КОНСПЕКТ экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей и подготовительной группы « В лаборатории молока».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Данилова Галина Викторовна

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности "В лаборатории молока " состоит из серии опытов с молоком. В процессе этой творческой деятельности дети обогащают свои представления о свойствах и качествах молока, а так же его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_laboratorii_moloka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение № 24

Московского района города Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ

экспериментально-исследовательской деятельности

       с детьми старшего дошкольного возраста

                         « В лаборатории молока».

                     Составила:    воспитатель

                                             группы компенсирующей

                                             направленности «Золотая рыбка»

                                                         Данилова Г. В.                                      

                                  г. Санкт – Петербург                  

                                              2016г.

     Цель:

       Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

 

    Задачи:

  1. Обогащать представления детей о молоке, его свойствах и качествах.
  2. Познакомить детей со способами длительного хранения молока, особенностями его употребления.
  3. Активировать познавательную активность детей путём включения их в проблемные ситуации. Развивать умение отвечать на вопросы педагога, доказывать свою точку зрения.
  4. Способствовать развитию мыслительных операций: памяти, внимания, воображения.
  5. Обогащение словаря за счет названий различных свойств и качеств молока.
  6. Содействовать становлению желаний принимать участие в опытах и экспериментах.  
  7. Учить детей во время экспериментирования, соблюдать правила безопасности.
  8.  Формировать умение понимать значение схем и самостоятельно их составлять.

                   Предварительная работа:

1.  Наблюдение за свойствами воды.

2.  Мультимедиа-презентация «Домашние животные».

3.  Беседа с детьми на тему: « Какие продукты полезны для детей?»

4.  Чтение произведения Э. Н. Успенского «Трое из Простоквашино».

                              Материалы:

- кипячёное молоко

-сгущённое молоко

- сухое молоко

-кипячёная вода

- стаканы пластиковые одноразовые

- ложки  десертные одноразовые

- тарелки глубокие одноразовые

- ложки  чайные одноразовые

-какао «Несквик»

-пищевые красители разных цветов

-жидкое мыло или средство для мытья посуды

-ватные палочки

- напиток «Кока-Кола»

-коктейль молочно-шоколадный для образца  «Чудо»

Проблемные вопросы, решаемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:

  1. Какими свойствами обладает молоко?

  1.  Как из молока готовят различные коктейли?

  1. Для чего молоко делают сухим и сгущённым?

  1. Что можно увидеть в молоке?

  1. Почему молоко лучше не смешивать с газированными напитками?

Проведение экспериментально – исследовательской

                                        деятельности:    

       

               Воспитатель

                    Дети

(предполагаемые

                           ответы детей)

Воспитатель показывает детям красивую коробку. Заглядывая под крышку, спрашивает детей: Хотите узнать, что находится у меня в коробке? Интересно? Любопытно?

Тогда угадайте:

   Белый  цвет  оно  имеет,

   Пьёт  его  кто,  не  болеет,

   С  детства  вкус  его  все  знают,

   При  болезнях  помогает.

   Нам  его  даёт  корова,

   Вы  назвать  его  готовы?

Вы совершенно правильно отгадали загадку. Кто из вас не пробовал коровье молоко?  Таких нет. Кто любит его пить?

Молоко продукт жидкий или твёрдый?

 А кто питается только молоком?

Правильно. Молоко – это еда и питьё одновременно. Как вы думаете, почему питаясь  только молоком,  и детеныши, и маленькие дети растут?

Кто знает, как называется молоко в железной банке?

А это молоко в пакете даже не похоже на молоко. Как вы думаете, что там? Правильно, в пакете – сухое молоко.

А что легче, молоко сгущённое или сухое?

Как вы думаете, зачем делают молоко «сухим»?

А  для чего молоко делают таким густым и сладким?

Предлагаю, вам вместе со мной       отправится  в лабораторию, и исследовать этот продукт.

