Консультация для педагогов "Дошкольник и экология"
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме

Карабанова Наиля Ахмедулловна

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является

первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому

не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников

основ культуры рационального природопользования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnik_i_ekologiya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование дошкольников на современном этапе.

       В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является

первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому

не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников

основ культуры рационального природопользования.

     Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно

с момента прихода детей в первую младшую группу.

       Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

       Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

      Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий,

частая смена впечатлений.

     Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

    Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

-мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их

переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

-медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

-подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

-частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

-использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

-осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

-частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

      В связи с внедрением ФГОС первостепенной задачей педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста- заложить первые ориентиры в мире природы, растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни.

      На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном

развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним,

сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

       Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

     В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

     Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном

этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта,

его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с

растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них

нужных условий.

    Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

    Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними.

 Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

     Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или

подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.

      Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается

прежде всего понимание воспитателем особенности каждого ребёнка. Дети этого возраста легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность,

охотно повторяют за ним слова и действия.

 Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу,

усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в

экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно

повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и

практическое манипулирование с ними.

     Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

      Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в

воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое -

движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено

словом.

    Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

        Технология экологического воспитания младших дошкольников

включает следующие компоненты:

-разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

-ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

-участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

-совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по

уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым

операциям и пониманию их значения для живых существ;

-рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание

иллюстраций в книгах;

-проведение экологической образовательной деятельности один раз в

две недели;

-проведение экологических досугов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультации для воспитателей по экологии

«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают...

Консультация для педагогов "Понятие ЭКОЛОГИЯ"

Воспитывая подрастающее поколение нужно придерживаться одной цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, ког...

консультация для родителей по экологии

Консультация  « Экологическое образование воспитанников и родителей. Совместные досуги и праздники».1.Значение работы с семьёй по экол...

Консультация для родителей по экологии "Сроки разложения мусора"

А знаете ли вы КАКОВЫ СРОКИ РАЗЛОЖЕНИЯ МУСОРА НА ЗЕМЛЕ? Об этом и пойдет речь....

Консультация для родителей по экологии «ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Консультация для родителей«ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»...