Картотека пальчиковых игр
картотека по окружающему миру на тему

Картотека пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx581.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковые игры

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Так что же  такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

 «Елочка»  

«Перед нами елочка:        сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        показывают кулачки

Иголочки,        указательные пальцы

Шарики,        пальцы сжимают в круг

Фонарики,        показывают «фонарики»

Зайчики,        показывают «ушки зайца»

И свечки,        прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».        ставят средний и указательный пальцы на колени

Описание: http://www.gorodnews.ru/gorod/img/thumb.php?id=1409.jpg&w=350

 «Кот на печи»

«Кот на печи         стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята         поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        щелкают зубками

  «Курочка»

«Курочка - рябушечка        не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

 «Мышки»

«Вот как наши ребятишки                            дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         трут ладошкой о ладошку

 «Пальчики»  

«Этот пальчик мой танцует.        дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

 «Пирог»  

«Падал снег на порог.        дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.        показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.        делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки        грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».        покачивают пальцем из стороны в сторону

 «Сорока – белобока»  

«Сорока – белобока        дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        показывают большой палец

Ты воды не носил,        грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        указательным пальцем показывают на угол

Описание: http://s008.radikal.ru/i305/1108/2c/96dc0ec7d16c.jpg 

«КОТЯТА» 



Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.


«У кошечки нашей есть десять котят, 
Покачиваем руками, не разъединяя их.


Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых»
.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 

«ЧАСЫ»



Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки


«Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком. 
Руки "скатываются" на пол.


Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
 
Три хлопка.


Мышь скатилась кувырком».

                                «ПЕРЧАТКА»



«Весёлая мышка перчатку нашла, 
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.


Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала. 
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)


Им корочку хлеба дала покусать, 
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.


Погладила (отшлёпала) всех 
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).


и отправила спать».
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). 

                             «ТАРАКАНЫ»



«За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)
Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими.


Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.
Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот".

За буфетом под пакетом девять тараканов.
Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.


За буфетом под пакетом девять тараканов». (2 раза)
Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.
И так далее.
 

                               «ПОРОСЯТА»


Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.


«Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 
Мизинцы.


Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные.


Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
"Фонарики".


Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал».
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

     

pig091

«ДВА КОЗЛИКА»



На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.


«Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
 
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.


Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
 
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.


И с моста в водичку - плюх!»
Роняем руки на колени. 

«ЗАЙЦЫ»



Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.


«Десять серых зайцев дремали под кустом, и двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём”
Двое закричали: “Давайте убежим!”,
Двое прошептали “Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,
Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев пустились наутёк».

«РАЗМИНКА»



Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом.

«Головами покиваем, носиками помотаем,
А зубами постучим и немножко помолчим
.
Прижимаем указательные пальцы к губам.


Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём и немножко отдохнём
.
Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.


Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём и сначала всё начнём.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.


Головами покиваем, ...
Плечиками мы покрутим, ...»

ПАУЧОК 

«Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке».

              Руки скрещены; пальцы каждой       руки "бегут" по предплечью, а затем по

        плечу другой руки.  
      Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
 

     Хлопок ладонями по столу/коленям.

   Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

        Действия аналогичны первоначальным  "Паучки" ползают на голове.

«ВЕСНА»



Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.


«Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
 
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.


Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
.
Движения повторяются.


Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

А из под старой травки уже глядит цветок 
Движения повторяются.


Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).


Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".


Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, динь-динь, пришла весна». 

                                                   ПЧЁЛКИ 

«Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!»

       Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)

     На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке"

        Дети заглядывают в "улей".

     Сжимаем кулачки.

       Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.


  Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).



                                                 ЧЕРВЯЧКИ 

«Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!»

     Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

   Складываем пальцы щепоткой,

   качаем ими вверх и вниз.

  Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди



                                                 ПЯТЬ УТЯТ 

 «Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад!.

   Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".        Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

       На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").


                                           ВЕТЕР 

«Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.


Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне».


    Руки стоят на столе, опираясь на локти.    Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).   Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
   Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
 

     Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
  Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

     Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
     Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.


                                           

                                                                «ГВОЗДИ»

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 

«Бом, бом, бом, бом, по гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются, только загибаются.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул».


                                      «ЖУЧОК»



«Этот маленький жучок  по земле* гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.

Листик сладенький найдёт и его кусает.
Щипаем ступни. 

Чтоб ещё листочек съесть, хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Этот маленький жучок по траве* гуляет...
Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок по кустам* гуляет... 
Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл,
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.

Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать».
Опускаем голову вниз, глаза закрываем. 

РЫБКИ

   «Пять маленьких рыбок
  Играли в реке,

   Лежало большое
  Бревно на песке,
  И рыбка сказала:
“ Нырять здесь легко!”

   Вторая сказала:
  “Ведь здесь глубоко”.
   А третья сказала:
 “Мне хочется спать!”
  Четвёртая стала
  Чуть-чуть замерзать.
   А пятая крикнула:
  “Здесь крокодил!
  Плывите скорей,
  Чтобы не проглотил!»

   Ладони сомкнуты, чуть округлены.     Выполняем волнообразные движения в воздухе.
    Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
   Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
    Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
  Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
    Быстро качаем ладонями (дрожь).
    Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
  Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

                                       «ЧЕРЕПАШКА»



Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

«Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение. 
Она не захочет меня укусить».
Отрицательный жест головой. 
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/97/828/97828088_large_052.jpg

                           

«СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ»

«Как- то серенький козёл в огород поесть зашёл.
Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,                     А над головой - листва.
Опускаем подбородок.                       Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,
Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши.
Встаём на носочки, тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,                  Впереди кусты цветут,
Поворачиваемя назад.                   Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок, справа - вкусный кабачок.
Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,
Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.
Крутимся.

И, пока он выбирал, пёс его в сарай прогнал».

Наклонив голову, убегаем от "пса". 

                                               «ГОРШОК»

«Под крышкой -
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.

Маленький горшок,
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.

Открыли крышку -
Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.

Мышка - скок!»
Резко поднимаем большой палец. 

                                           «ЗМЕЙКА»



Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

«Посмотрите-ка, друзья, у меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам может ползать тут и там.
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

Хоть и нет у змейки ножек, очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот, за лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Нет у этой змейки глаз.
И поймала в этот раз не лягушек, не стрекоз,

Волнообразные движения рукой.

А ребёночка за нос».
"Змея" хватает за нос партнёра по игре. 

                       «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»



«Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться».
Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

                                                «ДОМ»



«Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл».
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 


                              «РАДУГА»



«Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,
Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной».
Дотронуться до головы.

«В КОМНАТЕ»



«Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

Кашки наварила, с ложки кормит их».
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). 


                                       « МОЯ СЕМЬЯ»

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

«Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет».
 

                                                 «КРОЛИК»



«Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку".

Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов».
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. 

6417_html_m7ae62353


                                              «МОИ ВЕЩИ»


«Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит - останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки в ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты. 

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлычет он так для меня одного».

Поочерёдно гладим одну руку другой. 

                                      «БАРАШКИ»

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. 

«Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв».
 

                                      «КАПИТАН»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

«Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой».


                                 « КОШКА И МЫШКА»

«Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает».

                                           « ДОМИК»

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
«Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят».
 

                                      1376876674_2-3

       


                                 
«ГРОЗА»

«Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...