Проект "Родные люди"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Проект «Родные люди» - это один из шагов по сближению двух институтов воспитания семьи и детского сада, привлечению к вопросам воспитания дошкольников представителей разных поколений.

Участниками проекта являются дети средней группы, бабушки. дедушки, воспитатели и специалисты детского сада.

Проект «Родные люди» проводится в детском саду в месячник пожилого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnye_lyudi.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»

                                                                                                                                                                            

Проект

«Родные люди»

Автор проекта:

Воспитатель 1 квалификационной категории Бакулина Л. В.

Саранск, 2015

Паспорт проекта

Раздел программы

Социально – коммуникативное, художественно - эстетическое развитие дошкольников

Тема

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного  возраста

Тематическое поле

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного  возраста

Название проекта

Родные люди

Тип проекта

Практико-ориентированный, краткосрочный

Автор проекта

Бакулина Л.В. воспитатель

Проблема 

Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек в образовательный процесс открытого образовательного пространства «детский сад – семья».

Цель 

 Создание единого пространства семья – детский сад,  в котором участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Задачи 

1.  Учить заботливому отношению к родным и близким людям и старшему поколению.

2.  Развивать творческие способности детей, познавательную активность детей;  

3. Воспитывать любовь к родным людям, дедушкам, бабушкам                                                                                            

Мероприятия 

Формы   работы с детьми

----------------------------

Непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Чтение худ. литературы

Игры

Фотовыставка

Выставка поделок

Формы работы с родителями

-----------------------------------------

Консультации, индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения

Открытые просмотры непосредственной образовательной  деятельности

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды

Дни открытых дверей

Методы и приемы работы

Наглядный

Словесный

Практический

Результат 

Имеют расширенное представление о жизни их бабушек и дедушек в детстве, их увлечениях, играх;

Критерии 

Сосредоточенность внимания, продолжительность восприятия, наличие двигательной активности, желания слушать стихи, рассказы , дарить подарки

Ресурсы 

Технические средства (видео и аудиотехника)

Иллюстрации

Формы презентации

Родительское собрание

Участники проекта:

Воспитанники средней группы № 1, их родители, бабушки и дедушки.

Масштаб проекта:

По срокам реализации:

краткосрочный – 1 месяц

Актуальность проекта:

Разносторонне конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием для развития социально – педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье. Основной целью диалога семьи и ДОУ является создание единого пространства семья – детский сад,  в котором участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

На протяжении веков сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции воспитания малолетних детей. Но развитие индустриального общества повлекло за собой существенные изменения в культуре семейного воспитания, приобретение нового опыта «делегирования полномочий  детскому саду» хватило, чтобы родители утратили многие ценные традиции народного воспитания. В возраст бабушек и дедушек входит поколение, воспитанное в детском саду, плохо помнящее традиции (а иногда непонимающее смысл этого слова).

Проект «Родные люди» - это один из шагов по сближению двух институтов воспитания семьи и детского сада, привлечению к вопросам воспитания дошкольников представителей разных поколений.

Участниками проекта являются дети средней группы, бабушки. дедушки, воспитатели и специалисты детского сада.

Проект «Родные люди» проводится в детском саду в месячник пожилого человека.

Цель проекта:

Способствовать сохранению семейных традиций, умение донести до детей, что этими традициями родители дорожат, так как они сохраняются из поколения в поколение.

Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек в образовательный процесс открытого образовательного пространства «детский сад – семья».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: - сбор информации,  работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Основной: - непосредственная реализация проекта.

Заключительный этап – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Этапы и механизмы реализации проекта

Этап

          Мероприятия    

Целевая группа

Ответственный

Срок реализации

Постановка цели, определение формы работы

Воспитатель Бакулина Л.В,

1.10.2015 – 5.10.2015

Изучение методической литературы и сбор фотографий. поделок, альбомов

Воспитатель, родители

1.10.2015 – 5.10.2015

Сбор информации и подготовка материала: «Бабушки и дедушки в семье», «Все о бабушках и дедушках».

 

 

Фотографии бабушек и дедушек с внуками: «Мои дорогие бабушки и дедушки»  - для фотовыставки.

 Поделки, изготовленные дедушками и бабушками для выставки: «Бабушкин сундучок, (Бабань парь)  ».

