Картотека прогулок для средней группы.
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Хворова Светлана Марсельевна

Данный материал подобран  с учетом климатических условий севера (в данном случае - города Воркуты), тематического планирования и соответствует программе "Детство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа. Картотека прогулок.

Сентябрь.

1 неделя.

Наблюдение за изменениями погоды — учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.

Наблюдение за красотой природы — вызвать интерес к окружающему миру; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

Наблюдение за цветами — уточнить название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям.

Наблюдение за почвой — развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, любознательность и наблюдательность.

Наблюдение за вечерним небом — воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение; формировать умение видеть красоту неба.  

Наблюдение за дождем — воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.

Наблюдение за радугой – формировать умение видеть красоту природного явления.

Беседа на тему «Что такое радуга? Когда бывает радуга?».  

Опытно — экспериментальная деятельность «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Опыт «Свойства мокрого песка».

Д/игра «Лето или осень» - закрепить знание признаков осени. Содержание: дети встают в круг, воспитатель говорит: «Если листики желтеют — это...» - бросает мяч одному из детей, ребенок ловит мяч и , возвращая его воспитателю, говорит: «Осень» и т. д.

Приметы: сырое лето и теплая осень – к долгой зиме; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.

Загадывание загадок о радуге, осени. 

Загадывание загадки о зонте и плаще, резиновых сапогах.

Стихотворение В. Стоянова «Радуга», К. Бальмонт «Осень», З. Федоровской «Осень».

  2 неделя.

Наблюдение за погодой в солнечный (пасмурный) день — обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Наблюдение за дождем — расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.

Наблюдение за почвой — учить видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Наблюдение за цветом листвы — расширять представления об осени как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

Наблюдение за многообразием растений — закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить отличать деревья от кустарников, обучать описывать растения.

Наблюдение за травянистыми и древесными растениями — уточнить представление о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы.

Беседа на тему «Какие цветы вы видели в тундре?».

Опыт «Свойства солнечных лучей» - в группе, вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке белье вывесить на солнышко сушиться. Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.

Опыт «Свойства песка» - показать детям, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле  с помощью пластмассовых бутылочек, наполненных сухим и мокрым песком. 

Д/игра «Что сажают в огороде?» - учить классифицировать предметы по определенным признакам; развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Содержание: воспитатель называет разные предметы, дети внимательно слушают. Если воспитатель  называет то, что сажают в огороде, то дети отвечают «Да», если нет, то «Нет». Кто ошибся, тот выходит из игры.

Приметы: если береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

Стихотворение А.Прокофьев «Огород»,  О. Бундур «Дождик», «Вышел дождик погулять».

3 неделя.

Наблюдение за разноцветьем листьев — расширять представления об осени как времени года,

когда созревают семена, расцвечиваются листья.

Наблюдение за листопадом — упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, ветвям, стволу. Воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

Наблюдение за кустарниками, деревьями, их стволами — учить описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства.

Наблюдение за лужами — продолжать знакомить с осенними явлениями природы. Обращение внимания детей на то, что в лужах отражаются предметы предложить детям поводить по воде палочкой, создать волны. Вопрос: «Почему теперь нет отражения?»

Наблюдение за вечерним небом — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Беседа «Для чего нужна кора? От чего она защищает дерево? Кора защищает только ствол дерева? Как можно определить возраст дерева по коре?».

Опыт: «Бросьте в лужу несколько плоских предметов, потом найдите их». Вывод: вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры» - выявить с детьми зависимость состояния почвы от погодных условий. Выявление, что почва состоит из разных частиц: глины, песка, веточек, сухих травинок. 

Д/игра «Третий лишний» - закреплять знания детей о многообразии растений.

Приметы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме, теплая осень – к долгой зиме.

Загадывание загадок о корнях, березе, листьях, дожде.

Стихотворение С. Михалкова  «Облака», И. Семенова «Березка»,  Ю.Капотова «Листопад», А. Фета «Печальная береза».

