опыты и эксперименты в детском саду
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

 Надежда Евгеньевна Зонова  (Иликбаева)

представлен материал по проведению опыто и экспериментов в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несложные опыты, знакомящие детей с природой.

Выступление на педсовете 11 февраля 2016.

Подготовила: Иликбаева Н.Е.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

        В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цель исследовательской деятельности.

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Перед выполнением опытов-экспериментов важно повторить с детьми правила поведения.

По завершении проведения опыта результаты зафиксировать в виде карточек-схем и повторить результаты промежуточные, итоговые.

Младшая группа.

В младшей группе проводятся опыты с водой, снегом, песком. Можно предложить следующие опыты:

  1. «Тонет, не тонет».

Цель: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие опыты.

Материалы: дерево, резиновая игрушка, металлический предмет, пластмассовый шар.

Вывод: материалы, которые легче воды – плавают: резиновая игрушка, дерево, пластмассовый шар; тяжелее – тонут: металлические предметы.

  1. «Прозрачность воды. Окрашивание».

Цель: подвести детей о том, что вода прозрачная, а также о способности воды окрашиваться.

Материал: стакан прозрачный, крышка с гуашью.

Вывод: чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода – непрозрачная; вода может окрашиваться.

Также можно проводить опыты с таянием снега, рассмотреть и сравнить воду из-под крана и талую воду; а также способности песка намокать, изучать свойства мокрого песка.

Средняя группа.

  1. «Тонет- не тонет».

Продолжаются проводиться опыты с водой с усложнением. Например, для опыта №1 можно взять апельсин, яйцо и погружать в таз с водой. Когда погружаем апельсин с кожурой, то она не тонет, а если почистить и убрать кожуру – утонет. Это связано с наличием воздуха в кожуре, которая помогает удержаться на поверхности.

Далее можно рассмотреть опыты с воздухом.

  1. «Свойства воздуха».

Цель: изучить свойства воздуха: легче воды, невидимый, без вкуса, без запаха, без формы.

Материалы: таз с водой, стакан, салфетка.

При опускании в вертикальном положении салфетка сухая, так как воздух, находящийся в стакане не позволяет намочить салфетку; при наклонении пузырьки воздуха выходят, а его место занимает вода, салфетка намокает.

Вывод: воздух есть во всех предметах. Если, в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.

  1. «Способность воды растворять вещества».

Цель: опытным путем узнать, какие из веществ растворяются водой.

Материалы: соль, гречневая крупа, стаканы с водой.

Вывод: Соль растворилась, крупа – нет.

В качестве реагентов опыта можно рассмотреть сахар, соду, другие крупы.

Наряду с растворимостью можно рассмотреть и свойства этих веществ, например, сравнить муку и соду, сахар по внешним признакам. Можно использовать лупы и микроскопы.

Старшая, подготовительная группы.

В этих возрастных группах продолжаются опыты по изучению свойств воды, воздуха, а также вводятся опыты с магнитами. Рассмотрим примеры. Предлагаю выполнить этот опыт коллегам.

  1. «Достань скрепку».

Формулируется условие: необходимо достать скрепку, находящуюся в стакане, не намочив руки и не используя дополнительные материалы, кроме того, что на столе.

Цель: изучение свойства магнита, способность притягивать металлические предметы.

Материалы: магнит, скрепка, стаканы с водой.

Вывод: металлические предметы притягиваются к магниту.

При изучении свойства магнита проводятся также опыты: способности неметаллических предметов не испытывать его притяжения – дерево, пластмасса, бумага, кожа, ткань.

  1. «Как сделать мостик из бумаги?». Можно ли построить мост из бумаги?

Цель: продолжать закреплять свойства материалов – бумаги.

На дно кубика нужно положить лист бумаги и попытаться провести по бумажному мосту игрушку. Мост не выдерживает испытания. Далее, если сложить бумагу гармошкой, то бумага укрепиться. И снова уложить на кубики. Повторить испытание. На этот раз мост выдерживает.

Материалы: по два кубика, листок бумаги, игрушка.

Вывод: сложенная в несколько слоев бумага немного прочнее. Но в жизни из бумаги не делают мостов, это непрочный материал.

 

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

задачи

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1

Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ

-

растворение различных веществ (мыло, мыльные пузыри)

выделение веществ из неоднородной смеси путем фильтрования; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства бумаги (чернила)

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях

группирование по весу (легкий, тяжелый)

магнетизм, трение, замерзание и таяние воды, теплота, звука

испарение, отражение и преломление света, электричество, сила тяготения, инерция

*развитие представлений о свойствах

                          воды, песка, глины, воздуха, камня

*развитие элементарных математических представлений

-

-

о мерке – как способа измерения объема массы

*познакомить с одним из рельефов планеты: кратер, горы

-

-

развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (образование метеоритного кратера)

2

Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

-

увеличительное стекло (лупа)

увеличительное стекло, микроскоп

3

Развитие у детей умственных способностей

*развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

*формирование способов познания путем сенсорного анализа

4

Социально-личностное развитие каждого ребенка

*развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»

АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка"      «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»   Составила воспитатель Ермакова С.И....

Опыты и эксперименты в детском саду

Значимость экспериментирования при работе со старшими дошкольниками...

Опыты и эксперименты в детском саду. (методическая разработка)

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.Задачи:Формировать знания детей о явлениях природы весной.Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делат...

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию....

Опыта и эксперименты в детском саду

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека....

"Опыты и эксперименты в детском саду"

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней....

Опыты и эксперименты в детском саду

Предлагаю доступные экперименты для детей дошкольников....