Непосредственно образовательная деятельность "Люби и знай родной свой город"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Куликова Татьяна Александровна

Развернутый план-конспект НОД   «Люби и знай родной свой город»

Подборка игр, пословиц и поговорок, стихов, сказок о Родине, о городе Красноуфимске

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подборка игр, пословиц и поговорок, стихов, сказок о Родине, о городе Красноуфимске.

Составитель: воспитатель первой категории

Куликова Т.А.

Развивающие игры

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ

(развивающая игра)

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игрыИграют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

ГЕРБ ГОРОДА

(игра)

Цельзакрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалышаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игрыДетям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

  1. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
    на память.
  2. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
  3. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
    игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

(настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игрыИграть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

ПримечаниеЕсли ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА

 (игра-лото)

Цепьзакрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игрыИграть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

(игра)

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?
  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
    Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.

ПримечаниеПо ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Путешествие по городу

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

Загадки о городе

Цель: знакомить с родным городом

Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

Сложи герб из фрагментов

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

Города Свердловской  области

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

Материал: карта Свердловской области с отмеченными городами, таблички с названиями городов

Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями.

                                                    

Флаг России

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

Где находится памятник?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

Знаешь ли ты?

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

                                         

Продолжи пословицу.

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

                                                         Домино

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

Лото «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

Птицы нашего города

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

                                               Нарисуй узор

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Дети рисуют простой узор по образу.

                                                        Одень куклу

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду.

Сортируй узоры

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

                                             Собери узор.

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

«Где находится памятник?»

  Цель: Продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

 Материал: Карта-схема Красноуфимска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

   Ход. Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку.

«Узнай по описанию».

   Цель. Закрепить представления о достопримечательностях Красноуфимска, активизировать мышление и воображение.

   Ход.Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

«Знатоки Красноуфимска».

   Цель. Закреплять знания о памятниках Красноуфимска, развивать память, воображение.

Ход.Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нём. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

«Кто подберёт больше слов».

   Цель. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Красноуфимска.

   Ход.Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения-прилагательные.

Игровое упражнение «Продолжи».

   Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях Красноуфимска.

   Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наша река называется…

На набережной много…

«Так бывает».

   Цель. Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

   Ход. Педагог называет словосочетание, ребёнок раскрывает его значение. Например. Холодный Красноуфимск (город зимой), сиреневый Красноуфимск (город весной, когда цветёт сирень), весёлый Красноуфимск (город в праздники – День города, Масленица), молодой Красноуфимск (новостройки, молодые жители), мокрый Красноуфимск (город во время дождя, город ранней весной) и т. д.

Красноуфимские загадки

   Цель. В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Красноуфимска,  развивать воображение, фантазию, память.

   Содержание. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

   Например. Это здание стоит на… улице. Оно большое, красивое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад). Это парк в центре города, в нем много качелей, каруселей. (Городской парк культуры и отдыха). и т. д.

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Мой дом»

   Частью чего является дом? Из каких частей он состоит? Красивый ухоженный - это какой дом? Некрасивый, неухоженный – это какой дом?  Придумайте и объясните: необычные двери в доме – это…; необычный лифт – это…; необычное окно – это.. и т. д. Придумайте дом будущего (рисование, аппликация « Чудо-дом»). Сочинение историй на темы «Как я буду жить в волшебном доме»

   «Дом, в котором всё круглое (квадратное, мягкое…и т. д.)».

Тема «Улицы города»

   Придумать свои названия будущим улицам Красноуфимска. Объяснить, почему улицы названы так: Ленина, Советская, Мизерова и др. Продолжить предложение «Красивая улица – это…».

«Иностранец»

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве.

Ход игры. Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости приедет иностранец, который ничего не знает о нашей…(стране, столице, городе). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашённое лицо, незнакомое детям (например воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).

«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:

О России: название страны, столицы, климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые люди.

О городе: как называется город, чем он знамение?