4 неделя.

Наблюдение за листопадом — показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Наблюдение за птицами — выявить с детьми особенности приспособления птиц к сезонам, наблюдение за их повадками, способом питания, особенностями внешнего вида.

Наблюдение за грозой — учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.

Наблюдение за тучами — расширять представление о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.

Наблюдение за растениями, изменением их окраски — обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; приучать наслаждаться красотой природы.

Беседа о дожде. Содержание: воспитатель предлагает сравнить летний и осенний дождь. Осенью дождь затяжной, идет из тяжелых, темных туч. Цветы после дождя уже не растут.

Беседа на тему «Что происходит с деревьями осенью?».

Д/игра «Что это за птица?» - уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Загадывание загадок о листьях, листопаде. 

Стихотворение  В. Авдиенко «Осень».

Октябрь.

1 неделя

Наблюдение за изменениями в природе — продолжать формировать представление об осенних изменениях в природе; выявлять первые признаки зимы; учить устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; закрепить понятие «листопад».

Наблюдение за ветром — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Наблюдение за облаками — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать. Содержание: в тихую погоду облака движутся медленно, в ветреную быстро. Облака бывают прозрачными, а бывают собраны в белые тучи,  а если ветер соберет их в темные тучи, то может пойти дождь или снег.

Наблюдение за птицами на участке — выявить особенности приспособления птиц к сезонам; установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры» - выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. Содержание: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать ее рукой, какая она: теплая, сухая, цвет. Полить землю, опять ее потрогать, рассмотреть. Земля потемнела, стала мокрой, липкой, как от дождя. — она стала холодной от холодной воды.

Приметы: если осенью деревья рано сбрасывают листья – ожидай скорой зимы.

Загадывание загадок об осенних явлениях природы.

Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы...».

2 неделя

Наблюдение за изморозью — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.

Наблюдение за долготой дня — развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Наблюдение за туманом — продолжать знакомить  с явлениями неживой природы; развивать любознательность и наблюдательность.

Наблюдение за почвой в морозную погоду — расширять речевой запас новыми словами: туман, иней, изморозь.

Наблюдение за опавшими листьями — показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Наблюдение за голубями — учить видеть особенности строения и поведения.

Наблюдение за солнцем — формировать представление детей о том, что с приходом осени солнце светит меньше, тепло от него слабеет; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Опыт «Движение воздуха» - показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Загадывание загадок о солнце, тумане.

3 неделя

Наблюдение за опавшими листьями и голыми деревьями и кустарниками — уточнить представление о том, что растения с приходом осени изменяются; развивать любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.

Наблюдение за заморозками — продолжать знакомить с явлениями природы;  воспитывать любознательность, наблюдательность, желание познать новое; формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.

Наблюдение за льдом в лужах — формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;  устанавливать простейшие связи между ними.

Наблюдение за солнцем — дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за ветром — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Наблюдение за облаками — воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.

Д/игра «У кого такой цвет?» - научить узнавать цвета. Содержание: воспитатель показывает , например, зеленый квадрат из бумаги; дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, куртка и т. д.

Загадывание загадок о птицах,  облаках.

4 неделя

Наблюдение за первым снегом — продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о последнем периоде осени.

Наблюдение за одеждой людей — расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.

Наблюдение за трудом взрослых — расширять представление о взаимосвязи природы и человека; воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Наблюдение за погодой - определение погоды по приметам: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на животный и растительный мир; находить уже известные народные приметы в окружении.

Опыт: снимите рукавичку с одной руки и сравните ощущения с рукой в рукавичке. Где ощущения комфортнее. Сделать вывод.

Приметы: если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если на сухую – то опять сойдет.

Загадывание загадок о явлениях природы.

Ноябрь.

1 неделя

Наблюдение за снегом — формировать представление  детей о свойствах снега,  закреплять представление о последнем периоде осени, начале зимы.

