В гости к самовару
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ларионова Ирина Сергеевна

 

В гости к самовару

Цели и задачи:

*Продолжать знакомить детей с предметным миром, дать представление  о самоваре, его внешнем виде, функциональных особенностях;

* Формировать у детей умение видеть себя на месте воображаемого объекта, видеть его изнутри, чувствовать его мысли, мечты, желания, тревоги;

* Развивать умения вслушиваться в слова родного языка, постягать их первоначальный смысл, делать умозаключения из причино - следственных связей;

* Воспитывать стремление к творческому открытию.

Оборудование: Самовар, иллюстрации самоваров разной величины и формы, Фонограмма песни «У самовара я и моя мама….»

Ход деятельности:

-Ребята, я хочу загадать вам очень интересную и забавную загадку, которую придумал С. Я. Маршак. «Мой сердечный друг приятель

                    В чайном тресте председатель,

                   Всё семейство вечерком

                    Угощает он чайком.

                    Парень дюжий он и крепкий,

                    Без труда глотает щепки,

                    Хоть и ростом он велик,

                    А пыхтит как паровик.

-Верно, эта загадка про самовар. В этой загадке много подсказок, давайте найдём их.

-Во - первых, сказано, что он «угощает всех чайком». Что  это может быть?

Да – это может быть либо чайник, либо чашка, либо самовар. А чтобы узнать, надо найти ещё одну подсказку. В одной из подсказок говорится «в чайном тресте председатель». Это значит самый главный, самый важный. А что самое главное и важное в чайном деле: самовар  чашка, чайник? Конечно же самовар. И подтвердить это может другая подсказка: «Глотает щепки и пыхтит как паровик» (показ иллюстрации).

-Настоящие самовары, которыми пользовались наши бабушки, нагревали воду с помощью еловых шишек и щепок, их бросали в жировую трубу, которая находилась внутри самовара, поэтому С. Я. Маршак и написал в своей загадке «Без труда глотает щепки и пыхтит как паровик».

- На Руси самовар появился сравнительно недавно. При царе Петре Первом чай завоевал Россию, а вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды - это наши знаменитые самовары.

-Как вы считаете, почему его так назвали - са- мо -вар?

-Совершенно верно, потому что он сам варит, то есть нагревает воду. В названии заложено удивление и восхищение людей тем, что чудо посуда умеет сама кипятить воду (показ иллюстрации самоваров).

-Как красивы самовары. У каждого своя форма:  есть самовары - вазы, самовар похожий на рюмку, на яйцо, а этот удивительный самовар напоминает петуха. Его изготовили чуть более 100 лет назад для всемирной выставки, которая проходила в Вене. На боках самовара красавца выбиты слова: «Где есть чай, там и под елью рай».

-Какой из этих сосудов можно назвать самоварище?

-Про какой из этих сосудов можно сказать самоварищ?

-Какой самовар вам понравился больше всего?

-Какие ещё имена можно придумать самовару? (самогрейка, самоварец).

-Как вы считаете, могли ли люди назвать самовар пароваром?

 

-На мой взгляд можно этот сосуд назвать и пароваром, потому что при кипячении воды образуется много пара. А С. Я. Маршак в своей загадке самовар назвал «паровиком».

Самовары, которые топили с помощью щепы, еловых шишек, угля сейчас большая редкость. Вместо них на наших кухнях стоят электрические чайники. А их деды, старые самовары хранятся в музеях. Инострацы называют наши самовары «Русской чайной машиной».

-Нравится ли вам это название?

-В старину у самовара было ещё одно название «Чайный генерал».

-Как вы думаете почему у самовара такое странное название?

-(Выставляю иллюстрацию, на которой изображены самовар и генерал).Верно, самовар похож на генерала: такой же важный, полный и грудь колесом. На самоварных боках часто чеканились награды, которые получали мастера, изготавливающие данные сосуды. Наши деды и прадеды, когда были маленькими любили глядеться в сверкающие самоварные бока. Устраивали своеобразную «комнату смеха».

-Давайте и мы полюбуемся своими смешными отражениями (дети подставляют свои лица близко к самовару, корчат рожицы).

-Ну как понравились вам самоварные зеркала?

-А сейчас давайте поиграем в игру – превращалочку: превратимся в самовар и попытаемся почувствовать его мысли, желания, тревоги. Первой превращусь Я. « Я - маленький старый самовар, пылюсь на полке в кладовке, мне грустно и страшно. Ура! Хозяйка вспомнила обо мне, мне начистили бока, налили воды в меня, набросали щепок в жировую трубу и зажгли. Пых- пых - пых! Я закипаю, я нужен людям, я живой!»

-Понравилась вам моя превращалочка?

-А теперь вы превратитесь в самовары. А теперь вы превратитесь в самовары. В своих рассказах не забудьте сказать каким вы будете самоваром большим или маленьким, новым или старым, где вы стоите, что чувствуете, чего боитесь, что хотите, чтобы с вами произошло (предлагаю 3-4 детям рассказать о своём самоваре).

-Давайте помечтаем: в кого или во что превратился бы самовар, если бы он играл в превращалочку (в паровоз….., в маму……, в старого деда….. и т. д.)

