Проект "«Лес-наше богатство!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бажина Марина Юрьевна
Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе, как экологической системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_meropriyatiy.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми

Старший возраст (5-7лет)

Тема: «Лес-наше богатство!»

Тип проекта: познавательный

Участники образовательной деятельности: дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта _______________ неделя ________________

Цель: Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе, как экологической системе

Задачи:

  1. Закрепить знания о лесе, как экологической системе.
  2. Способствовать расширению представлений о профессии лесника и егеря
  3. Закрепить правила поведения в лесу «Азбука леса»
  4. Показать значимость даров леса для человека
  5. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Название итогового мероприятия: Викторина «Знатоки леса»

Дата проведения _______________ (поставить точную дату) ФИО ответственного _________________________________

Итоговый продукт с детьми: Презентация книги с рисунками и экологическими сказками о лесе

Итоговый продукт с родителями: создание фотоальбомов «Лесные чудеса», «мои наблюдения и исследования природы» альбом, «Наше лесное путешествие летом»

Содержание работы по теме

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Физической развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика: «На зарядку солнышко…» Зарядка «Ехали, ехали в лес за орехами» «Бодрящая гимнастика» Добрые и вежливые слова. Стр. 54-55 Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Идем в поход (с эелементами дыхательной и корригирующей гимнастики) стр. 60-62

Дыхательное упр: «Бабочка», Упражнение на дыхание «Чем пахнет лес»

Игровой самомассаж: «Если бы я был деревом» - массаж рук стр. 113 Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» Книга2

Упражение на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья», Закаливающая гимнастика «По росе» (хождение босиком по разнофактурной поверхности, в т.ч. влажной)

Физминутки «В удивительном лесу», Пальчиковая игра «Ягоды», «Грибы»

Основные движения ОРУ: «В лесу» стр.192 Ю.А. Кириллова «Комплексы упражнений и п/игр на свежем воздухе», «Здравствуй лес, прекрасный лес» стр.15-19 Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летней период»

Физические упражнения: Степаненкова: «Поймай комара»

Игровая

Подвижные игры Сочеванова: «Грибник», «Одуванчик»; Фомина: «Медведи и пчелы», игр.упр. «Собери букет», «Найди пару», «1,2,3 – к дереву беги», «Жмурки», «Хитрая лиса»

Народные (хороводные) игры: «Бабка Ежка», «Зайцы и лиса», «Пузырь»

Игры с элементами спорта: городки, баскетбол, бадминтон, футбол

Спортивные упражнения: Катание на двухколесном велосипеде и торможение, на самокате

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир)

Обследование этажей леса. – (Ярусы леса: подвальное помещение – толща лесной почвы: корни деревьев, ходы подземных жителей; 1 этаж (мхи, лишайники, грибы); 2 этаж(травянистые растения, цветы); 3 этаж (невысокие деревья, кустарники); 4 этаж деревья средней высоты, 5 этаж – очень высокие деревья ( кроны высоких деревьев)

Проблемная ситуация: «Что было бы, если леса исчезли…», «Что мы сажаем, сажая леса…»;

Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использование моделей): «Лес-многоэтажный дом» (Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?)

Конструирование

Строительный материал: Избушка егеря (из деревянного строителя)

Оригами: «Елочка – зеленая иголочка»

Игровая

Дидактические игры «Что возьмем в поход» «Что помогает растениям расти» (выбрать схему – карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям (солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек), «Узнаю деревце», «Сравни», «Какой лист?», «С какого дерева лист?», «Узнай по описанию», «Найди дерево по листу», «Знаешь- называешь», «Вырасти свой лес» (цель: уточнить и расширить знания о лесе: растения, животные, птицы в лесу распределены по этажам – ярусам, формировать понятие ярусности, закрепить их названия, воспитывать познавательный интересе)

Игра «Этажи леса»: Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Он спрашивает: Кто в лесу живет в корнях? Кто живет в дуплах? Кто живет на верхушках деревьев? Кто живет в кустарниках? Кто живет под землей? Кто живет в траве? и т.д. Дети по кругу отвечают на эти вопросы

Развивающие, настольные игры: «Прогулка в лес», «Парочки», «Обитатели леса» и и.д. о растениях и животных, лото, домино

Конструктивные игры из напольного, деревянного строителя, лего (что есть в наличии), оригами (лиса, заяц…елка)

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседы и свободное общение на тему: «Что такое лес?», «без чего не бывает леса?» (без деревьев, травы, кустарников…) «Что дает лес человеку, животным, зверям и птицам», «Кто прячется в дупле?» «Как появляется дупло?», «Почему говорят «Лес – наше богатство»

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Не причиняй вреда природе», «Правила поведения в лесу»

Рассматривание иллюстраций картин художника И. Шишкина «Прогулка в лесу», «Мачтовый лес», «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Утро в сосновом бору» (по выбору педагога)

Моделирование речевой ситуации

Освоение компонентов устной речи: игра «Правильно произнеси слова» (согласование существительных и числительными)

ЗКР (гимнастика веселого язычка) Какие звуки можно услышать в лесу?