Наблюдение за изменениями в природе — развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, начала зимы.

Наблюдение за облаками - формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Д/игра «Кто, где зимует?».

Загадывание загадок о животных тундры.

2 неделя

Наблюдение за солнцем — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Наблюдение за небесными светилами — приучать любоваться красотой луны и звезд.

Беседа о зимующих птицах, об их жизни в холодный период года. Развешивание кормушек в парке — воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму.

Д/игра «Закончи предложение» - учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Труд — наполнение кормушек птиц.

Приметы: если снег идет крупными хлопьями – жди оттепели.

Загадывание загадок о зимующих птицах.

Стихотворение З. Александровой  «Мы кормушку смастерили...», И. Мазнина «Осень».

3 неделя

Наблюдение за воробьями — формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.

Наблюдение: «Какой корм птицы едят  лучше: крошки, остатки каши, зернышки». Добавление корма в кормушки.

Наблюдение за вороной — формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении.

Беседа с детьми об образе жизни вороны, ее пользе для человека.

Опыт со льдом: пройдите по краю лужи, послушайте, как хрустит лед.

Д/игра «Что умеют делать звери?» - учить создавать разнообразные словесные сочетания.

Труд — наполнение кормушек птиц.

Приметы: вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду.

Загадывание загадок о  перелетных птицах.

Стихотворение И.Левина «Мой приятель воробей»,  И. Бурсова «Первый снег», «Снежинки».

4 неделя.

Наблюдение за птицами у кормушек — уточнить названия птиц, которые прилетают к кормушке и летают вблизи участка.

Наблюдение за голыми деревьями — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Наблюдение за вечерним небом.

Наблюдение за изменениями в природе — развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, начала зимы.

Рассматривание березы и ивы  в парке — продолжать обучать описывать растения, отмечать их отличия и сходства.

Труд — наполнение кормушек зерном, салом, ягодами, крошками.

Д/игра «Так бывает или нет?» (с мячом).

Приметы: дым из трубы стелется по земле – к метели, снегопаду.

Загадывание загадок о деревьях, снеге.

Стихотворение И. Сурикова «Снег», Г. Ладонщикова «Взяв крупы и хлебных крошек...».

Декабрь.

1 неделя

Наблюдение за снежинками — знакомить со свойствами снега; формировать умение видеть красоту окружающей природы.

Наблюдение за вечерним небом - познакомить с понятием «северное сияние», уточнить представление о том, что оно бывает только в северных городах (в Заполярье).

Наблюдение за солнцем — формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений.

Наблюдение за льдом на лужах — продолжать знакомить с различным состоянием воды.

Опытно – экспериментальная деятельность по определению направления ветра (с помощью вертушек).

Опыт со льдом — познакомить со свойствами льда; рассмотреть кусочки льда; наблюдать за таянием снега и льда (в группе).

Опыт «Установление зависимости свойств снега от температуры».

Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.

Загадывание загадок о снеге, снежинках.

Стихотворение В. Фетисова «Зима пришла», И. Никитина «Встреча зимы».

2 неделя.

Наблюдение за снегопадом — продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром.

Наблюдение за снежинками через лупу — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Наблюдение за красотой зимнего пейзажа — развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом — закреплять знания о деревьях, различных их частях; продолжать учить описывать растения.

Наблюдение за поведением птиц у кормушек — учить замечать характерные особенности строения птиц.

Беседа по вопросам: «Как люди одеваются зимой? Почему? Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» - выявить некоторые особенности одежды.

Беседа на тему «Что мы знаем о зиме?» - обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы.

Опыт «Первые заморозки» - показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Труд: пополнение кормушек кормом для птиц.

Д/игра: «Какая, какой, какое?».

Стихотворение К. Чолиева «Деревья спят»,  С. Маршака «Зима».

3 неделя.

