Проект "Разноцветные платочки" 1 мл.гр.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Елена Валентиновна Клочихина

Развивать умение детей взаимодействовать с исследуемыми объектами как средствами познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platochki.docx415.55 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Разноцветные платочки»

Вид проекта: групповой, образовательный, творческо-исследовательский.

Цель: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

  • создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
  • развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с тканью;
  • формировать элементарные представления о свойствах ткани;
  • побуждать детей к совместной исследовательской деятельности;
  • развивать мышление, познавательные способности в играх с тканью.

Направления развития: социально-коммуникативное, речевое, познавательное,   художественно-эстетическое.

Исполнители проекта и основные участники:

Воспитатель Клочихина Е.В., дети 1 младшей группы, родители.

Сроки и этапы реализации:

Продолжительность: 2 недели (30.11.15г. – 11.12.15г.)

Предполагаемые результаты:

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах ткани, развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность.

Актуальность темы:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами.

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Поэтому, детей  2 – 3 лет нужно знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, т.е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п..

Кроме того, дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поэтому одним из исследуемых предметов была выбрана ткань.

Этапы работы по проекту:

№ п/п

Содержание

Дата

1.

1.1.

Подготовительный этап.

- Подбор художественного слова: стихи, потешки, песенки, художественные произведения.

- Подготовка атрибутов для игр, непосредственно образовательной деятельности.        

30.11 15г.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

Познавательный этап (с детьми).

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

- Дидактическая игра «Мягкие лоскутки»

(цель: формировать умения  детей  обследовать текстуру ткани, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, способности к сравнению, обогащать словарь детей: мягкий, гладкий).

- Пальчиковая игра «Мы платочки постираем» (цель: обучать детей складывать носовой платочек и класть его в карман, развивать мелкую моторику рук).

- Игровое упражнение «Свойства ткани (мнется)» (цель: формировать представления о свойствах ткани; развивать мелкую моторику рук, активизировать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к  окружающим).

- Игровое упражнение «Свойства ткани (гладится)» (цель: формировать представления о свойствах ткани; подвести к выводу, что ткань можно гладить).

- Танцевальная игра с движениями «Мы платочками помашем, мы с платочками попляшем» (цель: вызвать у детей положительные эмоции от игры)

- Игровое упражнение «Свойства ткани (намокает)» (цель: формировать элементарные представления о свойствах ткани, развивать обследовательские действия).

- НОД Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Матрешек в гости приглашаем, и платочки им вручаем» (цель: учить не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком; закреплять умение рисовать пальчиками на заданном пространстве).

- Речевое развитие Ж.Синючкова «Носовой платок» (цель: формировать у детей познавательный интерес; развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; побуждать детей экспериментировать)

- Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Платочек в горошек» (цель: обучать детей лепить шарики круговыми движениями рук, развивать мелкую моторику, закреплять знание красного цвета)

- Игровое упражнение «Свойства ткани (прозрачная, непрозрачная)» (цель: формировать элементарные представления о свойствах ткани, развивать обследовательские действия).

Работа с родителями.

- Консультация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через опыты и эксперименты»

- Фотовыставка «Маленький исследователь»

01.12.15г.

03.12.15г.

04.12.15г.

07.12.15г.

08.12.15г.

09.12.15г.

10.12.15г.

11.12.15г.

3.

Заключительный:

Презентация проекта: Фотовыставка «Маленький исследователь».

11.12.15г.

Продукт проектной деятельности:

  • рисунки и поделки по теме проекта;
  • фотографии экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Презентация проекта:

  • Фотовыставка «Маленький исследователь».

Дидактическая игра «Мягкие лоскутки»

Цель: формирование умений  детей  обследовать текстуру ткани, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, способности к сравнению.

Ход игры: познакомьте детей с содержанием коробочки: рассмотрите лоскутки ткани, потрогайте их, погладьте. Возьмите один лоскуток, назовите его фактуру (гладкий, мягкий), затем исследуйте на ощупь остальные лоскутки.

Пальчиковая игра «Мы платочки постираем»

Цель:  познакомить детей, для чего же необходим платочек, научить складывать его и класть в карманчик.