Пословицы и поговорки о Родине 
Без корня и полынь не растет.
Без любви к человеку нет любви к родине.
В каком народе живешь, того обычая и держись.
В родном краю сокол, в чужом — ворона.
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Велика русская земля и везде солнышко.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Где не жить — родине служить.
Где сосна взросла, там она и красна.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Для отчизны не жаль жизни.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Если народ един — он непобедим.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
За морем светло, а у нас светлее.
За Москву-мать не страшно и умирать.
За отечество жизнь отдают.
За родину, за честь  - хоть голову снесть.
Зачем далеко  - и здесь хорошо.
Земля русская вся под Богом.
Золоту старости нет, родине — цены нет.
И кулик свою сторону знает.
И хлеб по своей стороне скучает.
Иди в родной край — там и под елкою рай.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил.
Каждому свой край сладок.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Кто за родину дерется, тому сила двойная дается.
Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.
Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.
Кто Отечество предает, тот нечистой силе свою душу продает.
Кто родиной торгует, того кара не минует.
Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Любовь к родине сильнее смерти.

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словохотливая.
Много стран прошел, а добро лишь на родине нашел.
Москва всем городам мать.
Москва, что гранит, — никто Москву не победит.
На родной стороне даже дым сладок.
На родной стороне и камешек знаком.
На чужбине и собака тоскует.
На чужбине, словно в домовине, и одиноко, и немо.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужой стороне и орел — ворона.
На чужой стороне и сладкое — горчица, на родине и хрен — леденец.
На чужой стороне поклонишься и бороне.
На чужой стороне родина милей вдвойне.
На чужой стороне три года чертом прослывешь.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Научит горюна чужая сторона.
Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороной.
Не ищи обетованные края — они там, где родина твоя.
Не любишь свою страну любишь не Бога, а сатану.
Не отрекайся от земли русской — не отречется и она от тебя.
Не расти траве на Неве-реке, не владеть чужим землей русской.
Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой идет.
Нет в мире краше родины нашей.
Нет в мире лучше родного края.
Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
Предать Родину — опозорить мать и отца.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина любимая — мать родимая.
Родина начинается с семьи.
Родину головой оберегают.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторона мать, а чужая — мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
С родной-то стороны и ворона павы красней.
Своя земля и в горести мила.
Своя сторона не бывает холодна.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Со своей стороны и собачка мила.
Та земля мила, где мать родила.
Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.
Тот герой, кто за родину горой.
Умирая, с родной земли не сходи.
Хорошо живет на чужбине Дема, да не как дома.
Хорошо там, где нас нет.
Худая та птица, которая гнездо свое марает.
Царство разделится, скоро разорится.
Человек без родины не живет.
Человек без родины — соловей без песни.
Человек без родины, что семья без земли.
Чужая земля радости не прибавит.
Чужая сторона — дремуч бор.
Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.
Чужбина — калина, родина — малина.
Чужбина слезам не верит.

Стихи о Родине, о городе

Мой город

(Владислав Кернис Амелин)

Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной, голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…

С ним связана судьба и жизнь моя…
Пусть скажут, что есть город, лучше где-то..
Но мой родней, он лучший для меня…
Со всей любовью утверждаю – это.

Мой город – это где-то часть меня…
Мои падения, взлёты и ошибки…
Впервые пережила, что душа…
Полёта очертания закрылки…

Мой город – это сердца отчий дом…
И чтобы про него не говорили…
Средь миллиона лучшим будет он…
Где б на Земле огромной мы не жили

Лучше нет родного края 

(П. Воронько)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

Родная земля 

(Г. Ладонщиков)
Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

Родина 
(Т. Бокова)
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Здравствуй, Родина моя! 
(В. Орлов)

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: 
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

С чего начинается Родина?

(М.Матусовский)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что в поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли?

А может, она начинается

Со стука вагонных колёс

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс?..

С чего начинается Родина?

Стихи о городе Красноуфимске


МОЙ КРАСНОУФИМСК
(А. Щукин.) 
Не такой уж знаменитый,
Не Москва, не Омск, не Минск.
Но для нас ты очень дорог
Город наш Красноуфимск!
На реке Уфе построен—
От вокзала к Барабе.
Пугачев еще когда—то
Посылал войска к тебе.
Небольшой наш городочек
Можно за день обойти.
Но для тех, кто здесь родился,
Лучше места не найти.
Пусть не можешь ты сравниться
Ни
 с Калугой ни с Уфой.
Сердце нашему родному

Ты все также дорогой.

 МОЙ КРАСНОУФИМСК

(В. Тулин.) 
Над рекою Уфой опускается вечер.
Зажигаются звезды над Дивьей горой.
Разве нам позабыть задушевные встречи
В нашем городе светлом вечерней порой?
Время быстрой Уфой убегает куда—то.
Только нивы шумят каждый год на полях.
Только память живет о погибших солдатах.
Отстоявших Россию в жестоких боях.
Мы уральцы, умеем сражаться и строить.
И любая работа привычна рукам.
Ни к чему нам страдать, нынче время такое.
Как наш город родной не стареет в веках.
Чудесный город ты вечно молод.
Красноуфимск наш - поклон тебе.
Лихие годы, войну и голод-
Все превозмог ты в своей судьбе.