Наблюдение «Защитные свойства снега» - развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом — закреплять знания о деревьях, различных их частях; продолжать учить описывать растения.

Наблюдение за зимующими птицами.

Наблюдение за погодой — формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления о свойствах снега.

Опыт «Защитные свойства снега» - поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.

Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.

Загадывание загадок о зимних явлениях природы.

Стихотворение А. Пушкина «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»

4 неделя.

Наблюдение за зимним небом — обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность.

Наблюдение за вечерним небом - познакомить с понятием «полярная ночь»; уточнить представление детей об изменении долготы дня в Воркуте в различные сезоны года.

Наблюдение за узорами на стекле — развивать интерес к окружающему миру.

Наблюдение за погодой — упражнять в определении состояния погоды.

Наблюдение за воронами — продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц.

Наблюдение за льдом — продолжать знакомить со свойствами воды.

Д/игра «Кто прилетал к нам на кормушку?», «Когда ты это делаешь?».

Труд — наполнение кормушек птиц.

Загадывание загадок о зиме.

Стихотворение Н. Рубцова «Ворона».

Январь

2 неделя.

Наблюдение за снегом — уточнить представление о свойствах снега.

Наблюдение за зимним небом — дать более полное представление о том, как ветер «делает» облака.

Наблюдение за метелью — познакомить с новым понятием «метель».

Наблюдение за воробьями - продолжать знакомить с многообразием птиц; учить замечать особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения в определенных местах; вспомнить название птиц прилетающих на участок.

Беседа о метели: «Почему больше снега намело около забора? Где вам хочется находиться в такую погоду? А как животные и птицы переносят такой ветер?».

Беседа с детьми о толщине снежного покрова. Толщину снега можно измерить палкой — снегомером. Измерение глубины покрова в разных местах участка.

Д/игра «Угадай, что за след?»

Приметы: если зимой тепло – лето холодное.

Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.

Загадывание загадок о метели, вьюге, пурге.

Стихотворение З.Александровой «Снежок».

3 неделя.

Наблюдение за свойствами снега — уточнить представления о свойствах снега.

Задание детям: походить по снегу, послушать, как он скрипит. Вывод: снег скрипит в морозную погоду; скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.

Наблюдение за собакой — воспитывать бережное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим».

Наблюдение за деревьями во время снегопада.

Наблюдение за сороками — продолжать знакомить с многообразием птиц; учить замечать особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения в определенных местах; вспомнить название птиц прилетающих на участок.

Наблюдение за птицами: сравнение следов воробья и голубя — развивать умение определять птиц по их следам.

Д/игра «Когда это бывает?».

Приметы: собаки в снегу валяются – быть метели.

Труд — наполнение кормушек птиц.

Загадывание загадок о снеге.

Стихотворение Р. Кудашевой «Зима».

4 неделя.

Наблюдение за снегом — уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. Измерение глубины снежного покрова в разных местах участка.

Наблюдение за погодой — упражнять в определении состояния погоды; уточнить и конкретизировать представления о зиме.

Наблюдение за сороками - продолжать знакомить с многообразием птиц; учить замечать особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения в определенных местах; вспомнить название птиц прилетающих на участок.

Наблюдение за вьюгой — познакомить с новым понятием «вьюга».

Д/игра: «Какая, какой, какое?».

Приметы: сорока прячется под крышу – будет метель; если птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель.

Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек, кормление птиц.

Загадывание загадок о сороке.

Стихотворение Ю. Марцинкявичюса «Солнце отдыхает».

Февраль.

1 неделя.

Наблюдение за долготой дня – формирование представления о том, что день становится длиннее, солнце светит дольше и ярче.

Наблюдение за метелью — подвести к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

Наблюдение за ветром — определение направления ветра с помощью вертушек.

Наблюдение за птицами – закреплять умение узнавать птиц по их отличительным признакам..

Опыт «Снег и лед — вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Труд - замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега. 

Приметы: теплый февраль – холодная весна; туманы в феврале предвещают дождливый год.

Стихотворение И. Демьянова «Веселые льдинки», С. Маршака «Дуют ветры в феврале...».

2 неделя.

Наблюдение за погодой: определение погоды по приметам — воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам.

Наблюдение за деревьями в парке — учить различать различные виды деревьев.

Наблюдение за следами на снегу — развивать наблюдательность и любознательность. Задание: пройдя по территории детского сада отыскать следы на снегу и угадать их происхождение.

Д/игра «Кто прилетал к нам на кормушку?»

Приметы: туман опускается зимой к земле – к оттепели, высоко держится – к хорошей погоде.

Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.

Стихотворение А. Пушкина «Под голубыми небесами...»

3 неделя.

Наблюдение за облаками - воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.

Наблюдение за вечерними облаками - обратить внимание на красоту вечернего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность.

Наблюдение за снегом – закреплять знания о свойствах снега. Измерение глубины снежного покрова в разных местах участка.

Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек, кормление птиц.

Загадывание загадок о льде.

Стихотворение Ф. Тютчева «Февраль», А. Плещеева «Чиста небесная глазурь...»

4 неделя.

Наблюдение за кустарниками. Задание детям — найти самый красивый кустарник, описать его.

Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Наблюдение за обледенением деревьев — продолжать знакомить с явлениями природы.

Наблюдение  за снеговиком — продолжать знакомить со свойствами снега.

Наблюдение за солнцем — формировать представление о феврале, как заключительном месяце зимы; развивать умение выделять первые признаки весны.

Опыт «Как согреть руки?».

Знакомство с приметами о птицах.

Д/игра «Угадай, что за след?»

Труд — оказание помощи деревьям, освобождение их от ледяного панциря, постукивание по веткам деревянными палочками.

Загадывание загадок о перчатках, варежках.

Стихотворение С. Маршака «Двенадцать месяцев», М. Дудина «Деревья зимой».

Март.

1 неделя.

Наблюдение за оттепелью — выявить свойства снега во время оттепели липкий, мокрый; подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха; познакомить с понятием «оттепель».

Наблюдение за воробьями – закреплять умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.

Наблюдение за неживой природой — формировать представление о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе.

Наблюдение за снегом - формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны; продолжать знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.

Опыт «Определение плотности снега».

Опыт «Снег и лед — вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры» - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Опыт «Таяние снега» - знакомство со свойствами снега.

Труд — кормление птиц на участке.

Загадывание загадок о птицах.

Стихотворение В. Берестова «О чем поют воробушки...». 

2 неделя.

Наблюдение за ветром и облаками – закреплять умение определять погоду на основе полученных знаний о приметах.

Наблюдение за весенним небом – формировать представление о детей о том, что весной небо выше, светлее, солнце светит дольше..

Наблюдение за кустарниками и деревьями — учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения, находящейся под землей.

Наблюдение за оттепелью — уточнить представления о свойствах снега.

Опыт «Что в пакете?» - выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.

Д/игра «Так бывает или нет?», «Когда это бывает?».

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде..

Труд – посильная помощь в расчистке дорожек.

Загадывание загадок об облаках.

Стихотворение Ф. Тютчева «Весна». А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи».

3 недели.

Наблюдение за облаками - формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны; расширять словарный запас (кучевые, перистые).

Наблюдение за ветром — продолжать знакомить со свойствами воздуха; напомнить значение ветра для растений.

Наблюдение за солнцем — закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее.

Опыт «Движение воздуха» - показать, что воздух можно почувствовать. Краткое содержание: предложить детям помахать руками у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Д/игра «Найдите, что опишу».

Загадывание загадок о солнце, облаках и небе.

Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится», И. Токмаковой «Весна».

4 неделя.

Наблюдение за природными изменениями — продолжать формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе; обучать описывать увиденное.