-Итак, сегодня мы свами узнали, что самовар не так прост как кажется на первый взгляд. В пословице говорится: «Сделал дело, гуляй смело». Давайте и мы наберём воды в нашу чудо - машину , вскипятим чаёк. ( Устраиваю чаепитие под музыку «У самовара я и моя Маша……)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_samovaru.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

В гости к самовару

Цели и задачи:

*Продолжать знакомить детей с предметным миром, дать представление  о самоваре, его внешнем виде, функциональных особенностях;

* Формировать у детей умение видеть себя на месте воображаемого объекта, видеть его изнутри, чувствовать его мысли, мечты, желания, тревоги;

* Развивать умения вслушиваться в слова родного языка, постягать их первоначальный смысл, делать умозаключения из причино - следственных связей;

* Воспитывать стремление к творческому открытию.

Оборудование: Самовар, иллюстрации самоваров разной величины и формы, Фонограмма песни «У самовара я и моя мама….»

Ход деятельности:

-Ребята, я хочу загадать вам очень интересную и забавную загадку, которую придумал С. Я. Маршак. «Мой сердечный друг приятель

                    В чайном тресте председатель,

                   Всё семейство вечерком

                    Угощает он чайком.

                    Парень дюжий он и крепкий,

                    Без труда глотает щепки,

                    Хоть и ростом он велик,

                    А пыхтит как паровик.

-Верно, эта загадка про самовар. В этой загадке много подсказок, давайте найдём их.

-Во - первых, сказано, что он «угощает всех чайком». Что  это может быть?

Да – это может быть либо чайник, либо чашка, либо самовар. А чтобы узнать, надо найти ещё одну подсказку. В одной из подсказок говорится «в чайном тресте председатель». Это значит самый главный, самый важный. А что самое главное и важное в чайном деле: самовар  чашка, чайник? Конечно же самовар. И подтвердить это может другая подсказка: «Глотает щепки и пыхтит как паровик» (показ иллюстрации).

-Настоящие самовары, которыми пользовались наши бабушки, нагревали воду с помощью еловых шишек и щепок, их бросали в жировую трубу, которая находилась внутри самовара, поэтому С. Я. Маршак и написал в своей загадке «Без труда глотает щепки и пыхтит как паровик».

- На Руси самовар появился сравнительно недавно. При царе Петре Первом чай завоевал Россию, а вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды - это наши знаменитые самовары.

-Как вы считаете, почему его так назвали - са- мо -вар?

-Совершенно верно, потому что он сам варит, то есть нагревает воду. В названии заложено удивление и восхищение людей тем, что чудо посуда умеет сама кипятить воду (показ иллюстрации самоваров).

-Как красивы самовары. У каждого своя форма:  есть самовары - вазы, самовар похожий на рюмку, на яйцо, а этот удивительный самовар напоминает петуха. Его изготовили чуть более 100 лет назад для всемирной выставки, которая проходила в Вене. На боках самовара красавца выбиты слова: «Где есть чай, там и под елью рай».

-Какой из этих сосудов можно назвать самоварище?

-Про какой из этих сосудов можно сказать самоварищ?

-Какой самовар вам понравился больше всего?

-Какие ещё имена можно придумать самовару? (самогрейка, самоварец).

-Как вы считаете, могли ли люди назвать самовар пароваром?

-На мой взгляд можно этот сосуд назвать и пароваром, потому что при кипячении воды образуется много пара. А С. Я. Маршак в своей загадке самовар назвал «паровиком».

Самовары, которые топили с помощью щепы, еловых шишек, угля сейчас большая редкость. Вместо них на наших кухнях стоят электрические чайники. А их деды, старые самовары хранятся в музеях. Инострацы называют наши самовары «Русской чайной машиной».

-Нравится ли вам это название?

-В старину у самовара было ещё одно название «Чайный генерал».

-Как вы думаете почему у самовара такое странное название?

-(Выставляю иллюстрацию, на которой изображены самовар и генерал).Верно, самовар похож на генерала: такой же важный, полный и грудь колесом. На самоварных боках часто чеканились награды, которые получали мастера, изготавливающие данные сосуды. Наши деды и прадеды, когда были маленькими любили глядеться в сверкающие самоварные бока. Устраивали своеобразную «комнату смеха».

-Давайте и мы полюбуемся своими смешными отражениями (дети подставляют свои лица близко к самовару, корчат рожицы).

-Ну как понравились вам самоварные зеркала?

-А сейчас давайте поиграем в игру – превращалочку: превратимся в самовар и попытаемся почувствовать его мысли, желания, тревоги. Первой превращусь Я. « Я - маленький старый самовар, пылюсь на полке в кладовке, мне грустно и страшно. Ура! Хозяйка вспомнила обо мне, мне начистили бока, налили воды в меня, набросали щепок в жировую трубу и зажгли. Пых- пых - пых! Я закипаю, я нужен людям, я живой!»

-Понравилась вам моя превращалочка?

-А теперь вы превратитесь в самовары. А теперь вы превратитесь в самовары. В своих рассказах не забудьте сказать каким вы будете самоваром большим или маленьким, новым или старым, где вы стоите, что чувствуете, чего боитесь, что хотите, чтобы с вами произошло (предлагаю 3-4 детям рассказать о своём самоваре).

-Давайте помечтаем: в кого или во что превратился бы самовар, если бы он играл в превращалочку (в паровоз….., в маму……, в старого деда….. и т. д.)

-Итак, сегодня мы свами узнали, что самовар не так прост как кажется на первый взгляд. В пословице говорится: «Сделал дело, гуляй смело». Давайте и мы наберём воды в нашу чудо - машину , вскипятим чаёк. ( Устраиваю чаепитие под музыку «У самовара я и моя Маша……)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Части презентации к образовательному событию "В гости к самовару" (фестиваль "Наши общие возможности - наши общие результаты")

Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. "Наши общие возможности - наши общие результаты"...