ЛЮБИМОМУ ГОРОДУ

(А. Тулин) 
Красноуфимск наш невелик
У подножья гор стоит.
И своим очарованьем
Он всех жителей пленит!
Его окружают Уральские горы.
Лесов таинственный рай.
Дорога железная дорога
Уходит в неведомый край.
Есть в городе рощи березок—

Краше таких не найти!
Там, где—то кукует кукушка,
Да славно поют соловьи.
Здесь своим очарованьем
Всех пленит сосновый бор.
Стоят зеленые сосенки-

Одна к одной как на подбор!
Еще есть парк красивый,
Парк любимый городской,
Где танцуют пары вальсы
Под оркестр духовой.

 

КРАСНОУФИМСК - ЛЮБИМЫЙ ГОРОД.

(А. Тулин)
Красноуфимск. Красноуфимск
К тебе я отношусь с любовью
Ведь ты моя путевка в жизнь
Навеки связан я с тобою.
Во многих городах бывал,
Есть города на много больше.
Но ты судьбою мне был дан
С судьбою спорить не возможно.
По тихим улицам пройдусь.
Кругом знакомые все лица.
Красноуфимск, Красноуфимск,
Ну как тобою не гордиться!
Течет красавица Уфа.
Изгибом город обнимая.
Красноуфимск моя судьба,
Иную больше не желаю!

Мой город.

(Э. Пилипюк)

Вдали чуть слышно песня льется,

Грустит о чем—то, о своем.

А в ней о Родине поется

О крае милом и родном.

Я этой песней очарован,

Стою, внимая тишине.

Уют родительского дома

Вновь эта песня дарит мне.

Красив наш город,  нету краше!

Не я один в него влюблен.

Полянка беленьких ромашек

Красноуфимску шлет поклон.

Стоит под небом лучезарным

Родной мой город третий век.

И умножает его славу

Простой российский человек!

Н. Абрамов (2 класс)

Город мой красив церквями,

Площадями домами.

Есть у нас сады и парки,

Реки, горы и леса.

Процветай мой город славный,

На далёкие года!

Никита Швалёв (2 класс)

Наш город стоит

На реке Уфе,

И крепость молчит

О тайне своей,

Как Красноуфимск

Героев растил

И силу свою

С умом применил –

Всегда и везде

Победителем был!

Наташа Сосунова (2 класс)

Горд мой Красноуфимск –

Здесь мы все живём!

Небо выгнулось над ним

Голубым шатром,

Речка бурная весной

Между гор течёт,

И в таинственных лесах

Соловей поёт.

На полях и на лугах

Свежий воздух чист.

Будем мы любить всегда

Наш Красноуфимск!

Ты — мой дом

Т. Русинова (литературное объединение «Жаворонок»)
Серебрится, серебрится
В ясный день Уфа-река.
Песня складная ложится
О тебе — к строке строка.


Город мой - живая чаша,
Между гор сокровищ клад,
Ты отец и матерь наша,
Каждый, как сестра и брат.


Город мой родной, как прежде,
Ты — укрытие мое,
Ты мне пища и одежда
И последняя надежда,
Ты - мой дом, мое жилье.


Здесь у нас в Красноуфимске
Память горьких лет жива:
Смотрят в небо обелиски,
Славы той звучат слова.


Город мой от слова «красный»,
Был когда-то боевой,
Не великий, но прекрасный,
Распластался над Уфой.


А кругом леса бушуют
Гор Уральского хребта,
Мирно голуби воркуют,
Соловьи весной ликуют
У заветного моста.


У тебя, мой славный город,
И свои герои есть,
Историческая гордость,
И заслуженная честь.


Город мой, ты дал начало
И умельцам, и творцам.
Здесь талантливых немало.
Слава их живым сердцам.


Город мой, ты всем нам дорог.
Как цветущий вечно сад,
Каждый парк, лесок, пригорок,
Ивняки вокруг озёрок
И черемух аромат.

Стихи о городе Красноуфимск

Не такой уж знаменитый,

Не Москва, не Омск, не Минск,

Но для нас ты так же дорог,

Дорогой Красноуфимск.

