Главные вкладки

    Работа с кинетическим песком (из опыта работы)
    учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Попова Светлана Геннадьевна

    Работа с кинетическим песком ( из опыта работы)

    Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается  тем, что не поддается «овладению». Малыш его берёт , а он утекает, лепит форму, а она легко разрушается.  Детей привлекает тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

     Во - первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

    Во-вторых, в песочнице мощно развивается «Тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»

    В третьих, в играх с кинетическим песком  более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память , мышление), а так же речь и моторика.

    В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В пятых , песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

    В нашем саду, как вы знаете,  также есть очень интересное направление песочной терапии – использование  и применение кинетического песка, ведётся для малышей кружок  «Волшебный песок».  Много игр и заданий я взяла из книг Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.  «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры», и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии».

    Кинетический живой песок (который движется) представляет собой смесь кварцевого песка  98% и селиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей , воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.

    В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

    Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

    1.  Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если  случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот  и бросать его в других людей.

    3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

    Для более старших детей: поможет стихотворение Т. Грабенко      Я открою вам  секреты, только знать надо при этом. Правила моей страны очень все они просты. Я сейчас их изложу и запомнить порошу. Вы готовы мне внимать? Значит можно начинать!   Вредных нет детей в стране -  ведь не место им в песке! здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться. Стран чужих не разорять! Песок -  мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить; Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была, дети, поняли меня? Или надо повторить!? Чтоб запомнить и дружить?!

    В конце занятия:  выход. Прощание с песком. Песочная фея обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть !

    4 правило:  Убери игрушки на место попрощайся с песком:

    Все вместе: «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»

    Приведу пример занятий , которые состоят из упражнений.

    Занятие: « Осенняя картина»

    Задачи: развитие внимания, координации движений, моторики рук, тонких тактильных ощущений, формировать представления об осенних явлениях.

    Я от имени Феи здороваюсь с детьми, знакомлюсь с ними.

    Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну.  но прежде чем туда попасть нужно знать правила игр с песочком (говорит о ритуале ,правилах поведения) Давайте поздороваемся с песочком:

    Упражнение «Здравствуй песочек»

    цель : снижение психологического напряжения

    Фея просит «нежно», а потом «сильно» поздороваться с песочком, то есть различными способами дотронуться до песка.

    Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

    Ребёнок легко, с напряжением сжимает кулачки с песком, затем тыльной стороной ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями.

    Песочек в ответ тоже хочет поздороваться посыпать на твои пальчики «песочный дождь»

    2. Какое у нас сейчас время года?  (осень) Фея кладёт на песок тучку или рисует, часто идёт дождь и мочит землю. Проведём линии от тучки вниз, на землю. Идёт дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка.

    Выход: Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть.

    2  Занятие «Дорожки к домикам»

    Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции, формирование представлений о цвете предметов: (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету).

    Песочная Фея здоровается с детьми приглашает к песку и напоминает правила или спрашивает о них детей. «Я приглашаю вас  в песочную страну»

    1 Упражнение «Отпечатки» цель: снижение психофизического напряжения.

    На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый делают отпечатки кистей рук, внутренней стороной, вдавив руку в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?

    Посмотрите, кто это спрятался в песочке? (это мышка и зайчик)

    в песочной стране подул сильный ветер, и дорожки к  их домикам замело. Давай поможем жителям песочной страны попасть в свои домики. У мышки красный домик и дорожку мы будем строить красную, у зайки синий домик, и дорожка будет синяя. Ну вот дорожки построили, можно мышку с зайкой проводить домой. (дети обыгрывают постройку: мышка от радости запищала пи-пи-пи. побежала по дорожке, зайка прыгал к домику прыг- скок!)

    А сейчас игрушки сложили на место!

    Давайте попрощаемся с песочком и песочной страной и скажем песочку слова : «В ладошки наши посмотри, мудрее стали мы, спасибо милый наш песок  ты всем нам подрасти помог!»

    3 занятие :  «Песочные прятки»

    цель:  развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза)

    Фея здоровается напоминает правила игр с песком  и приглашает в песочную страну

    1 упражнение «Ныряние»

    Погружение в песок рук (заныривание ладонями) руки двигаются сверху вниз. можно одной и двумя руками. «Два пловца, два удальца, в море синее ныряют, два пловца два удальца в море ножками болтают.»