Игра «Правильно произнеси слова» (согласование существительных и числительными)

Словарная работа: «У кого-кто» (образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у белки- бельчонок, бельчата, у лисы – лисенок, лисята) «Опиши любого зверя по плану» (название, внешний вид, признаки, жилище, повадки, как добывает корм, как защищается, чем питается, кто является врагом, как называется его детеныш); за счет введения новых слов о лесе: бор, дубрава, чаща, дремучий лес, частый лес, густой, глухой лес, пуща, дебри. Какой бывает лес? (лиственный, хвойный, смешанный, еловый, сосновый, березовый).

Грамматический строй речи: Игры «Измени по образцу» : Береза-березовый, дуб -…, рябина - …, осина-…, тополь-…, клен-…, сосна-…, ель-…; «Сосчитай до 5» : Один могучий дуб, два могучих дуба,…, Одна стройная береза,…, Одна высокая сосна,…

Связная речь: Составление рассказа «Мы туристы», «Как мы ходили в поход», «О чем рассказал лес?» Составление сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза, ель, дуб и сосна): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками» стр. 103-104 Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты занятий. Книга 2

Словотворчество: Придумывание историй, рассказов о том… «Как Я встретил в лесу… медведя (оленя, белку, волка), «Удивительные лесные истории», «Мои лесные путешествия» и т.д. по выбору педагога. Книжки-малышки с записями, зарисовками на одну из предложенных тем «Удивительные лесные истории», «Мои лесные путешествия»

             

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание) стихотворения «Сказки русского леса» О. Трушина стр.172, Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С.Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина», «Как найти дорожку»  В. Берестов стр. 178-179 Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» «Лес и ручей» К. Ушинский, стр. 180, «Как лес помогает урожаю» по В. Бианки, «Кто сажаетлес» Г. Снегирев стр. 181, К.Д. Ушинский «Этажи леса»

Рассказывание (пересказывание) прочитанных произведений по желанию детей.

Разучивание стихов о лесе «Сказки русского леса» О. Трушина стр.172, Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С.Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина», «Заколдован невидимкой…» С. Есенин, «Что такое лес?», «Что мы сажаем сажая леса» С.Я. Маршак (по выбору)

Малые фольклорные формы Пословицы и поговорки о лесе (приложение), загадки о лесе, ребусы.

Игровая

Словесные игры:

«Умный словесник» цель: упражнять в подборе однокоренных слов: Лес, лесок, лесной, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье, лесовичок, лесовик.

 Игра: «Кто больше назовет действий» Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета. Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует)

Игра «Подбери слова», «Наоборот», «Кто больше» Цель: подбор синонимов.

Игра «Доскажи словечко» стр. 200-201 Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» Времена года. Лес. Грибы.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Свободное общение (тема) «Что такое лес?», «Без чего не бывает леса?» (без деревьев, травы, кустарников…) «Что дает лес человеку, животным, зверям и птицам», «Кто прячется в дупле? Как появляется дупло?, Почему говорят: «Лес – наше богатство»; о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод.

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Не причиняй вреда природе», «Правила поведения в лесу»

Рассматривание иллюстраций картин художника И. Шишкина «Прогулка в лесу», «Мачтовый лес», «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Утро в сосновом бору» ( по выбору педагога)

Проблемные ситуации: «Что делать если ты заблудился в лесу?» Решение вопросов жизнеобеспечения, умения ориентироваться на местности, можно ли обойтись без компаса, по каким приметам можно найти дорогу домой. «Что делать, если в лесу начался пожар»

Игровая

Игровые ситуации «Что было бы, если леса исчезали…», «Азбука леса» (Правила поведения в лесу)

Сюжетно-ролевые игры: Магазин «Семена» - воспитатель исполняет роль продавца, ребенок долженописать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где использется – желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.), «Идем в поход», «Мы – туристы».

Игры на развитие эмоций (Этюды). «Когда дереву бывает больно?», «Когда дерево радуется?».

