листья такие грязныеи рваные.

Маленький – веселый, шустрый, шаловливый, любопытный, но хочет вырасти большим.

7. Подумайте и скажите, где – бы они смогли встретиться (на грядке, в поле, в кадушке, в борще, в салате….)

8.Пальчиковая игра

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (
резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трем (
пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя).

Мы капусту солим, солим (
движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем, жмем (
интенсивное сжимание пальцев в кулаки).

9.Почему в народе говорят : «Сто одежек и все без застежек» .Листья  - это «одежда» у капусты .Рассмотрим  капусту в разрезе. На чем держатся листья? (на кочерыжке).Попробуйте капусту. Какая она на вкус?  (сочная, хрустящая, чуть горчит). Есть ли запах?

10.Рассматриваем капусту в многообразии связей; настящее, прошлое, будущее по 9 экранному "Системный оператору" Альтшуллера.

12.Возьмите по желанию краски, карандаши и еще раз представьте капусту как живое существо и нарисуйте. Постарайтесь в рисунке передать ее на строение ,а это значит у неё должно быть лицо,руки,ноги.Подумайте во что она будет одета. (дети рисуют)

11.Воспитатель: Что – то у меня начала болеть голова. Приложу -ка я листочек ко лбу,от ее прохлады сразу стало лучше. В старину, когда не было лекарств  головную боль,ушибы лечили капустой. Возьмите по листочку и приложите к голове.

Вот такая удивительная капуста.

Литература:

Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - М. , 1999.

Поваляева, М. А. Развитие речи при ознакомлении с природой / М. А. Поваляева. - Ростов н/ Д : Феникс, 2002

Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

Воспитатель высшей квалификационной категории  

Проскурина Надежда Георгиевна