"Продуктивная деятельность дошкольников в уголке природы"
консультация по окружающему миру на тему

Емельянова Евгения Геннадьевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produkt_v_ugolke_prirody.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Продуктивная деятельность  дошкольников в уголке природы»

Подготовила Емельянова Е.Г.

(слайд 1)Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

При организации продуктивной деятельности создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.

Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

В процессе продуктивной деятельности, успешно реализуется интегрированный подход,  снимаются перенапряжения, страхи детей.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.

(слайд 2)Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

(слайд 3)Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

(слайд 4)В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

(слайд 5)Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.

(слайд 6)Существуют следующие виды конструирования:

• из строительного материала,

• наборов конструкторов,

• бумаги,

• природного, и других материалов.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.

(слайд 7) Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести:

• органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.) ;

• целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес (сбор природного материала, гербария);

• создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать)

(слайд 8) Всестороннее развитие творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность реализует следующие задачи:

• развитие творческого воображения ребёнка,

• формирование важных качеств; умения слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,

• развитие образного мышления; свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать,

• воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств ребенка,

• формирование умения предвидеть будущий результат;

• обогащение и развитие речи;

• формирование пространственных представлений,

• развитие мускулатуры руки, координации движений,

• стимулирование сотворчества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности,

• формирование таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

(слайд 9) Содержание продуктивной деятельности, проводимой с детьми, следующее:

• работа по образцам;

• работа по графическим схемам;

• работа по словесному описанию;

• работа по понятию;

• работа по замыслу.

(слайд 10) Продуктивная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

• изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

• создание произведений для собственной художественной галереи; выставки поделок;

• создание макетов; (слайд 11)

• изготовление украшений и сувениров по сезонам;

• создание и оформление коллекций;

• создание и оформление «книги» (книги по собственным рассказам детей, дневник природы); (слайд 12-13)

 (слайд 14) Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность. Занимаясь художественным творчеством нельзя не сделать акцент на развитие речи детей. В настоящий момент в речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений.

Занятия непосредственно-образовательной деятельностью с детьми могут проводиться по следующим направлениям:

• пересказ программных литературных произведений (о природе и её явлениях) и рисование отдельных эпизодов с целью составления иллюстраций этого произведения;

• индивидуальное придумывание слов на заданную тему, составление предложения из этих слов и рисование сюжетной работы,

• сочинение небольших стихов, загадок (о животных, овощах, фруктах и т.д.)

• составление описательных рассказов

• рисование в виде знаков (по типу дорожных) правил поведения в уголке природы, в лесу, на участке; (слайд 15)

• придумывание сказок о природе и их запись с зарисовками;

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.

(слайд 16)Детские поделки могут использоваться в оформлении детского сада, организованы выставки поделок из природного материала. 

Работа с детьми  дошкольного возраста продуктивной деятельностью в уголке природы может тесно переплетаться с лексическими темами и групповыми проектами, например: (давайте поиграем, педагог, дополнивший перечень, получает шишку в природный уголок своей группы)

Создание макетов : «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Вулканы», «Жилище древнего человека»……….

Конструирование из природного материала : Кораблики из грецкого ореха к сказке Сутеева «Кораблик» - тема ТРАНСПОРТ, ……………

Создание выставки работ детей из природного материала: «Овощные загадки», …...

Знакомство с техникой «плетения» из бумажных полосок:  Выставка работ детей «Звери в клеточку» - тема ЗООПАРК……………..

Техника «оригами» - «Веселый зоопарк», ………………………….

Знакомство детей с техникой «торцевание» Создание выставки детских работ «Мой пушистик» - тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ…………..

Модельное конструирование из бумаги (картона) и проволоки: Изготовление самодельных часов для занятий НОД, ……………

Созданные вами коллекции могут иметь необычный вид:

Из семян в виде дерева;

Из ракушек - ………………(аквариум);

Из шишек - …………………(треугольник, напоминающий ель)

Из камней - …………………(гора самоцветов)

Из листьев - …………………(подвесной модуль, листья можно ламинировать)

Результатом проделанной работы является:

• создание системы занятий продуктивной деятельностью дошкольников;

• формирование у детей творческих способностей;

• улучшение психологического самочувствия каждого ребенка в группе;

• успешная подготовка детей к обучению в школе.

Литература:

• Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование, М., 1999г.,

• Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., 2005г.,

• Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М., 2005 г.,

• http://spb-tei.ru/2005/08/18/produktivnye-vidy-dejatelnosti. html,

• http://disslib.ru/catalog/117/28214,

• http://dohcolonoc.ru/cons/1617-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-teoreticheskie-osnovy-razvitiya-rechi-starshikh-doshkolnikov.html,

•http://stranamasterov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивной деятельности дошкольников

из материала моей презентации вы можете узнать что такое продуктивная деятельность дошкольников, как можно её развить и посмотреть какие работы выполняют мои детки....

Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

"Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников"

Консультация для воспитателей о том, как организовать свободную продуктивную деятельность для воспитанников в группе....

Деятельность дошкольников в уголке природы.

Наблюдение и труд дошкольников в уголке природы имеет большое воспитательное значение. В процессе наблюдений дети преобретают конкретные знания о природе, устанавливают некоторые связи между развитием...

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание. Посильный труд дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде"

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отн...

Конспект трудовой деятельности "Труд в уголке природы" в старшей группе

Тема"Труд в уголке природы"Возраст детей:  5-6 летВид труда и тема: труд в уголке природы« Спешим на помощь, Феи Цветов»Интеграция образовательных областей:Цели НОД :развива...

Социально-коммуникативное развитие. Конспект: "Организация трудовой деятельности: труд в уголке природы".

Социально-коммуникативное развитие. Конспект: "Организация трудовой деятельности: труд в уголке природы"....