(Педагог раздает детям платочки)

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрём...

А потом вот так встряхнём...

И погладим утюгом!

Игровое упражнение «Свойства ткани (мнётся)»

 

  Программное  содержание: формировать представления о свойствах ткани; развивать мелкую моторику рук, активизировать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к  окружающим.

Предварительная работа: знакомство с различными видами тканей.

 Словарная работа: мнётся, свернули, сложили, сжимаем.

Материалы: Игрушка «Медвежонок»,  «чудесная коробочка», платок носовой для Мишки, хлопчатобумажная ткань светлых тонов размером 20х20см. по количеству детей.                    

Ход игрового упражнения:

Воспитатель предлагает детям поиграть. Дети встают полукругом около воспитателя,  проводится  упражнение « Медвежата».

  Медвежата в чаще жили,

  Головой своей крутили,

  Вот так, вот так

  Головой своей крутили.

(Руки на пояс, повороты головы вправо влево.)

  Медвежата мёд искали,

  Дружно дерево качали.

(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо, влево.)

  Вперевалочку ходили,

  И из речки воду пили,

  Вот так, вот так

  И из речки воду пили.

(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперёд.)

  А потом они плясали,

  Выше лапы поднимали,

  Вот так, вот так.

  Выше лапы поднимали.

(Свободный танец.)

Воспитатель предлагает детям удобно расположиться на  расставленных полукругом стульчиках. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята,  к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим.

Воспитатель вносит в группу большую игрушку медведя. Мишка здоровается с детьми и говорит, что принёс с собой чудесную коробочку, в которой много интересных вещей.

Мишка: Хотите   посмотреть, что же лежит в коробочке?

Мишка достаёт платочки, раздаёт детям и рассказывает о том, что мама положила ему в кармашек красивый платочек. Медвежонок достаёт из кармашка платок, и очень удивляется, что платочек мятый. Медвежонок очень расстроен.

Воспитатель: Миша, а что ты делал со своим платочком?

Медвежонок Миша рассказывает детям, что ему так понравился платочек, что он его сворачивал,  сжимал, складывал несколько раз, скручивал. А потом убрал в кармашек.

Воспитатель: Ребята, давайте мы, тоже рассмотрим свои платочки. Посмотрите, какие они красивые, не мятые.

Дети рассматривают платочки.

Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем свернуть платочки. Что же получится?

Дети самостоятельно манипулируют с платочками: сворачивают, сжимают, складывают, снова разворачивают, рассматривают с воспитателем платочки. Наблюдают, обсуждают вместе, что происходит  с платочками.

Воспитатель: Дети, какие стали платочки? Что с ними случилось? (Платочки стали мятые)

Воспитатель делает вывод: если ткань  сжимать в руках – она мнётся и   предлагает детям сложить свои платочки в «чудесную коробочку».

Дети и воспитатель успокаивают Мишку, просят не расстраиваться, что платочек у него мятый, а предлагают поиграть в игру.

 «Игра с мишкой»

Цель: учить ребёнка реагировать на словесный сигнал.

 Воспитатель  с игрушкой медведя в руках ходит по комнате, переваливаясь; дети стоят у противоположной стены. Взрослый говорит:

   Мишка по лесу гулял,

   Мишка деток искал,

   Долго, долго он искал,

   Сел на травку, задремал.

«Мишка» садится на стул и «засыпает». Дети бегают вокруг, топают ногами:

   Стали детки плясать,

   Стали ножками стучать.

   Мишка, Мишенька, вставай,

   Мишка, деток догоняй!

«Мишка»  просыпается, «рычит» и догоняет детей.

Мишка благодарит детей за доставленное удовольствие. Прощается и уходит из групповой комнаты.  

Игровое упражнение «Свойства ткани (гладится)»

  Программное  содержание: формировать представления о свойствах ткани; развивать мелкую моторику рук, активизировать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к  окружающим.

Предварительная работа: знакомство с различными видами тканей.

 Словарная работа: мнётся, свернули, сложили, сжимаем.

Материалы: Игрушка «Медвежонок»,  «чудесная коробочка», платок носовой для Мишки.