На белом свете городов немало

Но лучше тот, где мы с тобой живем.

Уральский город, Красноуфимск любимый

Сегодня о тебе мы разговор ведем.

Среди красот полей и гор

Дома Красноуфимские мелькают.

Собора праздничный убор

Согрел, украсил эту землю.

Стоит под небом лучезарным

Красноуфимск уж много лет.

И бережно хранит историю

О появлении на свет.

В любом краю, в любой далекой дали,

Мне снилась быстроводная Уфа.

Меня к себе казачьи сопки звали,

И я спешил домой издалека.

Любимый город, ты молод!

Красноуфимск поклон тебе.

Лихие годы, войну, голод

Все превозмог своей судьбе.

Красноуфимск наш небольшой,

Его мы любим всей душой.

Пусть невелик размером он,

Пусть в атлас он не занесен,

Но в нашей памяти навек

Красноуфимск оставит след.

Сказки городка Жур-Жур

Георгий Балл

Есть на свете маленький-маленький городок  ЖурЖур. В нем я живу и мои друзья. Улицы нашего городка неширокие. Летом прямо на улицах растет трава, среди травы прыгают кузнечики, торопятся по своим делам жуки, перелетают с цветка на цветок бабочки — они тоже жители нашего городка. Для всех у нас хватает места. Вот в каких домиках они живут.

Через наш городок протекает узенькая речка Усуська. Она никогда не замолкает — ни днем, ни ночью, а шумит-переливается по камушкам, и кажется, будто весь наш городок журчит. Наверное, потому и назвали его Жур-Жур.

Наша речка никогда не замерзает, даже холодной зимой, а всегда по ней плывут разноцветные бумажные кораблики. Посмотрите, как красиво они плывут. Счастливого вам плавания, кораблики!

Я живу недалеко от речки Усуськи, в маленьком домике под зеленой остроконечной крышей. Вот в каком.

Моя улица называется Жук — Кривая горка. А почему она так называется?

О, это настоящая сказка! Слушайте.

КРИВАЯ ГОРКА

О городке Жур-Жур жил-был Усатый Жук. Сам он спал на кровати, а свои огромные усы клал на окошко. Это были прекрасные усы. У меня тоже есть усы. Но, конечно же, не такие большие и не такие прекрасные, как у Жука.

Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон!

Это в домике Жука на стене зазвонили часы. Удивительно! Они тоже были усатые. Вечером, чтобы Жук быстрее засыпал, часы пели ему песенку-баюкалку:

Динь-дон! Динь-дон!

Пусть к тебе со всех сторон

Динь-дон! Динь-дон!

Пришуршит усатый сон.

Шу-шу-шу!

Жу-жу-жу!

Рано утром разбужу.

И рано утром — динь-дон! — усатые часы будили Жука. Он поднимался и выходил из дома.

Все в городке знали, куда идет Усатый Жук. Он шёл к речке. А на речке был мостик. Усатый Жук забирался на мостик и спускал усы в воду, купал их. Может, потому нашу речку и прозвали Усуськой.

Один час шагал Жук к речке Усуське. Один час купал усы. Один час возвращался домой.

И на обратном пути всегда поджидал его маленький Муравьишка с крохотными усиками. Этот Муравьишка специально прибегал на дорогу, чтобы поздороваться с Жуком и посмотреть на его прекрасные, великолепно вымытые усы.

— Доброе утро! — говорил Жуку Муравьишка.

— Доброе, — бурчал Жук, не останавливаясь.

— Смотрите не опоздайте к завтраку! — кричал Муравьишка.

— Я никогда не опаздываю, — гордо отвечал Жук и даже головы не поворачивал, неторопливо и размеренно шагал дальше.

— Подумаешь, какой важный! — ворчал Муравьишка и, топорща усики, бежал завтракать.

А между тем Жук подходил к своему дому, не спеша открывал дверь, и со стены раздавалось: динь-дон! Усатые часы били восемь раз.

Жук садился за стол и начинал завтракать ровно в восемь часов утра. Всегда в одно и то же время.

И это хорошо знали все в нашем городке.

— Подумаешь, какой важный! — говорил про Жука Муравьишка своим приятелям. — Он никогда не опаздывает! А давайте придумаем что-нибудь такое, чтобы Жук опоздал. Однажды, пока Жук купал свои усы в Усуське, Муравьишка и его приятели-муравьи принялись строить горку. Один тащил травинку, другой — соринку, третий — пушинку. И все складывали в кучку прямо на дорогу, по которой должен был пройти Жук.