Как вы думаете, что нам нужно сделать до того, как мы будем работать с продуктами?

Опыт № 1 «Молоко имеет цвет».

Каждому из вас я предлагаю взять стаканчики и налить туда молоко. Мы с вами уже знаем, что молоко продукт жидкий. А какого оно цвета?

Оно прозрачное или непрозрачное?

А как узнать прозрачное оно или нет?

 Давайте нальём в стаканчики обычную кипячёную воду. А теперь положим  в стакан с молоком и в стакан с водой ложки. Что мы видим?

Какой вывод мы можем сделать?

Опыт № 2 «Имеет ли молоко вкус?»

 Ложки из стаканчиков можно вынуть. Предлагаю вам попробовать воду.

Имеет ли вода вкус?

Теперь попробуйте молоко. Имеет ли вкус молоко?

Вот видите, какие мы с вами разные. Кто-то считает, что молоко имеет вкус, а кто-то – нет.

Опыт № 3 «Из молока готовят молочные коктейли».

 Как вы думаете, что у меня в руках? Как вы узнали?  

Из чего сделан  этот шоколадный напиток? Давайте попробуем.

 Предлагаю вам сделать такой коктейль самим. Давайте добавим в молоко две чайные ложки какао-порошка «Несквик» и размешаем его. Попробуйте, что у вас получилось? Теперь вы умеете делать шоколадно-молочный коктейль.  А какие молочные напитки вы пробовали?

Опыт № 4 «Молоко бывает сухим».

 Давайте попробуем на вкус сухое молоко.

 Какое оно на вкус?

Давайте вместе с вами приготовим из сухого молока самое обычное молоко.  Нальём в него кипячёной воды.

 Можно ли налить воду из крана?    Почему?

  Какую воду лучше использовать?

 Попробуйте на вкус, что у вас получилось? Можно ли из такого молока сварить кашу?

Где удобно использовать сухое молоко?

Опыт № 5 «Молоко может быть сгущённым».

Посмотрите, у нас ещё есть сгущённое молоко в разных упаковках: в железной банке и в мягком пакете.   Какая упаковка надёжнее? Чем открывают консервные банки?

А как открыть упаковку в пакете?

  А в детском саду вам дают сгущённое молоко? Давайте попробуем молоко из мягкой упаковки. Берите стаканчики и ложечки. Чем отличается от обычного коровьего молока сгущённое молоко? Вкусное? Где ещё используют сгущённое молоко?

А вы знаете, что если мы с вами украсим печенье сгущённым молоком, то получится уже вкусный десерт.

 А теперь можно добавить воду в стаканчики со сгущённым молоком и попробовать, что у нас получилось.

 А кашу можно сварить  из такого молока?

 А надо ли будет добавлять в  такую кашу сахар?

Опыт № 6 «В молоке содержится жир».

А теперь давайте продолжим наше исследование. Воспитатель показывает детям тюбики с пищевыми красителями. Как вы думаете, что это у меня в руках? Правильно,  только это пищевые краски. А для чего нужны пищевые краски? Давайте выдавим из тюбиков пищевые красители и добавим немного воды. Получились  жидкие краски. Хотите увидеть, как перемещается молоко в тарелке с пищевыми красками?

Теперь давайте нальём в тарелки молоко и добавим туда пищевые красители. Предлагаю вам добавить в молоко пищевые красители, а затем  центр каждого цветного пятна опустить ватную палочку, пропитанную жидким мылом. Что произошло? Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

Опыт № 7 «Молоко не стоит смешивать с газированными напитками».
Хочу рассказать вам такую историю. Один мальчик выпил молоко. Вскоре к нему приходит друг и приносит ему в подарок бутылку «Кока - колы». Мальчик выпивает стакан вкусного газированного напитка.  Хотите знать, что с ним произошло? Предлагаю налить в стакан с молоком «Кока-колу».

Что же потом произошло с мальчиком?

 Давайте вместе с вами подведём итоги нашего исследования. Стоит ли смешивать молоко с газированными напитками?

 

Посмотрите, у меня в руках нарисованы картинки  - схемы нашего исследования.

Посмотрите, на этом листе нарисована бутылка молока и белое пятно. О чём может рассказать этот рисунок?

А на этой картинке бутылка молока и рядом зачёркнутые бутылки  «Кока-колы», «Спрайта» и «Фанты». О чём рассказывает эта схема?

А как можно на картинке-схеме рассказать о том, что молоко имеет вкус?

А что еще можно нарисовать на этих листах, чтобы не забыть рассказать о нашем исследовании.

 

Давайте вместе со всеми подумаем и нарисуем.

 

     

          Ответы детей.

       Молоко.

      Ответы детей.

      Жидкий.

Молоком питаются детеныши животных и маленькие дети.

 В молоке много полезных веществ.

  Это сгущённое молоко. Оно сладкое.

  В пакете – порошок.

  Легче пакет с сухим молоком.

   Ответы детей.

   Ответы детей.

    Нам нужно переодеться и помыть    руки.  

   Дети  и воспитатель переодеваются.

        Дети наливают молоко.

        Молоко белого цвета.

        Молоко непрозрачное.

            Ответы детей.

   

В том, в котором налита вода, ложку видно. В стакане с молоком ложка не видна.

Вода прозрачная, а молоко – нет.

      Вода не имеет вкуса.

         Ответы детей.

     Это шоколадный коктейль.

     Ответы детей.

      Из молока и шоколада.

        Дети пробуют коктейль.

Дети добавляют в молоко какао-порошок «Несквик», размешивают и пробуют.

Получился молочно-шоколадный коктейль.

           Ответы детей.

Дети самостоятельно кладут в стаканчики сухое молоко и пробуют его.

Ответы детей.

Дети добавляют в стаканчики воду.

Из крана пить воду нельзя в ней много микробов.

Лучше использовать кипячёную воду.

Получилось обычное молоко, которое мы с вами пьём.

Можно.

В путешествиях, на даче.

 

Банка надёжней, её сложно повредить.

 Такие банки открывают специальным ножом.

Нужно просто открутить крышку.

Да мы едим его с творожной запеканкой, сырниками, с оладьями.

Дети пробуют сгущённое молоко.

Оно густое и сладкое.

Вкусное.

Его часто используют для выпечки тортов, пирожных, приготовления различных десертов.

Дети украшают печенье и пробуют его.

Дети добавляют воду в сгущенное молоко, размешивают и пробуют.

Получилось обычное молоко,  только сладкое.

Можно.

Нет, молоко уже сладкое.

 Это краски.

Ответы детей.

Дети самостоятельно выдавливают красители из тюбиков и разводят их кипячёной водой.

Хотим.

Дети добавляют в молоко пищевые красители и опускают в центр цветных пятен ватную палочку, пропитанную жидким мылом. 

Молоко начинает двигаться, а цвета – перемещаться.

Дети наливают в стакан с молоком «Кока-колу». Молоко сворачивается, запах становится очень неприятным.

Дети предполагают, что у мальчика сильно заболел живот.

Молоко лучше пить отдельно от газированных напитков.

Наверное, о том, что молоко имеет цвет.

О том, что лучше не стоит смешивать молоко с газированными напитками.

 

       Ответы детей.

      Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы педагога - психолога с детьми старшей и подготовительной групп

Пояснительная записка.В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которы...

Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию с детьми старших и подготовительных групп

Данное перспективное планирование включает занятия с применением нетрадиционных техник рисования, которые проводятся два раза в месяц  в игровой форме. Занятия запланированы с  использование...

БЕСЕДА О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в...

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей и подготовительной групп "Зимние весёлые старты"

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей и подготовительной групп "Зимние весёлые старты"...

Непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы «Откуда пришел хлеб»

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей и подготовительной группы «Откуда пришел хлеб»...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...