Непосредственная образовательная деятельность "Звездное небо"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Занятие проведено на областном фестивале педагогических идей с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zvezdnoe_nebo.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Муниципальное образование Алапаевское

                                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида

                                         с приоритетным осуществлением деятельности

                                  по художественно-эстетическому развитию воспитанников

                                                                   Конспект

           совместной образовательной деятельности

  педагога и детей седьмого года жизни по реализации

                        вариативной части ООП ДОУ

                                 Тема: Звездное небо

                                                               Автор: Колчина Татьяна Александровна

                                                                                                            Эрлих Нина Александровна

                                                                                                            воспитатели гр. №9,

Гроппер  Елена Юрьевна

                                                                                                            педагог доп. образования

                                                                                                 

                                                     

                                                                               

                                                 

                                                           

                                                          р.п. В-Синячиха,  2016 г.

Возрастная группа: седьмой год жизни

Место проведения занятия: групповая комната

Дата проведения: апрель 2016 года

Длительность: открытый временной конец

Форма организации ОД: групповая

Форма ФГОС: совместная образовательная деятельность

Образовательная область: познавательное развитие

Цель:  Уточнить представления  детей о Солнечной системе; названиях планет, их  расположения  относительно Солнца, расширять представления о космосе, солнечной системе, о небесных телах и светилах.

Задачи психолого-педагогической деятельности работы с детьми:

Образовательные:

1.Познакомить детей с  понятиями "астронавт", "астроном", "космос";

2.Уточнить представления детей о порядке расположения планет относительно Солнца;

3. Упражнять детей в умении использовать  геометрические фигуры для рисования;

Развивающие:

1. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность,  сообразительность, коммуникативные качества

2. Поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов

3.Развивать словесно-логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение)

4. Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику, чувство композиции:  умение гармонично размещать объекты на плоскости стола, создавать красивую композицию;

Воспитательные:

1. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и взаимодействия;

2. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру;

3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов

4. Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах.

Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология "Сообщество"

Методы, приемы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение

Наглядные: показ презентации

Практические: выполнение заданий, работа с мультимедиа-проектором

Стимулирование и мотивация: похвала, оценка деятельности детей

Методы воздействия на эмоциональную сферу:  презентация, музыка, доброжелательное общение педагога с детьми, рефлексия

Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор,  электронная презентация,  интерактивный стол SMART Table, программно-аппаратный комплекс Bee-Bot, магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений, картинки  с планетами солнечной системы, звездочки.

Предварительная работа: Оформление выставки детско-родительских работ "Звездная панорама", детских работ "Этот удивительный космос", "Звездный гороскоп", составление творческих рассказов "Если бы я был космонавтом",  подбор и чтение художественной литературы, слушание песен о космосе, космической музыки

Планируемый результат, выраженный в виде целевых ориентиров:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • Ребенок обладает развитым воображением;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну;

Ход организованной образовательной деятельности

I.Организационный момент                

 Педагог: Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас! (Звучит музыка)

На входе в группу педагоги предлагают  гостям  звездочки разного цвета.

 Педагог:

 Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас-

И вот мы к полету готовы за час.

Скомандует диктор: "Внимание - взлет!"

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мелькнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружится, Луна,

Чтоб ты не скучала все время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Слайд 1.

Педагог:  Ребята, я прочитала вам стихотворение, скажите, о чем оно?

Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить? (Ответы детей).

Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по звездному небу.

Ребята, что вы знаете о звездах?

Что вы хотите узнать?

А как мы можем узнать?

Слайд 2,3

 Педагог: Что мы можем увидеть ночью и днём на небе? (Солнце, звёзды, Луну). Ясной ночью звёзд на небе так много, что кажется, сосчитать их невозможно. Они кажутся маленькими точками. Это происходит потому, что звёзды очень далеко от нас. Звёзды летят в бесконечном пространстве, называемом «космос». (Дети слушают, анализируют)

 Педагог:  Ребята, а вы знаете, что означает слово "космос"? (Ответы детей) 

Педагог: Слово «космос» означает «всё на свете». Вселенная – это всё, что существует. Земля – часть Вселенной, так же как и Солнце, Луна и все другие планеты, звёзды.

