Сценарий образовательной ситуации в старшей группе по теме "Земноводные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тип ситуации: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya.docx450.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе

(интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»).

Тип ситуации: открытие нового знания.

Тема: «Земноводные».

Педагог: Шарова Елена Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ № 91
Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.
Задачи:

Образовательные:

1. Расширить представления детей о характерных  особенностях земноводных.

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

 3. Тренировать мыслительные операции,  анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность,  коммуникативные умения, познавательный интерес.

Воспитательные:

  1. Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь.


Демонстрационный материал.

Карточки с изображением птиц: дятел, воробей, ворона; рыб: ёрш, щука, окунь; животных: лиса, ёж, заяц; земноводных: лягушка, жаба, червяга.

Оборудование.

  1. Мобильный телефон.
  2. Магнитная доска.
  3. Обруч.

Предварительная работа.

Разучивание считалки.

                                   Ход образовательной ситуации.
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания о профессиях.

Требования:

  • Создание условий, включающих детей в игровую деятельность;

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель собирает детей около себя.
- Кем вы хотите стать, когда вырастете?
( Художником, музыкантом, полицейским, врачом, воспитателем.)

- А я в детстве мечтала стать ветеринаром. Знаете ли вы, чем занимается ветеринар? (Да, это врач, который лечит животных.)
- Кто самый известный ветеринар? (доктор Айболит.)

- Ребята, мне сегодня позвонил доктор Айболит и сказал, что к нему на приём  записалось много животных. Айболит просит вас  помочь ему распределить животных на группы, для того, чтобы было удобнее их принимать.
- Хотите помочь Айболиту?  
(Хотим, очень хотим.)

Сможете это сделать? (Сможем, ведь Айболит наш любимый герой.)

2. Актуализация в игровой ситуации
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

  • актуализация  изученных способов действий и знаний о животном мире, достаточных для построения нового знания.

2.1. Игра «Разные животные».
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением животных, например, ежа, зайца, лисы.
Птиц, например, дятла, воробья, вороны.
Рыб, например, окуня, щуки, ерша.
Земноводных, например, лягушки.
- Ребята, Айболит попросил разделить всех животных на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним обобщающим словом. А вы знаете, что значит обобщающее слово? ( Это, когда одну группу предметов, называют одним словом.)
Ребята, возьмите карточки и разложите их по группам. (Как правило, дети в одну группу собирают зверей, в другую – птиц, в третью рыб, у них остаётся лягушка.)
Раздаётся звонок по телефону.

- Ой, ребята, это звонок от Айболита. Он говорит, что зверей он примет завтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением зверей), птиц - послезавтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением птиц), рыб – на следующей неделе.

3.Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

  • создание ситуации затруднения;
  • фиксация в речи причины затруднения.

- Смогли вы разделить всех животных на группы? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, по какому признаку делить.)
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать?
 (Можно спросить у того, кто знает, можно попытаться разобраться самим, потом проверить себя по учебнику, по книжке.)
- Что интереснее – спросить и получить готовый ответ или попытаться разобраться самим?  (Разобраться самим.)

Решаем искать ответ самостоятельно.

4. Открытие нового знания. 

Цель: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Требования:  

  • организация подводящего диалога с детьми, направленного на открытие нового знания;
  • фиксация нового знания в речи;
  • создание ситуации успеха.

- Можем мы отнести лягушку к птицам? (Нет, она не умеет летать.)

Карточки с птицами откладываем в сторону.

- Можем отнести её к группе рыб? (Можем.)(Потому что, она умеет плавать и может долго находиться в воде.)

- Ребята, но лягушка долгое время может находиться и на суше. А рыбы могут? (Нет, рыба без воды не выживет.)

- Значит, лягушка не относится к группе рыб.  (Значит,  не относится.)

Откладываем карточки с изображением рыб в сторону.

- Можем, мы отнести лягушку к группе зверей? ( Можем, они все  живут на земле.)

А животные могут долгое время находиться в воде и жить там?  (Нет, не могут, они погибнут.)

-  Мы с вами выяснили, что лягушка может жить на земле и в воде – отсюда люди и дали название этой группе, к которой относится лягушка – земноводные.

- Ребята, с вашей помощью  Айболит осмотрел всех животных.  Все теперь здоровы.

Раздаётся звонок по телефону.

- Это снова звонит Айболит, он  прощается со своими пациентами и просит их быть внимательными и осторожными, потому что кругом много  опасностей.

5. Включение нового знания в систему знаний. 

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • затруднения в играх; развитие двигательной активности;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

5.1. Игра «Кто лишний»?

- Ребята, вы хотите поиграть в игру: « Кто лишний»? ( Да, хотим.)
- На доске я буду вывешивать вам по четыре карточки с изображением разных живых существ. Два из них будут относится к одной группе, а третий к другой. Вам нужно будет подумать и назвать кто лишний.  

Педагог поочерёдно создаёт разные комбинации из трёх картинок, например:

- ёж, заяц, лягушка, лиса;

- воробей, червяга, дятел, ворона;

- жаба, ёрш, щука, окунь;

- жаба, червяга, ёж, лягушка.

- Молодцы, ребята, вы научились отличать земноводных от других видов животного мира.

5.2. Подвижная игра «Лягушата».

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.  Вы согласны?  (Мы согласны, а что мы должны делать?)

- Мы будем играть в игру «Лягушата».

- Слушайте правила игры:

на пол кладётся обруч – это болото. Из числа игроков выбирается аист. Для него обозначается дом в 3 – 4 м от болота. Остальные дети – лягушки встают в круг. По моему сигналу: «День» - дети, изображающие лягушек, выпрыгивают из болота и начинают прыгать по игровой площадке.

- Я при этом буду приговаривать:

«Вот лягушки по дорожке,

 Скачут, вытянувши ножки»

(Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Мы поймаем комара!)

- По  моему сигналу: «Ночь!»  - ребенок-аист выбегает из   своего дома и старается осалить лягушек.  Ваша задача  – как можно быстрее упрыгать в свое болото.

- Выигрывают те дети, кому удастся дольше всех быть не пойманными. Игра повторяется со сменой водящего.

- Для начала выбираем аиста. Как мы будем это делать? (Посчитаемся.)

Произносится считалка.

(Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.)

Дети играют в игру.

- Молодцы, ребята, вы оказались очень подвижными  шустрыми, быстрыми.

6. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

  • организация анализа детской цели;
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели.

Воспитатель собирает детей около себя.
-  Ребята, кому и чем мы сегодня помогли? ( Мы помогли Айболиту, мы разделили животных на группы, чтобы Айболит смог быстро всех принять, чтобы ему было удобно.)

- Какие новые знания дали вам возможность разделить животных на группы?  (Мы узнали, что лягушки не относятся ни к рыбам, ни к животным, они относятся к своей группе – земноводные.)

 - Ребята, вы молодцы! Вы помогли доктору Айболиту! Вы очень добрые, я горжусь вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Весна, ледоход, наводнение»

Тип ОС: «открытие нового знания»Тема: «Весна, ледоход, наводнение»Цель: Формирование представлений у детей о ледоходе, наводнении.Задачи:Образовательные:- дать знания...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Тема: «Земноводные»

Тип ситуации: открытие нового знания.Тема: «Земноводные».Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.Задачи:Образовательные:1. Ра...

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗНАКИ > И <».

(образовательная область « познавательное  равитие »)....

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе Тема «Помощь другу» по хэр

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе Тема: «Подарок для мамы» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»Возраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТема«Подарок для мамы »Цельвызвать у детей желание заниматься творчество...