 Любимые игры бабушек и дедушек для картотеки:

 «Во что играли наши дедушки и бабушки»

Воспитатели, родители

5.10. – 16.10.2015

Чтение художественной литературы о бабушках и дедушках

Воспитанники

Воспитатели,

4.10. – 30.10.2015

Цикл бесед о бабушках и дедушках

Воспитанники

Воспитатели,

30.10.2015

«Мастерилочка»: изготовление открытки: «Подарочки для бабушки»

Воспитанники

Воспитатели,

15.10.2015

Рассматривание  фотографий бабушек и дедушек, составление рассказов: «Моя бабушка. Мой дедушка!»

Воспитанники

Воспитатели,

9.10.2015

День игры: «Во что играли наши дедушки и бабушки».

Игры бабушек:

«Ручеек», «Цветная игра», «Жмурки», «Цепи кованые», «Палочка – выручалочка», «Игра – смешинка» , «Где мой ботинок?», «Уголки», «Лапта», «Глухие телефончики», «Краски», «Садовник».

Воспитанники

Воспитатели, специалисты

5.10.-30.10.2015

Заучивание стихов о бабушках и дедушках

Воспитанники

Воспитатели

5.10 – 30.10.2015

Ожидаемый результат. По итогам реализации проекта воспитанники:

- имеют расширенное представление о жизни их бабушек и дедушек в детстве, их увлечениях, играх;

- пополнили активный и пассивный словарь, узнают произведения художественной литературы и музыкального искусства по тематике, вовлечены в процесс поиска информации о родных людях (фотоальбомы, поделки);

- проявили эмоциональное отношение к событиям, заинтересованы жизнью бабушек и дедушек.

Родители:

- активизированы  для участия в совместных досугах,  конкурсах;

- являлись источником знаний для своих детей и создателями объектов памяти в групповом пространстве;

- повышен педагогический уровень по вопросам патриотического воспитания дошкольников.

Трансляция проекта:

Подведение итогов деятельности в рамках проекта проходит на групповом родительском собрании.

Перспектива проекта

- Проект может быть использован в педагогической практике с дошкольниками 4 – 7 лет, так ка имеет полное методическое обеспечение.

- на основе проекта возможно создание других проектных работ, направленных на патриотическое воспитание дошкольников (семья, государственные праздники).

                                                                                              Приложение 1

МДОУ «Детский сад № 40»

Конспект НОД (аппликация) в средней группе ко Дню пожилого человека

«Цветы для  бабушки и дедушки»

Воспитатель Бакулина Людмила Владимировна

Саранск, 2015

 Задачи:

- закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, наклеивать сначала большой цветок затем средний и маленький,

 - развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям;

 - развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

 Активный словарь: осенние цветы, листочки, трава, осень, прийти, греть, теплая

 Пассивный словарь: Учить детей выражать свои мысли законченными предложениями.

 Материалы: белый картон; цветы, стебли, листья из цветной бумаги; салфетки (по 2 штуки на ребенка); клей; клеенка; кисточка для клея.

 Воспитатель: Я хочу прочитать стихотворение

 Стих про астры

 Осенних астр колючая тревога

 В сентябрьский день невольно обожжет.

 И кажется, ещё совсем немного –

 И вновь зима холодная придет.

 Но верь цветам! Они напоминают

 О ярких красках сумрачной порой

 И торжество любви провозглашают

 Над белою бесстрастною зимой.

         Воспитатель показывает живые цветы, вместе с детьми рассматривают какие они красивые, разноцветные, у них есть лепестки и серединка. Воспитатель объясняет что, если будет много цветов, то это называется букетом.

 Стук в дверь.

 Воспитатель: Кто там?

 Дверь открывается.

         -Здравствуйте, это я лисёнок. Мне тетушка медведица сказала что с наступлением осени наступит праздник, и все будут своих бабушек и дедушек поздравлять. И я тоже хочу поздравить своих бабушку и дедушку. Только когда осень наступит, как я узнаю? Помогите ребята, как узнать что осень за окошком?

 Дети: Желтеют листья, день становиться короче, начинает холодать, дети одеваются теплее.

 Лисёнок: Ой, как хорошо! Значит, сейчас осень наступила? А осенью у моих бабушки и дедушки праздник, а вы ваших бабушек и дедушек будите поздравлять? Неужели моя бабушка без подарка останется. Я хотел цветы подарить, а в лесу уже осень, и цветы уже не цветут.