Слайд 4,5

Педагог:  Ребята, а кто из вас знает, Солнце- это планета или звезда? (Ответы детей). Откуда вы это узнали?

 Слайд 6,7

Педагог: Солнце – это огромная раскаленная звезда. Его свет и тепло дают жизнь всему живому на планете. Как вы думаете для чего необходим солнечный свет? (Ответы детей)

Слайд 8.

Педагог: Ребята послушайте слова и скажите, что общего в этих словах?

Астроном, астрономия, астронавт. (Дети слушают, анализируют, предлагают ответы)

Педагог: Вы правы, это первая часть слова «астро». Всем нам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова.

Слайд 9.

Педагог: Ребята, а кто из вас знает, что это? (Ответы детей)

II. Основной этап  (игра-путешествие)

 Педагог: Ребята, а теперь мы вам предлагаем совершить путешествие по разным планетам, по каким - вы определите по цвету звезды на ваших руках (Дети расходятся по станциям в соответствии с выбранным цветом) 

Звучит музыка, ребята расходятся по этапам.

1 планета  "Астрономия"

Педагог:  Ребята , а кто из вас знает, сколько планет в Солнечной системе? А хотите запомнить, как эти планеты располагаются? (Ответы детей)

Педагог:  Послушайте стихотворение о Солнечной системе:

-Эй, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг Солнца кружишь?

Я в компании приличной -

Братьев семь, одна сестричка.

Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной системой.

Педагог: Запомнить названия и очерёдность планет нам поможет «Астрономическая считалочка».

 Дети  вместе со взрослыми берут картинки с изображением планет и под считалочку кладут по порядку.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, за ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием – Плутон.

Педагог: Вы справились с заданием, теперь я приглашаю вас посмотреть фильм. (Просмотр фильма)

Педагог: Предлагаю вам немного поиграть!

Подвижная игра "Звездочет"

В небе звездочки мигают,

Звездам хочется играть.

Звездочет считает звезды:

1,2,3,4,5!

- Звездочет, Звездочет,

Поиграй-ка с нами (дети идут в круг)

Что покажешь ты нам

Отгадаем сами!»

(Роль Звездочета выполняют дети по очереди, одевая колпак звездочета. Ребенок – звездочет показывает разные движения, а дети отгадывают, о чем идет речь)

2 планета.

Педагог:  

У каждой планеты свой собственный путь
Нельзя ей поверьте, с орбиты свернуть,
Вокруг солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они Солнцем согреты.


Педагог:  Скажите, а что такое солнце? (Ответы детей)

Педагог: Чем похожи все планеты?(Ответы детей) 
Педагог: Сколько планет в солнечной системе? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, вы знаете, на каком расстоянии от Солнца находятся планеты? (Ответы детей) 

Педагог : Нам в этом помогут  стихотворения о планетах Т. Шорыгиной ,

  а с  помощью  роботов  bee-bot  мы доберемся с вами  до каждой планеты.

Педагог : Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Ответы детей)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достаётся лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит «Меня догоните! »

Педагог: Давайте с помощью робота bee-bot   доберемся до планеты Меркурий.

 Сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до  нее. (Ответы детей)

Педагог: Какая планета дальше всех от Солнца? (Ответы детей)
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещён.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем  Харон.

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты Плутон. (Ответы детей)

Педагог: Какая планета самая большая (Ответы детей)
Юпитер больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты  Юпитер. (Ответы детей)

Педагог: Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой? (Ответы  детей)

В честь богини красоты
Названа Венера, ты!
В тёмных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты  Венера (Ответы детей)


Педагог: Какую планету называют красной? (Ответы детей)
Марс – таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты  Марс. (Ответы детей)


Педагог: Какую планету окружают кольца? (Ответы детей)

Сатурн – красивая планета
Жёлто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты  Сатурн. (Ответы детей)

Педагог: Какая планета вращается лёжа на боку? (Ответы детей)

Уран – лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие – ночь.