Ход игрового упражнения:

Воспитатель предлагает детям удобно расположиться на  расставленных полукругом стульчиках. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята,  к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим.

Воспитатель вносит в группу большую игрушку медведя. Мишка здоровается с детьми и говорит, что мама положила ему в кармашек красивый платочек. Медвежонок достаёт из кармашка платок, и очень удивляется, что платочек мятый. Медвежонок очень расстроен.

Воспитатель: Миша, а что ты делал со своим платочком?

Медвежонок Миша рассказывает детям, что ему так понравился платочек, что он его сворачивал,  сжимал, складывал несколько раз, скручивал. А потом убрал в кармашек.

Воспитатель делает вывод: если ткань  сжимать в руках – она мнётся. Как же помочь Мишке?  Выслушать все предположения детей. Объяснить детям правила осторожного обращения с горячим бытовым предметом, внести в группу утюг и прогладить платочек медвежонка. Рассмотреть его.

Воспитатель: Вот, Мишка, твой платочек мы разгладили, ткань можно гладить горячим утюгом, а теперь поиграй с нами.

 «Игра с мишкой»

Цель: учить ребёнка реагировать на словесный сигнал.

 Воспитатель  с игрушкой медведя в руках ходит по комнате, переваливаясь; дети стоят у противоположной стены. Взрослый говорит:

   Мишка по лесу гулял,

   Мишка деток искал,

   Долго, долго он искал,

   Сел на травку, задремал.

«Мишка» садится на стул и «засыпает». Дети бегают вокруг, топают ногами:

   Стали детки плясать,

   Стали ножками стучать.

   Мишка, Мишенька, вставай,

   Мишка, деток догоняй!

«Мишка»  просыпается, «рычит» и догоняет детей.

Мишка благодарит детей за доставленное удовольствие. Прощается и уходит из групповой комнаты.  

Танцевальная игра с движениями 

"Мы платочками помашем, мы с платочками попляшем!"

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, творчество в игре.

Наши яркие платочки

Мы возьмём за уголочки

Вот какой, вот какой

Маленький платочек мой.

А теперь мы очень ловко

Их наденем на головку

Вот какой, вот какой

Маленький платочек мой.

Сядем дружно все в кружочек,

Спрячемся за свой платочек,

Ау, ау нет меня,

Ау, ау вот и я!

Игровое упражнение «Свойства ткани (намокает)»

Программное содержание: формировать элементарные представления о свойствах ткани (намокает), развивать познавательный интерес к изучаемому объекту, воспитывать аккуратность, заботливое отношение.

Словарная работа: отжимать, прищепка

Материал: игровой персонаж,  лоскутки ткани,  таз с водой, прищепки.

Ход игрового упражнения:

В группу к детям пришел медвежонок Миша.

Медвежонок:  Я расстроен потому, что  мой платочек стал грязным.

Воспитатель: Ребята, как же помочь медвежонку? Давайте  поможем Мише   постирать его платочек.

Пальчиковая гимнастика  «Стирка».

Постираю чисто, с толком

 

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки                        

Устали мои руки.

Делают движения имитирующие стирку

Сжимают и разжимают пальцы

Встряхивают руки

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с платочком, когда мы его опустим в воду?  Да,  если ткань окунать в воду – она  намокнет.

Воспитатель «стирает» платочек Медвежонка, развешивает его на веревочке.

Обратить внимание детей на аккуратность при игре с водой. Дети самостоятельно манипулируют лоскутками в тазах с водой: поласкают их, отжимают, стирают.

Воспитатель: Чтобы платочки высохли нужно их развесить на веревке и прищепить прищепкой.

Дети развешивают платочки, воспитатель помогает.

Медвежонок Миша благодарит детей, прощается с ними.

Конспект интегрированного НОД 

Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

 в первой младшей группе
«Матрешку в гости приглашаем, и платочки ей вручаем»

Задачи:

  • продолжать учить двигаться стайкой с изменением направления;
  • продолжать учить понимать слова «большая – маленькая»;
  • закреплять умение выполнять движения вслед за воспитателем;
  • закреплять умение самостоятельно показывать называемые части тела человека;
  • закреплять умение рисовать кисточкой прямые линии сверху вниз на заданном пространстве;
  • развивать основные движения, слуховое восприятие, мышление, память, координацию движений рук;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Демонстрационный материал: большая матрешка.

Раздаточный материал: заготовки из альбомного листа в форме квадрата; гуашь красного, желтого цвета, разведенная водой.

Организационный момент во время утреннего приема детей в группу.

Воспитатель вместе с матрешкой в руках радостно встречает детей:

Воспитатель: Кира, здравствуй! Посмотри, кто к нам пришел в гости! Кто это? Правильно, матрешка. Посмотри, матрешка, какое красивое у Кирочки платье.

А это – Ваня. У него синяя машинка. Это – Кирилл. Посмотри, как он хорошо улыбается!

Здравствуй, Маша! Ты пришла с мамой? И т. д.

После приема детей в группу воспитатель прячет матрешку в игровом уголке. Дети умываются, завтракают. После завтрака:

Подвижная игра «К матрешке в гости»

Воспитатель: Ребятки, а где же наша гостья – матрешка? Куда – то спряталась? Хотите ее найти? Тогда вставайте за мной и пошли.

Воспитатель идет впереди, за ним «стайкой» идут дети. Сначала идут к уголку Книги.

Воспитатель: Ребятки, здесь спряталась матрешка? Нет? Кто тут у нас живет?

Дети: Книги.

Воспитатель: Да, здесь у нас живут книги, а матрешки нет.

Потом дети за воспитателем идут в уголок Природы. Во время ходьбы дети должны вовремя менять направление.

Воспитатель: Может тут спряталась наша гостья? Нет? А кто тут у нас живет?

Дети: Цветочки.

Воспитатель вместе с детьми идет к уголку Сенсорики.

Воспитатель: Вот куда спряталась матрешка!

Обучающая игра «Где носик?»

Матрешка: Молодцы! Нашли меня! Ребятки, а вы не забыли, где у вас носики? Покажите. А где глазки? Правильно. Покажите ушки. А где у вас ножки? Да, вот они! Молодцы!

Пальчиковая игра – физкультминутка.

Воспитатель: Какие молодцы! Порадовали матрешку. Может мы ей покажем, как умеем строить домик?

Воспитатель читает слова, дети выполняют движения вслед за воспитателем.

Строили ладошки домик для матрешки (ладошки изображают домик над головой).

Ах, какие ладушки, ладошки – ладошки,

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.

(ладошки «ложатся спать» под щеку).

Ах, какие ладушки, ладошки – ладошки!

Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая»

Воспитатель обращает внимание детей на красивую матрешку. Воспитатель встряхивает матрешку, имитирует голосом стук.

Воспитатель: Тук – тук – тук! Кто там?

Открывает матрешку.

В гости к нам пришли матрешки. Посмотрите (воспитатель высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели). Надо повернуть так, чтобы получились красивые ручки и фартучек.

Рисование «Украсим платочки для матрешек».

Воспитатель: Вот какие веселые матрешки! Посмотрите, какие матрешки у нас красивые, нарядные! Может сделаем матрешкам подарок? Давайте подарим им новые платочки.

Дети с воспитателем подходят к столу, где приготовлены заготовки в форме квадрата, баночки с краской.

Дети выбирают цвет, которым будут рисовать, окунают кисточку в краску и проводят прямые линии всем ворсом кисточки сверху вниз на косынках.

Воспитатель: Посмотрите, матрешка, какие платочки ребята нарисовали!

Матрешки: Да, платочки очень красивые. Спасибо. Теперь мне пора домой.

Воспитатель: Спасибо, что пришла к нам в гости. До свидания!


 Конспект НОД 

в первой младшей группе

Речевое развитие Ж.Синючкова «Носовой платок»

Задачи: формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность, умение обращаться с носовым платком, знать его назначение, воспитывать КГН, навыки пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком.

 Демонстрационный материал: кукла Катя.

Раздаточный материал: носовые платки для каждого ребенка, аудиозапись «Веселые платочки».

Подготовка к занятию: При одевании на прогулку воспитатель говорит, что нужно аккуратно надевать верхнюю одежду, варежки чтоб не простудиться.