 Воспитатель: Не расстраивайся лисёнок, хоть сейчас и осень, но некоторые цветы по прежнему цветут: астры, сентябринки, мимозы (демонстрация картинок с цветами). Я научу тебя делать открытку с цветами, и ее можно будет подарить твоей бабушке. А ребята тоже будут учиться делать открытки своим бабушкам и дедушкам.

 Воспитатель: Помните, как правильно клеить? Нужно положить большой цветок на клеенку, взять кисточкой немного клея, намазать середину цветка. Теперь можно приклеить. Лишний клей промакиваем салфеткой. Теперь будем клеить средний цветочек в середину крупного. Так же приклеиваем маленький цветок. Цветочки подбираем разных цветов, так наш цветок будет смотреться ярче и красивее. Прижимаем. Теперь нужно сделать стебель. Возьмем зеленый стебель, и также как цветочки положим на клеёнку лицевой стороной вниз, возьмём кисточку с клеем и намажем наш стебель. Молодцы. Теперь приложим стебель к цветку, а лишний клей промакнём салфеткой. Таким же образом мы поступим и с листом для нашего цветка. Теперь можете приступать к работе. А мы с лисёнком если кто-то что-то забудет напомним и покажем.

 Дети выполняют задание.

 Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами превратимся в осенние листочки и немного поиграем

 Листики.

 Мы листики осенние,

 На ветках мы сидим. (присесть)

 Дунул ветер - полетели,

 Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

 И на землю тихо сели. (присесть)

 Ветер снова набежал

 И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

 Закружились, полетели

 И на землю тихо сели. (присесть)

 Воспитатель: молодцы, ребята. Какие у вас красивые цветы получились. Ваши бабушки и дедушки будут очень рады. Лисёнок, тебе понравились открытки которые ребята приготовили в подарок своим бабушкам и дедушкам?

 Лисёнок: Да. Ребята спасибо вам за помощь мои бабушка и дедушка будут очень рады. Мне пора идти. До свидания!

  Приложение 2

Стихи о бабушках и дедушках.

Дорогая бабушка.

                                        Л.Эмберг.

Не считай понапрасну года, не грусти, что виски поседели.

Так бывает в природе всегда: это след оставляют метели.

Пусть нелегкой была твоя жизнь, были все ж в ней и радость, и счастье.

Ты крепись, дорогая, держись, обойдут стороною ненастья.

Ведь богатство твое – это Мы: дочка, сын, внуки, правнуки даже!

Долго – долго еще ты живи, чтоб праправнуков тоже понянчить!

«Про бабушку»

Е.Дюк

Вот если я бабушкой буду, клянусь, никогда не забуду,

Что внучке, а может быть внуку давать каждый день на обед:

Насыплю я в правую руку, насыплю я в левую руку,

И просто насыплю на блюдо, горой разноцветных конфет!

Вот, если я бабушкой буду, клянусь, никогда не забуду,

Что внучку, а может быть внука не стоит за двойки ругать.

А просто, развеивать скуку, отправлюсь к веселому другу,

И дам посмотреть телевизор, подольше пущу погулять.

Но бабушка, явно забыла, что в детстве конфеты любила.

И, видно, одни лишь пятерки носила из школы она.

И к ней не ходила подружка, и ей не шептала на ушко,

Что двоечник дедушка Коля заждался ее у окна.

«Две бабушки»

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке,

Рассказывали бабушки:

« У нас одни пятерки!»

Друг друга поздравляли,

Другу руки жали,

Хотя экзамен сдали

Не бабушки, а внуки!

«Мой дедуля»

Мой дедуля, дорогой, мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету: лучше нет на свете деда!

Буду я стараться на него всегда равняться!

«Дедушка»

Дедушка очень у нас деловой:

Ходит по дому, забыл про покой.

Бабушке он помогает весь день,

Делать ему это вовсе не лень.

То постоянно очки он теряет,

То разобьет что-то он, то сломает.

Вечно спешит, а устанет от дел,

Сядет с газетой – уже захрапел.

Мой дед.

Если вдруг придется туго, друг спасет от разных бед.

Очень я похож на друга, потому что он мой дед.

С дедом мы по воскресеньям держим путь на стадион,

Я люблю пломбир с вареньем, а мультфильмы любит он.

