Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие с капелькой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Баева Ольга Николаевна

Цель: Учить устанавливать простейшие взаи­мосвязи и взаимодействия в природе.

Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

 Развивать понимание того, что на жизнь и здоровье человека, животных, растений влияет чистота водо­емов.

 Дать представление о том, какие действия человека вредят приро­де, а какие способствуют ее восстановлению.

Воспитывать активную позицию. Вырабатывать правильную линию поведения в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelk1.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Образовательные

Закрепить знания  детей с круговоротом воды в природе, расширить представления детей о значении воды для жизни человека и всех живых существ. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Познакомить с тем, как вода приходит к нам в дом.

Развивающие

Развивать  социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения; активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия.

Коммуникативные

Закреплять умения взаимодействовать в коллективе, создание положительного эмоционального настроения, развитие любознательности.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к воде.

К.З.

Обогащать и активизировать словарь: загрязнение водоемов, пресная вода, кислотные дожди.

 Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.

Предварительная работа : беседы на темы «Круговорот воды в природе», «Кто где живет)), «Кто главный на земле».

 Чтение рассказов о природе В. Бианки, Е. Чарушина, Д. Паустовского, заучивание стихов, пословиц, загадок.

Проведение игр: «Ручейки и озера», «Тучка и дождик», дидактические игры: «В лес пойдем», «Найди речных жителей»

Опыты: «Какой бывает вода», «Почему нельзя пить воду из реки».

Материал: капелька (из картона, с одной стороны веселая, с другой - грустная), схема «Круговорот воды в природе» с капелькой на ниточке (из книги И.А. Рыжовой «Волшебница вода»), на диске запись «грозы», река (полоса из бумаги или клеенки с одной стороны - серого цвета, с другой - голубого с рисунками детей обитателей реки); рисунок  «Под землей» (разрез почвы); запоминающие знаки: 1. «Нельзя засорять реку мусором», 2. «Нельзя сбрасывать химические отходы в реку», 3. «Нельзя мыть машины у водоема», напоминающий знак «Бережливым будь с водой», картинки для цепочки (модели схема «Для чего человеку нужна вода», тучка грязная (под ней заводские трубы, из которых идет дым), тучка голубая, ребус, три стакана (один с грязной водой, второй с чистой, третий пустой), фильтры: салфетки, вата, магнитофон, по два прозрачных стаканчика для каждого ребенка. (Вместо ребуса можно составить слово. Провести игру по типу «Включи телевизор» - III в а й к о Г.С. Игры и игровые упражнения...}


Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Капелька воды. Вот она непоседа. Она приглашает нас в путешествие.

(показывает плоскостную игрушку – Капельку)

Хотите отправиться с ней в путешествие? Для этого мы должны знать о том, что происходит с водой в природе. Кто хочет рассказать о том, как путешествует Капелька воды в природе?

(пригласить одного ребенка к общей схеме, остальные дети помогают ему рассказывать о круговороте воды в природе. Воспитатель включает магнитофон с записью «Сцены грозы» К. Караева).

Воспитатель: Что это?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, это гроза. Что нужно делать во время грозы? Чего надо бояться: грома или молнии? Почему? Где можно укрыться от грозы?

(дети рассуждают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение)

Воспитатель: Капелька приглашает нас поиграть с ней. Хотите поиграть с ней?.

Игра «Прогулка»: летний день, дети гуляют (этюд «Хорошее настроение»). Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Начинается гроза (этюд «Гроза»). Гроза прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу (этюд «После дождя»). В игре используется венгерская народная мелодия, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», ГГ Христова «Золотые капельки». К. Караева «Сцена грозы».

Воспитатель: Дождь закончился. А где же наша Капелька? Посмотрим? (Подходят к изображению разреза почвы.)

Воспитатель: Что вы видите под землей?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, реки, озера и даже моря есть не только на земле, но и под землей. В них чистая, пресная вода, которую мы пьем. А как эта вода попадает в подземные реки?

(дети рассказывают о том, что капельки дождя проходят сквозь землю и попадают в подземные реки)

 А кто может сказать, как эта вода попадает к нам в дома?

(ответы и предположения детей)

Воспитатель: Правильно, люди строят водопроводы и вода по трубам течет в наши квартиры. Как вы думаете, что может случиться с подземными реками, если мы будем забывать закрывать кран?

(ответы детей)

Да, чтобы подземные реки не высохли, надо беречь чистую воду. Как вы будете беречь питьевую воду?

(рассказы детей из личного опыта)

Воспитатель: Молодцы! Запомните: «Капля - речку бережет». Повторите.

А для чего людям необходима вода?

