Лэпбук как средство индивидуализации обучения
методическая разработка по окружающему миру на тему

В наше время современных технологий особое внимание уделяется проблеме формирования у детей познавательной активности. Каждый педагог стремится к тому, чтоб у ребенка была сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_sredstvo_individualizatsii_obucheniya.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как средство индивидуализации обучения.

Ругачева  Олеся Владимировна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 20».

 

 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя».  

Э. Хаббард 

В наше время современных технологий особое внимание уделяется проблеме формирования у детей познавательной активности. Каждый педагог стремится к тому, чтоб у ребенка была сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей среды. Особый упор направлен на проявление сознательной поисковой активности. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, педагог должен стремиться к индивидуализации обучения. В Российской  педагогической энциклопедии индивидуализация обучения подразумевает под собой «организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика»[1].

Ребенок самостоятельно накапливает опыт, стремится реализовать собственные цели и достигнуть нужного ему результата. Следует помнить, что не может быть двух одинаковых детей, каждый ребенок приобретает и проявляет только собственные умения и навыки. Задача педагога направлена на поддержание у ребенка его потенциальных возможностей, на стимулирование желания  ставить цель и стремление достигнуть её. Педагог помогает ребенку быть активным участником образовательного процесса. Главной задачей обучения дошкольников становится развитие его индивидуальных особенностей. У ребенка вырабатывается умение сравнивать, группировать или выделять на основе сравнения, определять свойства и признаки предмета. Если ребенок научится сам действовать с предметами, он быстрее и лучше познает окружающий его мир. И приоритетом в этом направлении являются практические методы. На смену традиционным формам обучения приходят нестандартные, направленные на развитие новых творческих способностей, на  формирование умений и навыков индивидуума. Одна из таких нестандартных форм основана на создании и активном использовании лэпбука.

Что же такое лэпбук?

«С англ. «lap» – колени, «book» – книга. Книга-раскладушка или папка формата А4 с различным методическим материалом для изучения и закрепления определённой темы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Новый способ обучения, придуманный американцами. В книжке-раскладушке есть различные кармашки, окошки, дверцы и выдвижные детали. Там можно рисовать и клеить наклейки»[2]. В дословном переводе, «наколенная книга», простая и удобная в употреблении. Но, не смотря на кажущую простоту, в лэпбуке может содержаться весь необходимый материал по определенной теме. Маленькие книжки, кармашки, гармошки и графики позволяют разместить информацию в любом виде, совершенно на любую тему. Задача педагога – собрать, склеить отдельные части в единое целое. Это позволит организовать материал по изучаемой теме. Лэпбук способствует запоминанию информации, систематизации знаний, приобретению новых умений и навыков у ребенка, повторению и закреплению изучаемого материала. Активное использование лэпбука позволяет развивать творческие способности у детей, формирует речевые и коммуникативные навыки. Дети свободно общаются и перемещаются, каждый из них работает в своем темпе, что  говорит об открытом временном конце деятельности.

Использовать лэпбук можно и с подгруппой детей, и индивидуально. Группе детей будет интереснее действовать сообща, так как уровень знаний у них разный. Одни справятся с одним заданием, остальные – с другим. Но это как раз и позволит закрепить или приобрести умения и навыки всем участникам процесса, ведь они непроизвольно станут наблюдателями всех действий.

Такая необычная подача материала направлена  на  привлечение  внимания ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать -  поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Работа с лэпбуком позволяет существенно разнообразить работу педагога, повысить познавательный интерес у детей. Полученный опыт позволит ребенку в будущем самостоятельно организовывать и собирать информацию, что будет способствовать становлению успешного школьника.

Список источников:

1.Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

2.Словарь современного языка. – Режим доступа: http://myslang.ru/slovo/lepbuk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук – новое средство обучения

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, ...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

«Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»

В связи с внедрением ФГОС ДО,  каждый педагог ищет новые подходы и идеи, которые помогут ему лучше и качественее организовать его педагогическую деятельность. Что такое ЛЭПбук и чем он интересен ...

«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»

В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельнос...

Лэпбук - эффективное средство для обучения и запоминание информации

Методическое пособие содержит практический материал для   проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей на основе лэпбука с целью изучения нового и закрепления ранее изученного ма...

Система Монтессори как средство индивидуализации обучения в группе комбинированного вида.

Целостная педагогическая система М. Монтессори повлияла на развитие образования в современном мире и заняла в нём достойное место.Общество и государство, признав свою обязанность обеспечить всем равны...

Дидактическое пособие «Детская типография. Альбом "Времена года"» как дополнительное средство индивидуализации обучении старших дошкольников грамоте и письму.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, п...