Тем временем Жук вытащил из речки свои усы, стряхнул с них воду и пошел домой. Вдруг видит: посреди дороги большая горка. Жук удивился, покачал усами.

И тут он заметил внизу, у горки, чьи-то черные усики.

— Доброе утро! — пропищал Муравьишка.

— Доброе, — буркнул Жук и полез на горку.

— Смотрите не опоздайте к завтраку! — крикнул Муравьишка.

— Я никогда не опаздываю, — ответил Жук, а про себя подумал: «Я могу и по горке ходить так же быстро, как по дороге».

И он полез вверх, вверх, а потом вниз, вниз… Но когда Жук подошел к своему дому, открыл дверь, со стены раздалось: «Динь!» — всего один удар.

Часы на стене еще раньше отзвонили восемь. Жук опоздал. Усатые часы показывали восемь и еще половинку. Жук снял их со стены и внимательно осмотрел. Но они были в полном порядке.

На следующее утро, как всегда, Жук отправился к речке. Погода была хорошей, дорога — прямой. За ночь муравьишки растащили горку, и Жук без приключений дошел до речки. Залез на мостик и стал купать усы.

А тем временем Муравьишка и его приятели опять натащили целую горку. Теперь уж Муравьишка не прятался. Он поджидал Жука и улыбался.

Жук увидел горку, покачал усами и стал обходить ее.

— Смотрите не опоздайте к завтраку! — засмеялся Муравьишка.

Жук ничего не ответил. А когда подошел к своему дому, осторожно открыл дверь, со стены раздалось:

«Динь!» — всего один удар.

Часы показывали восемь и еще половинку. Значит, Жук опять опоздал.

На следующий день Жук обходил горку с другой стороны. И он снова опоздал. Жук пробовал и перелезать через горку, и обходить. И всегда опаздывал. Бедный Жук! Над ним смеялись теперь все муравьи.

Так было целую неделю. А в воскресенье в нашем городке поднялась тревога: пропал Жук. Утром он отправился к речке, но домой не вернулся.

Стали спрашивать, кто последний видел Жука.

И вот со слезами пришел ко мне маленький Муравьишка. От него я узнал, что произошло утром в воскресенье.

Муравьишки, чтобы посмеяться над Жуком, опять построили горку на дороге. И когда Жук подошел к горке, Муравьишка крикнул:

— Смотрите не опоздайте к завтраку!

— Чтобы не опоздать к завтраку, — тихо сказал Жук, — нельзя ходить по Кривой горке. Я пойду поищу прямую, самую короткую дорогу.

Жук покачал усами и повернул назад к мостику.

— Эй, Жук — Кривая горка! — закричал Муравьишка и выбежал на середину дороги.

И его приятели выскочили из-за кустов, заулюлюкали и захохотали:

— Кривая горка! Ого-го-го! Жук — Кривая горка! Жук — Кривая горка!

Жук не отвечал. Он шел через мостик и дальше, дальше по дороге.

Вот что рассказал мне Муравьишка.

— Глупый Муравьишка, — сказал я. — Зачем вы дразнили Жука? Конечно, теперь ему не найти самой прямой, самой короткой дороги домой.

— Нет, не найти… — всхлипнул Муравьишка, и с его черных усишек упала слезинка. — А он такой гордый, ни за что не вернется. Ни за что не вернется…

— Но может случиться так, — сказал я, — что наш Жук найдет самую длинную дорогу. Ведь Земля наша похожа на шар. И Жук может обойти вокруг Земли и снова прийти в наш городок Жур-Жур.

— Да уж ладно… — захныкал Муравьишка. — Пускай бы скорее возвращался!

Много лет прошло с тех пор. Никто не видел Жука в нашем городке. А в его домике усатые часы вечерами по-прежнему поют со стены песенку-баюкалку:

Динь-дон! Динь-дон!

Пусть к тебе со всех сторон

Динь-дон! Динь-дон!

Пришуршит усатый сон.

Шу-шу-шу!

Жу-жу-жу!

Рано утром разбужу.

А только будить им некого…

Усатый Жук все ползет да ползет. Может быть, вы, ребята, его встречали? Если встретите, не обижайте его, не смейтесь над ним, не закрывайте ему дорогу. Пускай он скорее вернется к нам в городок Жур-Жур.