(предлагает составить схему: в центре капелька воды, от нее стрелки показывают на квадраты. Дети на них накладывают картинки с изображением того, как человек использует воду)

Если людям нужна вода, то давайте придумаем знак, напоминающий

бережном отношении к воде в доме.

(дети придумывают знаки. Воспитатель показывает знак «Бережливым будь с водой и. как только волу взял, хорошенько кран закрой»)

Воспитатель: Капелька вышла из земли и зовет нас дальше в путь. А куда мы пойдем, вы узнаете, если разгадаете ребус (или «прочитаете слово»).

(дети разгадывают ребус: «Река» или составляют слово. Подходят к реке - на полу полоса бумаги, клеенка, окрашенная в серый цвет).

Воспитатель: Ребята, посмотрите - по реке плывут грустные «капельки» -слезы.

Это родной дом нашей Капельки. Но что это - река такая серая, больная и сестрички нашей Капельки такие грустные? Это речные слезы. Давайте посмотрим, что хочет рассказать нам река.

(дети вылавливают «капельки-слезы», переворачивают и рассматривают по картинкам, на что жалуется река):

1.Люди бросают мусор в реку.

2.В реку течет грязная вода по трубе от завода.

3.В реке стирают белье с порошком.

4.Моют машины па берегу.

Воспитатель: Вы видите в этой реке рыбок? А растения? А птицы плавают по воде? Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы попьете воду из этой реки? А купаться в этой реке будете? Ребята, что же произойдет, если погибнет река?

(воспитатель предлагает составить на наборном плакате цепочку: «Что будет. если погибнет река?» из карточек-моделей: грязная река - погибают растения. рыбы, гибнут другие животные, люди. Дети рассказывают)

Воспитатель: Чтобы этого не произошло, давайте спасать реку. Как можно это сделать?

(дети предлагают «очистить» реку. Идут с воспитателем в «лабораторию», проводят очистку грязной воды: воспитатель наливает в стаканчики детям грязную воду, они ее очищают при помощи фильтров, рассматривают фильтры, сравнивают грязную - оставленную в банке и чистую волу, в стаканчиках. Идут к реке, воспитатель переворачивает полосу - реку, она голубая, на ней нарисованы водоросли, рыбки, утки и другие обитатели реки)

Воспитатель: Обратите внимание, как изменилась река. Что вы можете посоветовать людям, загрязняющим водоемы?

(дети рассказывают, воспитатель предлагает запрещающие знаки к их предложениям):

1.Не бросайте в водоемы мусор.

2.Не мойте машины у водоема.

3.Не сливайте в водоемы химические вещества.

4.Не сливайте в реку отходы е заводов.

Какая стала речка? (чистая, голубая)

Какое настроение у реки и ее жителем?

Физ. минутка:

Дождик капнул на лошадку ( правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговое движение правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льётся, льётся – ой-ой-ой! (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте)

Воспитатель: Что-то Капельки я не вижу, куда она делась? Испарилась, улетела на тучку.

(подходят к тучке грязной, на ней грустная Капелька)

Дети: Вот она, на тучке.

Воспитатель: Но что это с ней?

(ответы детей - она заболела, отравилась).

Воспитатель: Капелька грустная, на грязной тучке. Чем она могла отравиться?

(дымом).

Воспитатель: Как вы думаете, из отравленной тучки прольется полезный дождик или вредный?

(ответы детей)

Воспитатель: Эти дожди называются кислотными, в них много вредных веществ, от которых гибнут и болеют растения.

Давайте очистим тучку:

(переворачивает тучку и Капельку, тучка голубая.  Капелька улыбается. Вместо труб и дыма красивые деревья, птицы, бабочки и др. Воспитатель предлагает детям послушать  стихотворение. Читает подготовленный ребенок)

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб-дождевик,

Вышел гриб-боровик,

Их сестричка гриб-лисичка.

Их подружка гриб-волнушка.

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка...

А. Строило. 

Воспитатель: Всем на земле нужна вода, каждая капелька.

Человек на земле самый умный. О чем он всегда должен помнить?

(как охранять, беречь природу, воду, окружающую среду...)

Воспитатель:

Если в речке чистая вода.

Там будут плавать рыбки без горя и труда,

И будут тихо уточки по воде скользить.

У чистой синей речки приятно людям жить.

Поэтому должны с водою мы дружить,

Моря, озера, реки беречь и любить.

Релаксация: Ребята, наше путешествие с Капелькой закончилось и пора возвращаться. Расскажите, что нового вы узнали и что, вам понравилось больше всего? Какие вопросы для вас были сложными и ответы на них вызывали затруднения?

Давайте оставим эту Капельку у нас в группе, она будет нам напоминать, что надо беречь чистую воду.

(Помещают Капельку в уголок природы)