Ход образовательной деятельности:

В группу вносят куклу Катю в красивом платье, в кармане носовой платок. Воспитатель говорит, что Катя простудилась, чихает, кашляет и сопельки у нее текут. Катя чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать после употребления носовой платок, убирать в карман.

Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый носовой платок.

                               ( Ж.Синючкова)

 

Затем все дети достают платочки и «покашливают», прикрывая рот платочком, отворачиваясь друг от друга.

(Дальнейшее наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно его хранят).

Конспект интегрированной НОД 

Художественно-эстетическое развитие (Лепка)

в первой младшей группе

«Платочек в горошек»

Программные задачи: продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать пластилин между ладоней круговыми движениями; развивать мелкую моторику; закреплять знание зеленого цвета; воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Материал:  картон желтого цвета 10х10 см., пластилин зеленого цвета, дощечки, салфетки для вытирания рук после лепки.

                             

                                              Ход образовательной деятельности:

В группу приходит Мишка, здоровается с детьми.

Воспитатель: Ребята, у мамы Мишки скоро день рождения, и медвежонок хочет подарить маме – медведице платочек. Давайте поможем ему.

Рассматриваем квадратные листы бумаги.

Воспитатель: Это платочек, мы его будем украшать горошком.

Показ лепки:

Воспитатель: Посмотрите, какого цвета у меня пластилин?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: Правильно, зеленого, потому что горошек зеленый. Я разомну пластилин руками, чтобы он был мягкий, чтобы из него легко было лепить (говорит и разминает).

Вот у меня большой кусок пластилина, я отщипну от него маленький кусочек (отщипывает и показывает) это какой кусочек? (большой), а это какой? (маленький) Я большой кусочек положу на дощечку, а маленький буду раскатывать между ладошек. Вот так. Покажите, как вы будете раскатывать пластилин?

Посмотрите, какая получилась горошинка? (зеленая, круглая, маленькая - если дети затрудняются ответить сами, то проговаривают за воспитателем). Я положу горошинку на платочек и прижму ее пальцем (Еще раз показывает – лепит вторую горошинку).

Физминутка. «Как на горке снег, снег»

Во время лепки воспитатель помогает отщипывать кусочки не слишком мелкие и не слишком крупные, скатывать их между ладоней, побуждает слепить еще словами:

После лепки воспитатель напоминает, чтобы дети вытерли руки салфетками.

 Воспитатель: Из чего мы лепили горошки? (из пластилина). Посмотрите какие красивые платочки у нас получились.

Игровое упражнение «Свойства ткани (прозрачная, непрозрачная)»

Задачи: формировать элементарные представления о свойствах ткани (прозрачная, непрозрачная), развивать познавательный интерес к изучаемому объекту,

Материал: игровой персонаж,  лоскутки прозрачной и непрозрачной ткани.

Ход игрового упражнения:

В группу к детям пришел медвежонок Миша.

Медвежонок:  Мишка пришёл в группу поиграть с детьми  в прятки  и принёс «волшебные лоскутки».  

      Игра   «Прятки с Мишкой» (медвежонка спрятали под его ткань).

      Воспитатель раздает детям прозрачную ткань (тюль, капрон) и предлагает спрятаться за ней, посмотреть сквозь неё.

Воспитатель: Вы ведете друг друга?  Давайте спрячем Мишку. А его видно под платочком?

Вывод: ткань прозрачная – через неё всё видно.

Затем предложить детям хлопчатобумажную ткань, рассмотреть её, потрогать и предложить посмотреть друг на друга через плотную ткань и спрятать под ней Мишку.

 Вопрос к детям: Видно ли через неё друг друга? А Мишку?

 Вывод: ткань бывает непрозрачная - через неё не видно.

 

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через опыты и эксперименты

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В старших группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

 Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

 Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды: теплая – холодная, прозрачная, в ней могут тонуть (не тонуть) предметы и т.д.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок  рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.      Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.      Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.      Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.      Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.      Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

 

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

 

http://belzo.ru/wp-content/uploads/2014/01/DSC02178euet.jpg

http://belzo.ru/wp-content/uploads/2014/01/IMG_1578.jpg