ПРИЕЗЖАЙ И ТЫ К НАМ В ГОРОДОК ЖУР-ЖУР

Если повернуть с улицы Белых мышат в маленький переулок и пройти к речке… Впрочем, лучше не будем туда поворачивать. Ведь это переулок, где все чихают. Туда повернешь, и сразу — апчхи! апчхи! апчхи! апчхи! апчхи! апчхи! — начнешь чихать. Это переулок Табачников. И на всех домах в этом удивительном переулке висят таблички с такими словами: «Будь здоров! Будь здоров! Будь здоров!»

Мы пойдем другой дорогой, мы лучше пройдем чуть дальше, мимо булочной, мимо аптеки, мимо оранжевого дома, где живет собака. На воротах оранжевого дома написано: «Заходите, пожалуйста! Во дворе живет добрая собака».

Что ж, давайте на минуту зайдем в оранжевый дом. Когда-то очень давно в этом доме жил злой человек в оранжевой шляпе. Он привел с собой коричневого щенка пуделя по прозвищу Тигр. Злой хозяин велел пуделю сторожить свой оранжевый дом. Но пудель, по прозвищу Тигр, не умел сторожить. Он умел улыбаться, вилять хвостом, умел говорить: «Доброе утро! Как вы себя чувствуете?» И еще знал много-много добрых слов.

А злому хозяину нужны были злые слова. И хозяин стал учить Тигра злым словам. Он кричал:

— Говори: «Р-р-р! Разорву!..»

А Тигр говорил:

— Доброе утро!

Хозяин кричал:

— Скажи: «Съем! Съем!»

— А Тигр спрашивал:

— Зачем? Зачем?

— Как зачем? — рычал хозяин. — Чтобы ра-р-рразорвать!..

— Не понимаю, — качал головой Тигр и вилял хвостом.

Однажды злой хозяин так зарычал, что, наверно, лопнул от натуги А может быть, от злости он превратился сам в настоящего тигра и убежал в лес? Так или иначе, но никто больше не видел его в нашем городке. И все о нем забыли А коричневый пудель остался жить в оранжевом доме, и все его стали называть Тигрушка-Добрушка.

Тигрушка-Добрушка так и не научился злым словам. Он не умеет рычать, скалить зубы, зато он умеет радоваться всем, кто заходит в дом или проходит мимо. Он помогает старушкам носить сумки из магазина. И всем желает:

Доброго утра!

Счастливого дня!

Спокойной ночи!

И вам, ребята, Тигрушка-Добрушка желает всего хорошего.

Потом мы с вами пойдем на улицу Веселого маляра. А эта улица выведет нас прямо на высокий берег Усуськи Там, на берегу, стоит маленькая зеленая скамеечка. Вечерами я люблю на ней сидеть, слушать, как журчит Усуська, и ждать заката. Тоща особенно красив наш городок Жур Жур. И часто мне там вспоминается песенка нашего городка:

Наш городок Жур-Жур

Как в шапке-невидимке.

В наш городок Жур-Жур

Нет хоженой тропинки.

Но если в свой черед

Ты в нем побыть захочешь,

Он сам к тебе придет,

Как сны приходят ночью…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

КТД «Фестиваль семейного творчества» в рамках парциальной образовательной программы «Люби и знай родной, свой край!»

Взаимосвязь педагогического коллектива с семьями воспитанников строится на основе индивидуально-дифференцированного подхода и реализуется через различные формы работы. Родители не только принимают уча...

Электронный образовательный маршрут "Люби и знай родной свой край"

электронный образовательный маршрут "Люби и знай родной свой край" для совместного досуга родителей со своими детьми  по ознакомлению с городом Сызрань...

Конспект образовательной деятельности "Люби и знай свой город"

Цель - расширение знаний детей о родном городе, его географическом положении, символике....

Конспект НОД «Люби и знай родной свой край. Город Самара.» в средней группе ОНР (c использованием мультимедийной презентации)

Технологическая карта по НОД по ОЗОМ для детей средней группы.НОД напрвлен на ознакомление детей с достопримечательностями города Самара....

Конспект непрерывной образовательной деятельности подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ТНР Тема: «Люби и знай родной свой край»

Детский сад, как первая ступень общей системы образования, осуществляющая свою деятельность согласно ФГОС, должен реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально раскрыть способн...