Игры на развитие фантазии «Разговор с деревом», «О чем шепчут листья»

Коммуникативные игры « Если бы я был волшебником», «Какой «подарок» ты можешь подарить лесу?» (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значения. Например: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко. Согревает тебя, А я дарю тебе дождик…)

Трудовая

Художественный труд (Из разных видов материалов) вышивка «грибочек», «еловая веточка», «листик» (если дети ранее овладели навыками вышивания), поделки по техники квилинг; поделки из природного материала «Волшебный лес, лес чудес», «Лесные чудеса»

Художественно-эстетическое направление

изобразительная

Творческая мастерская:

Рисование «Удивительный лес»; коллективная работа: «Мы в лесу»

Лепка из соленого теста на тему «Путешествие в лес» П/с: зактрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.

Аппликация из природных материалов – листочки разного размера «Лесные превращения», «Лесное путешествие» ил объемная аппликация из бумаги «Деревья в нашем лесу».

музыкальная

В. Шаинский «Вместе весело шагать»

«Музыка природы» - диск – звуки природы в лесу, птичьи голоса.

Слушание:

Звуки природы.

«Жаворонок», М.И. Глинки; «Дождик обиделся», муз. Д. Львова – Компанейца

Исполнение:

«Контраданс» (боковой галоп) – Ф. Шуберта

«Экосез» (бег и подпрыгивание), муз. И. Гуммеля – музыкально-ритмические движения

«Во поле береза стояла», р.н.м. – пение

«Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки» р.н.м. – хоровод

«Чей кружок быстрее соберется» - игра        

Создание условий для самостоятельной деятельности

Игровая

Атрибуты для сюжетно- ролевых игр – Магазин «Семена», «Идем в поход», «Мы туристы»;

Настольно-печатные, развивающие игры – «Прогулка в лес», «Парочки», «Обитатели леса», лото, домино, маски для театрализации по русским народным сказкам.

Познавательно-исследовательская

Оборудование и материалы для экспериментов

Иллюстрации, картины с изображением лесных ярусов, деревьев, животных, модели «Как вести себя в лесу?»

Коммуникативная

И. Шишкина «Прогулка в лесу», «Мачтовый лес», «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Утро в сосновом бору» ( по выбору педагога)

Иллюстрации по теме «Лес» (деревья, грибы, ягоды, животные, птицы), схемы- модели. Макет леса.

Воспритятие худ/литературы

«Сказки русского леса» О. Трушина стр. 172, Т.И. Подрезова 2Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С.Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина», «Как найти дорожку» В. Берестов стр. 178-179. Т.И. Подрезова « Материал к занятиям по развитию речи» « Лес и ручей» К. Ушинский, стр. 180, «Как лес помогает урожаю» по В. Бианки, « Кто сажает лес» Г. Снегирев стр. 181, К.Д. Ушинский «Этажи леса»

Конструирование

Напольный, деревянный строитель, лего, бумага для конструирования поделок.

Изобразительная

Раскраски, трафареты на тему лес, растения и животные леса, природный материал, фломастеры, карандаши т.д.

Двигательная

Городки, баскетбольный мяч, баскетбольное кольцо, бадминтон, футбольный мяч и ворота, платок, двухколесный велосипед, самокат.

Музыкальная

Иллюстрации: «Дождик», «Жаворонок», портрет М.И. глинки; ноты произведений и немая клавиатура; искусственные веточки березы, карточки с изображением лесных зверей, растений и птиц для игры ДМИ (колокольчики, бубны, металлофоны, маракасы)

Трудовая

Атрибуты для ухода за растениями на участке, в экологическом уголке в группе.

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Педагогическое просвещение

Вовлечение в образовательный процесс

Консультация для родителей: «В лес вместе с ребенком», «В союзе с природой», «Поведение детей в природе»

Создание фотоальбомов: «Лесные чудеса», «Мои наблюдения и исследования природы» альбом, «Наше лесное путешествие летом», «Папа, мама, я – творим чудеса» - поделки из бересты, и природного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"

 Деревья  (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов...

Проект «Лес — наше богатство!»

проект в средней группе...

Проект "Лес-наше богатство!"

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль ...

Проект "Здоровье - наше богатство!"

Полноценное  физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к  “Словарю русского языка” С.И. Ожегова: “Правильная, нормальная дея...

Проект "Лес - наше богатство"

Цель проекта:  выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение в л...

Экологический проект "Лес - наше богатство".

Воспитание экологической  культуры дошкольников....

Проект «Лес - наше богатство»

Проект «Лес - наше богатство»...