    2 упражнение «Дворник» Закапывание  в песок одной руки, другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка. «Выходит дворник из ворот и словно кисть, метлу берёт. и эту улицу и ту метлой раскрасит в чистоту!

    3 упражнение «Тесто» поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлапивание ладоням по песку. « С мамой тесто мы замесим, чтоб испечь пирог нам вместе. Нужно тесто поразмять, нужно тесто нам намять, нужно тесто порубить и немножечко  побить»

    Фея приглашает поиграть детей: «В моей стране живёт много разных животных. Хотите узнать их?

    Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того , как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра, ты должен их найти в песке». После того, как ребёнок нашёл животное, взрослый задаёт ему вопросы «Кто это?», «Как голос подаёт?» после обыгрывания, убираем игрушки на место

    Прощание с песком ритуал повторяется.

    4 занятие: «Песочные художники»

    цель: развитие пространственного воображения, внимания, моторики рук, элементы релаксации.

    Феечка: Здравствуйте ребятки,  рада вас видеть  в моей песочной стране! сегодня мы снова встречаемся с волшебным песком.  Скажите правила игры в песок.

    1 упражнение «Ловкие пальчики» пальчики наши ходят по песку, а сейчас попрыгают!, играют на пианино, выполняют зигзагообразные движения.

    2 упражнение «Пекарня»

    предложить детям испечь «пирожки» , «торты» разного размера и формы, посчитать,  разрезать пирог на 2 части- половинки, угостить кукол.

    А теперь мы с вами превратимся в художников, но будем не простыми художниками , а песочными!

    положите перед собой лист бумаги, начинаем создавать картину из песка! Начнём с солнышка в небе и облака. Какая фигура нам нужна для солнышка? (круг)

    Возьмите в руки  форму круг, положите на песок и прижмите форму ко дну подноса, поверните. Поднимите форму, положите на лист, вынимайте песок из формы, посмотрите что получилось? (солнышко).

    А теперь , сделаем солнышку лучики в виде палочек. Молодцы, а теперь таким же способом сделаем облачко с помощью формочки овала или «облачка». Посмотрите, какое небо у нас получилось!

    А теперь будем «рисовать» дом. Скажите , ребятки из каких геометрических фигур мы можем сделать дом? (из квадрата и треугольника) а теперь мы можем посадить рядом с домом ёлочку.

    можно формочку ёлочки либо из треугольников.

    Ребятки у нас на картине нет животных , давайте их тоже нарисуем, выберите фигурку животного, которое вам нравится и сделайте на листе фигурку из волшебного песка. а теперь наведите на картине порядок, лишни кусочки песка. посмотрите какая красота получилась на ваших картинах! Всё это волшебство создали вы сами,  как настоящие художники!

    Прощание с песком и Феей.

    Актуальны упражнения «автогонщик», «загадка», «Заборчик» «Сад – огород», «Что изменилось?», «Чьи следы?», «Зоопарк», «Ферма»,

    «Художник» (рисование на песке пальчиком или палочкой простые предметы: солнце, ёлка, флажок.

    В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

    Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

    1.  Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если  случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот  и бросать его в других людей.

    3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

    Для более старших детей: поможет стихотворение Т. Грабенко      Я открою вам  секреты, только знать надо при этом. Правила моей страны очень все они просты. Я сейчас их изложу и запомнить порошу. Вы готовы мне внимать? Значит можно начинать!   Вредных нет детей в стране -  ведь не место им в песке! здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться. Стран чужих не разорять! Песок -  мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить; Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была, дети, поняли меня? Или надо повторить!? Чтоб запомнить и дружить?!

    В конце занятия:  выход. Прощание с песком. Песочная фея обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть !

    4 правило:  Убери игрушки на место попрощайся с песком:

    Воспитатель: Спасибо, тебе за твои советы, Феечка и пожелания, за то, что ты приходила к нам в гости. А сейчас , ребятки , положите свои ладошки на песок, закройте глаза и скажите слова благодарности песочной фее.

    Все вместе: «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».

    Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».

    Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.  Форма проведения работы с песком разнообразна: использование ...

    Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.

    В данной статье описан опыт работы  учителя-логопеда в использования кинетического песка....

    Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

    Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

    Использование кинетического песка в работе с детьми 2-3 лет.

    Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успок...

    Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

    Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...