С таким хорошим другом не скучно даже в дождь,

С таким хорошим дедом нигде не пропадешь!

Моя бабушка.

Со мною бабушка моя,

И значит, главный в доме -  я,

Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол,

И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью!

А с мамой это не пройдет,

Я уже проверил!

Старая бабушка.

                                        С. Капутикян.

Стала бабушка старой, хворою,

То ходьбы она устает.

Храбрым летчиком скоро стану я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее,

Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой, молодец!»

Дедушке.

Мой дедуля – лучший ты,

В волосах сединки,

Это мудрости следы

И на лбу морщинки.

Бабушке.

Ветер новых перемен

Бабушек коснулся тоже.

И с голами нужно им

Становиться все моложе.

С внуком на футбол пойти

И рок – концерт придется.

Информатику учить,

Нелегко им все дается!

Моя бабушка

Бабушка, как солнышко, всех согреет взглядом,

Как внучатам хорошо с бабушкою рядом!

Всем подарит бабушка и тепло и ласку,

Нежно приголубит нас и расскажет сказку.

Бабушка родная, милая моя,

По твоим морщинкам проведу рукой…

В  целом свете нету бабушки такой.

Никогда не буду огорчать тебя.

Только будь здоровой , бабушка моя!

                                                                                                       

 

 Приложение 3

Картотека «Игры наших бабушек и дедушек»

                        Цепи кованые

Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.

Описание: две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. одна шеренга детей кричит:

- Цепи кованые, разбейте нас!

- Кем из нас? – отвечает другая

- Степой! – отвечает первая.

Ребенок, чье имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встает в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда. Где оказывается больше игроков.

                                Жмурки.

Задачи: развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого –нибудь из играющих. Попавшийся  меняется с ним ролями, т.е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой – нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «Огонь!»

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

                        Матушка Весна.

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: выбирается Весна.Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:

                Идет Матушка – Весна,

                Отворяйте ворота.

                Первый март пришел,

                Всех детей привел;

                А за ним апрель

                Отворил окно и дверь;

                А уж как пришел май –

                Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: не размыкать цепочку.

                        Бубенцы.

Задачи: развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другой – с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы – брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги,диги,диги – дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.

Правила: ловить начинают только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят,

Не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: дети, образующие круг, могут водить хоровод.

                Лягушки на болоте.

Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква – ке – ке, ква – ке – ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки на кочку в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

                                Игровая.

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со меной направления.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова нараспев:

                У дядюшки Трифона

                Было семеро детей,

                Семеро сыновей:

                Они не пили, не ели,

                Друг на друга смотрели,

                Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил его движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

                                Коршун.

Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Среди игроков распределяются роли. Один из них становится  «коршуном», другой «курицей», остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога:

- Коршун, коршун, что с тобой?

- Я ботинки потерял.

- Эти?  («курица», а вслед за ней «цыплята» выставляют в сторону одну ногу).

- Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят».

«Курица» при этом старается защитить  «цыплят», не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: пойманный «цыпленок» становится «коршуном».

                Горелки с платочком.

Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий. Он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

                Гори, гори ясно,

                Чтобы не погасло.

                Посмотри на небо,

                Птички летят,

                Колокольчики звенят!

                Раз, два, три!

                Последняя пара – беги!Дети последней пары бегут вдоль колонны 9один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит.

                Курочка – хохлаточка.

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Описание: педагог изображает «курицу», дети «цыплят». Один ребенок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица – мама выводит остальных цыплят гулять. «Курица» говорит:

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, она говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

Правила игры: бежать можно только после слова «догоняет»

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка

Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»

Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1.    Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2.    Продолжать учить дет...

Сценарий спортивного развлечения, посвященного Международному дню пожилых людей "Люди пожилые, сердцем молодые"

Спортивное мероприятие посвящено Международному дню пожилых людей. В мероприятии интересные конкурсы и задания для детей и их бабушек и дедушек заинтересуют воспитателей и инструкторов  физическо...

Тематическая неделя "Люди всякие нужны, люди всякие важны (в мире профессий)" (для родителей)

Рекомендации для родителей по тематической недели "Люди всякие важны, люди всякие важны"...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию с элементами ИКТ «Героическое прошлое русских людей» «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли» старшая группа

Нод направлена на  ознакомление  детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечес...