"С чего начинается Родина?" патриотическое воспитание дошкольника
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Буренкова Олеся Александровна

небольшая статья о проблемах патриотического воспитания. из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina_2_1.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 204 общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

 по физическому направлению развития детей»

    660021, г.Красноярск, ул.Ленина, 165, тел.221-47-12,

 dou.204@mai.ru    

Воспитатель:

Буренкова Олеся Александровна

С чего начинается родина.

А правда с чего начинается родина? 

В СССР было все просто и ясно.  

С картинки в моем букваре… Патриотизм прививался с молоком матери. 

 А что обозначает  слово-  патриотизм? 

 Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. 

Бернард Шоу 

За несколько лет в нашей стране много  произошло изменений. В связи с проблемами в государстве у граждан страны идет спад патриотических ценностей. Люди стали в меньшей мере интересоваться историческими ценностями своей Родины, зачастую и вспомнить не могут традиций, знаменательных событий и исторических личностей.   И  в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Я считаю, что сейчас особенно актуальна проблема патриотического воспитания детей. 

Актуальность мною выбранной темы я вижу в том, что сегодня одной , из самых значимых проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к Родине и к своему Отечеству.  

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о Родине и Отечестве, представлений о культурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках. 

Под патриотическим воспитанием нужно понимать  формирование у детей любви к своей Родине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный. Любовь к близким ему людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в жизни ребенка. Но, как ребенок  будет относиться к Родине, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Воспитание у ребенка любви к Родине, к ее культуре и традициям начинается с семьи. 

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим. Нужно  обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.  Для агитации этой темы родителям своих воспитанников организовывала консультации на темы:

-«Куда сводить ребенка в выходной?»

-«Отечественные памятники культуры».

-«Роль народного творчества в воспитании патриотизма».

-«Расскажите своим детям о любимых местах города. Когда и почему вы их полюбили?»

Также проводилась фотовыставка «Мы из Красноярска».

Целью моей работы является  организация педагогического  процесса,  способствующего  формированию патриотического  воспитания  детей  посредством  знакомства  с  родным городом, краем, страной.

Чтобы работа была плодотворной, я  для себя поставила следующие задачи:

1.Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу; 

2.Формирование бережного отношения к живой и неживой природе; 

3. Развитие интереса к русским культурам  и традициям; 

4.Формирование базовых знаний о правах человека; 

5.Расширение  представлений о своем городе; 

6.Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн); 

7.Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны; 

Решение этих  задач происходит во всех видах деятельности  детей в ДОУ.  В играх,  в труде, в образовательной деятельности, в быту, а так же в  совместной деятельности детей и воспитателей.  

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности дошкольника. Ребенок 5-7 летнего возраста мыслит образами,  эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных и конкретных фактах, а так же  событиях. Это ближе и понятно ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, можно  попросить их составить с помощью родителей свою родословную.  Дети, узнавая о своих корнях, предках и  через жизнь близких людей,  познают историю Родины.  Она станет им ближе и понятнее, потому что окрасится их переживаниями.  Так, например, когда дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об их именах  мною был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени.

В своей работе подвожу детей к тому, что любовь к Родине начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы.  

Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Совместно с детьми изготавливаем подарки, открытки, организовываем тематические выставки. 

Приобщение к народным праздникам и традициям – это тоже важная особенность патриотического воспитания детей. 

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Золотая осень» ,«Масленица», «Пасха». В процессе подготовки праздника, дети много узнают о русских обычаях и традициях. 

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами происходит с помощью иллюстраций и сопровождающей музыкой. В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую народный фольклор , так как оно является богатейшим источником развития патриотизма. В пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях четко оцениваются различные жизненные позиции, обращают внимания на  недостатки и  положительные качества людей. 

 

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, т.к. она является основной деятельностью дошкольника. Дети могут обыграть бытовые, трудовые и  общественные сюжеты. Театрализованные игры по русским народным сказкам  с помощью различных видов театра: кукольного, настольного, пальчикового.  Дети старшей и подготовительной групп могут  демонстрировать свои «артистические» способности малышам. Все получат удовольствие и радость от общения. В   нашей группе, при помощи родителей создала условия для театрализованных  русских народных игр, и для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности.

Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Никто не забыт, ничто не забыто…». В группе создана зона “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента, мера города.  

Большие  возможности патриотического воспитания заключаются также и  в музыке. Народные музыкальные произведения  часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях и  повседневной жизни, и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит  радость и  хорошее настроение. 

В нашей организации установлена тесная связь с родителями детей, и воспитание чувства любви к Родине и родному краю проходит более эффективно, так как, родители помощники детского сада и равноправные участники в формировании личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют во всевозможных конкурсах и выставках. Принимают активное участие в праздниках , которые проходят в ДОУ. «Папа , мама , я – спортивная семья», «Этот день Победы», «День матери» . 

Воспитание патриотических чувств,  всегда будет одним из главных составляющих воспитания  гражданина нашей страны. 

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут. 

В дальнейшем буду работать по данной теме, так как  считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он поможет воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит,  будут ли наши дети любить свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается литературное воспитание ребенка?

С чего начинается литературное воспитание ребенка?...

С чего начинается литературное воспитание

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т...

С чего начинается литературное воспитание ребенка.

Художественная литература —  важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравст...

С чего начинается гендерное воспитание.

Материал предназначен для родителей и педагогов, интересующихся вопросами гендерного воспитания....

Консультация для родителей "С чего начинается полоролевое воспитание?"

Рекомендации  о том,  как и когда нужно начинать полоролевое воспитание...

"С чего начинается гендерное воспитание"

Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологически...

Консультация для воспитателей "С чего начинается литературное воспитание ребёнка?"

Основная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре, стремления к общению с ней, умения слушать и поним...