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты Урана. (Ответы детей)

Педагог: Назовите планету, которая находится между Ураном и Плутоном? (Ответы детей)

Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты  Нептун. (Ответы детей)

Педагог :Скажите, как называется планета, на которой мы живём, и чем она отличается от других планет? (Ответы детей)

От Солнца третья по счёту планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-
В самом далёком глухом уголке!

Педагог: Сколько нужно сделать шагов  роботу  bee-bot, чтобы добраться до  планеты  Земля. (Ответы детей)

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились, а сейчас я предлагаю закрепить названия планет.

Физкультминутка «Звездочёт»
На луне жил звездочет - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учет: (Показать в небо рукой)
Меркурий - раз, (Описать круг руками)
Венера - два-с, (Хлопок)
Три - Земля, четыре - Марс, (Присесть)
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять - дальше всех - Плутон, (Прыжок)
Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

Педагог: Какие ребята вы молодцы! Спасибо за внимание.

3 планета  " Космическая  художественная лаборатория" ( работа на интерактивном столе)

Педагог:  Ребята, каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Ленивый - трудолюбивый

Злой - добрый

Слабый - сильный

Медлительный - быстрый

Неряшливый - аккуратный

Грустный - веселый

Нервный - спокойный

Трусливый - смелый

Неуклюжий — ловкий

Педагог: Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту.

Вы бы хотели стать космонавтами? (Ответы детей)

Педагог:  Ребята, если бы вы были космонавтами , что можно увидеть в космическом пространстве ? (Ответы детей)

 Педагог:  Как можно выразить свои впечатления о звездном небе. (Ответы детей).

Педагог: Сегодня мы с вами будем рисовать необычным способом на интерактивном столе.

(Педагог показывает как можно рисовать на интерактивном столе, используя геометрические фигуры, дети пробуют).

Педагог:  Ребята, вы должны договориться, что каждый из вас будет рисовать, чтобы получился рисунок звездного неба. Какими цветами вы  будете пользоваться? (Ответы детей)

Продуктивная деятельность"Звездное небо"

Педагог:  Посмотрите, какое красивое небо у вас получилось! Скажите, а каждый ли  из вас смог выполнить то, что задумал?  Расскажите, что у вас получилось? (Дети анализируют, рассказывают, что нарисовали)

Педагог:  Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Педагог:  А теперь немного поиграем.

Игра "Составь слово"

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько звезд упало, наверно, был звездопад. На некоторых звездочках стоят буквы, давайте попробуем составить из них слово. Какое слово получилось (Ответы детей - Земля)

Педагог: А что это за планета? (Ответы детей).  Правильно, земля - это название планеты, на которой мы живем.

Педагог:  Дети,  нам пора домой на нашу планету, мы возвращаемся.

Этап рефлексирования. Оценка деятельности детей.

(Звучит музыка, дети садятся на места)

Педагог:  Вот и дома мы опять. Ребята, что нового вы сегодня  узнали?  Что вам понравилось больше всего? Что еще хотели бы узнать о космосе? (Дети отвечают, обмениваются впечатлениями)

Педагог: Вам понравилось работать в группах?(Ответы детей)

Педагог: Вы сегодня хорошо работали, активно отвечали на вопросы и выполняли задания. Молодцы!

Слайд 10.

 Всем спасибо за интересное путешествие, молодцы!  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности "Тучи по небу бежали" в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Тучи по небу бежали" в средней группе...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации, лепке (старшая группа) Тема: «Мама в доме, что солнышко на небе».

Задачи:1. Слушание и узнавание вокальной и инструментальной музыки, развитие певческих навыков, тембрового слуха, интонации.2. Развивать навыки работы с пластилином, закреплять умение скрывать пластил...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация): «Ходит в небе солнышко».

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо художественно-этетическому развитию (аппликация): «Ходит в небе солнышко»....

Конспект Интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Удивительное путешествие в Музей под открытым небом «Кижи-Кожээ»

Лексическая тема: «Домашние животные»Вид занятия: интегрированное занятиеФормы образовательной деятельности: игра-путешествиеЦель: формированное элементарных представлений о родном крае, о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала»

Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции воспитанников, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, со...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Удивительное путешествие в Музей под открытым небом «Кижи-Кожээ»

Образовательные области: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности«Речевое развитие»для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»Обучающие задачи: Учить испо...