«Индивидуализация образовательной среды в рамках экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воронцова Виктория Владимировна

Статья в Журнале "Столичное образование"  №№ 29 декабрь 2013год  . г. Петрозаводск

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_individualizatsiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных учебных действий посредством экспериментально – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Воронцова Виктория Владимировна

Воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №62»

На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы  качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.                  

Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию  обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания  выступает экспериментально – исследовательская  деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Экспериментально – исследовательская деятельность  позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала,  интересы дошкольников.

Экспериментально – исследовательская деятельность способствует формированию познавательных  учебных действий.

        Исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

        Работая над этой темой, были определены задачи:

Познавательные

- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Стимулировать желание детей экспериментировать.

- Формировать коммуникативные навыки.

В целях более эффективной организации экспериментально – исследовательской деятельности работа велась  по трём направлениям

работа с детьми;

работа с родителями;

насыщение образовательной среды для экспериментально – исследовательской деятельности.

На первоначальном этапе экспериментально - исследовательской деятельности, мною было разработано перспективное планирование  рассчитанное на два года. В прошлом году мы экспериментировали  с объектами и явлениями живой и не живой природы, в подготовительной группе, мы изучаем физические свойства предметов окружающего мира (светообразование, магнетизм, электричество, звук, минералы и горные породы).

В ходе  экспериментально – исследовательской деятельности мои воспитанники научились выстраивать структуру эксперимента: устанавливать  цель эксперимента, подбирать  материалы, обсуждать  процесс, подводить  итоги. По результатам  эксперимента оформляются  мультимедийные презентации проведения экспериментов.

Для успешной реализации программы в старшей  группе был создан уголок экспериментирования. В подготовительной группе уголок был модернизирован - создан «Комод экспериментов», отвечающий всем современным требованиям к организации предметно-развивающей среды ДОУ. Комод  способствует развитию у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время наш комод – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа здесь предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В зоне экспериментирования мы выделили:

1) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

2) место для проведения опытов

3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)

4) Место для рисования манкой на стекле.

С родителями были проведены консультации: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Детское экспериментирование».

Дети и родители в домашних условиях на выбор проводили эксперимент и в дальнейшем презентовали  свои результаты.

Экспериментально – исследовательская  деятельность позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе.

Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог способствует созданию «культурного поля» в самой его личности. В этом «поле» больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.

В результате экспериментально – исследовательской  деятельность дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать гипотезы, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение экспериментально – исследовательской деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

Библиография.

  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
    Издательство: 
    Учитель, 2011
  2. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт.

Москва,  ОБРУЧ, 2011