Наблюдение за сосульками — развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Наблюдение за погодой — развивать умение выделять первые признаки весны,закреплять умение видеть красоту родной природы.

Наблюдение за льдом на лужах — продолжать знакомить с различным состоянием воды.

Опыт «Свойства солнечных лучей» - познакомить детей со свойствами солнечных лучей нагревать предметы.

Д/игра «К названному дереву беги».

Загадывание загадок о весне.

Стихотворение Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»,  А. Плещеева «Весна».

Апрель.

1 неделя.

Наблюдение за солнцем — закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, световой день становится длиннее; показать взаимосвязь живой и неживой природы, значение Солнца для всего живого на земле.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе — учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; показать, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные.

Наблюдение за небом — закреплять умение видеть красоту весенней природы; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе.

Приметы: голуби разворковались — к ясной погоде; птицы хохлятся – к ненастью.

Опыт «Свойства солнечных лучей» - в солнечный день на прогулке воспитатель предлагает детям намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать; потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой; подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Стихотворение Я. Акима «Долго шла весна тайком от ветров и стужи...», В. Алферова «Отшумели все метели, и морозы не трещат...».

2 неделя.

Наблюдение за почками - продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года. Рассматривание крупных распускающихся почек.

Беседа - рассказ воспитателя: «Почки — это туго скрученные маленькие листочки. Пока было холодно, они спали. Как только солнышко пригрело, земля наполнилась влагой, стало тепло, почки начали распускаться».

Наблюдение за кучевыми облаками - расширять, углублять и закреплять знания о природе, умение видеть красоту весенней природы.

Наблюдение за ветром - продолжать знакомить со свойствами воздуха; напомнить значение ветра для растений.

Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились кучевые облака — к ясной погоде.

Труд — подкормка птиц.

Загадывание загадок о воде, ветре и облаках.

Стихотворение П. Воронько «Ветер»,  С. Маршака «Весенняя песенка».

3 неделя.

Наблюдение за птицами — выявлять особенности приспособления птиц к сезонам; устанавливать связь между характером пищи, перьевым покровом и отлетом птиц в теплые края.

Наблюдение за почками - продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года.

Беседа - рассказ воспитателя: «Почки — это туго скрученные маленькие листочки. Пока было холодно, они спали. Как только солнышко пригрело, земля наполнилась влагой, стало тепло, почки начали распускаться».

Наблюдение за проталинами — формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Беседа - рассказ воспитателя о том, что воробей — маленькая, бойкая птичка. Его часто называют «серый воробышек». А ведь на самом деле у него коричневая спинка с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, подбородок и горлышко черные, а вот головка серая.

Приметы о птицах: птицы запели в дождь — к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись — к дождю.

Загадывание загадок о птицах.

4 неделя.

Наблюдение за ручейками — учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; развивать наблюдательность.

Наблюдение за почками — продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года. Рассматривание крупных распускающихся почек.

Наблюдение за березой — продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.

Наблюдение за настом — формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны; продолжать знакомить со свойствами снега.

Наблюдение за первыми проталинами — развивать умение находить первые признаки весны в окружающей природе; устанавливать связи между изменениями в неживой природе и положением солнца.

Наблюдение за сосульками — обобщать и углублять представление о весне по существенным признакам.

Опыт «Вода не имеет формы» - развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью.

Загадывание загадок о почках, сосульках.

Стихотворение В. Степанова «Ах, какое облако», С. Михалкова «Облака», Л. Аграчевой «Ау!».

Май.

1 неделя.

Беседа «Что происходит с деревьями весной?».

Наблюдение за проталинами,  — формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.

Наблюдение за лужами — формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.

Наблюдение за кучевыми облаками — расширять , углублять и закреплять знания о природе, умение видеть красоту весенней природы.

Наблюдение за первым дождем — учить видеть и устанавливать связь одних явлений природы с другими.

Наблюдение за неживой природой (почва и песок) — выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Наблюдение за растениями — развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.

Д/игра «Дерево, кустарник, цветок» - расширять кругозор.

Загадывание загадок о ветре, дожде.

2 неделя.

Наблюдение за пчелой — продолжать обогащать знания о многообразии насекомых, учить выделять их признаки.

Наблюдение за кошкой — продолжать знакомить с животным миром, учить любоваться их красотой, ловкостью и гибкостью.

Наблюдение за солнцем — закреплять представление о солнце; дать понятие о его роли в жизни всего живого.

Наблюдение за деревьями и кустарниками — продолжать формировать представление о том, что дерево и кустарник — это растения, у них общие существенные признаки; развивать аналитическое мышление.

Наблюдение за распусканием почек — учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года. Почки бывают не только листовыми, но и цветочными. Чем больше светит солнце и становится теплее, тем быстрее распускаются почки.

Беседа о жуках: как жук передвигается по земле, как летает (приподнимает твердые и распускает мягкие прозрачные крылья), как гудит во время полета.

Опыт «Веселые кораблики» - экспериментальным путем показать плавучесть предметов.

Д/ игра «Что это за насекомое (птица) ?».

Загадывание загадок о животных.

Стихотворение Р.Селянина «Наш котенок».

3 неделя.

Наблюдение за комарами и мошками — закреплять представление о насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки.

Наблюдение за насекомыми — закреплять представление о насекомых,  учить видеть их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья); развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Наблюдение за красотой окружающей природы — вызвать интерес к окружающему миру; расширять кругозор.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за мать-и-мачехой – познакомить детей с растением, учить описывать его, закреплять знания о строении. 

Беседа – рассказ воспитателя: поводом для названия этого растения послужили его листья. Нижняя сторона у листа – мягкая, тёплая, а верхняя со временем становится кожистой, зелёной, всегда холодной. Вот оно - родная и чужая…

Опытно — экспериментальная деятельность «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).

Д/игра «Кто, что летает?» - закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

«Что это за насекомое?» - уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; учить описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Загадывание загадок о насекомых.

Стихотворение А.Бободжан «Муравьишки».

4 неделя.

Наблюдение за солнцем – познакомить детей с понятием «полярный день» или «белые ночи»;

уточнить представления детей о долготе дня в Воркуте в различные сезоны года.

Наблюдение за одуванчиком. Рассказ воспитателя детям о том, что парашютики — это семена  одуванчиков; при помощи ветра они далеко разносятся и прорастают, давая жизнь новым цветкам.

Наблюдение и беседа на тему «Что остается после цветов» - показать, что живое растение  растет и меняется, после цветения появляются семена.

Наблюдение за насекомыми — уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.

Наблюдение за травой — формировать знания о травянистых растениях, отмечая их различия и сходства между собой, закреплять знание названий частей растений.

Наблюдение за цветами — научить любоваться растущими цветами, воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы.

Д/игра «Найдите, что опишу».

Примета: если пасмурно, но цветки одуванчика открыты — дождя не будет.

Опыт «Свойства мокрого песка». 

Опыт «Песчаный конус» - выявить свойство песка — сыпучесть.

Загадывание загадок о лете, цветах.

Стихотворение Е. Серовой «Одуванчик»,Н. Некрасова «Перед дождем»,  Ф. Тютчева «Весенняя гроза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок для средней группы

Картотека прогулок для средней группы выполнена в виде карточек, на весь учебный год....

картотека прогулок в средней группе

Средняя группа СентябрьПрогулка  1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);учить различать...

Картотека прогулок в средней группе

Данная картотека представлена в виде конспекта проведения прогулки по месяцам....

картотека прогулок в средней группе

картотека прогулок средняя группа...

Картотека прогулок для средней группы

прогулки в средней группе весной и летом...

Картотека прогулок в средней группе

прогулки в средней группе...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: "Картотека прогулок в средней группе".

Подробная картотека прогулок для детей среднего возраста....