Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

 Хабирова Гульнара Шамильевна

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают  возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

  Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx76.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72

ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард

ПРОЕКТ

«Огород на окне»

       

http://obronhah.ru/wp-content/uploads/2014/09/%D0%BB%D1%83%D0%BA-300x280.jpg

                                                                               Разработчики:

                                                                                         Воспитатели МДОУ

   «Детский сад «Улыбка» г. Надыма

                                                                                 Хабирова Г.Ш.

                                                                                   Третьякова О.Н.

г. Надым, 2015 г.

Содержание.

Паспорт  проекта

3

Введение

5

Актуальность исследовательской деятельности

5

Проектная часть

10

Заключение

12

Литература

13

Приложение

Паспорт проекта.

1

Наименование

Педагогический проект «Огород на окне»

2

Основание для разработки проекта.

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

 5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»

    6. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017»

7.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

8. Основная образовательная   программа    МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».

3

Заказчик проекта.

Родители, педагоги  коллектив МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

4

Целевая группа.

Дети 2-3 летнего дошкольного возраста.

7

Цель проекта

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.

8

Задачи

проекта.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
  • закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
  • формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
  • выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
  • выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
  • способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.

9

Ожидаемый результат проекта.

Ожидаемые результаты

с воспитанниками:

  • Накопление знаний об окружающем мире;
  • основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
  • значение лука как продукта питания;
  • требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки

с родителями

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
  • Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;

Ожидаемый результат –педагоги:

  • Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников;
  • Поиск новых форм работы с детьми и родителями;

Ожидаемый продукт:

  • Выращенный репчатый лук на перо в комнатных условиях.

10

Срок реализации проекта

2 месяца ( февраль-март 2015 уч. г)

Введение.

Актуальность исследовательской деятельности:

        Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают  возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

        Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Гипотеза проекта: Выращенный репчатый лук на перо в комнатных условиях позволит: дать детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность.

Цель проекта:

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.

Задачи проекта:

  • воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
  • закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
  • формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
  • выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
  • выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
  • способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
  • Миссия проекта: помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии.

Реферативная часть

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.

Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Был такой старинный обычай. Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.

Род лук (Allium L.) имеет в своём активе свыше шестисот  видов,  распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.

Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, На Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.

Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее травянистее растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. В культуре лук-порей широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия).  Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н.э.

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Участники проекта:

 -воспитанники группы;

- администрация МДОУ;

- воспитатели первой младшей группы;

- родители воспитанников группы.

Срок реализации проекта

2 месяца (февраль-март 2015 г)

Тип проекта:

Проектно-исследовательский

Ожидаемые результаты

с воспитанниками:

  • Накопление знаний об окружающем мире;
  • основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
  • значение лука как продукта питания;
  • требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки

с родителями

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
  • Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;

Ожидаемый результат –педагоги:

  • Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников;
  • Поиск новых форм работы с детьми и родителями;

Ожидаемый продукт:

Выращенный репчатый лук на перо в комнатных условиях

.Контроль за реализацией проекта

Администрация ДОУ

Принципы реализации проекта:

  •  занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
  • новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 
  • систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Методы и средства реализации проекта:

  • Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
  • Работа с предметными и сюжетными картинками.
  • Дидактические игры.
  • Работа с родителями.
  • Работа с педагогами.

Подходы к воспитательному процессу

Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.

Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.

Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.

Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.

Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.

Условия  реализации  проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

2.Федерального закона «Об образовании в РФ» в части:

  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

    3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»;

5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»;

6.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;

7. Основная образовательная   программа    МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».

  Программно-методическое обеспечение: научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;

Информационное обеспечение: результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;

Материально-техническое обеспечение: рабочее место, группа, персональный Сайт;

Кадровое обеспечение: воспитатели 1 младшей группы,  воспитанники и родители 1 младшей группы

Проектная часть

Механизм  реализации проекта

Этапы

Основные задачи

Сроки

I этап

Организационный

Изучение потенциала семьи в вопросах сотрудничества семьи  и группы ДОУ  

Февраль

(1 неделя)

2015 г.

Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов  для внедрения проекта.

II этап

Основной

Проведение исследовательской работы по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками).

Февраль-март

(8 недель)

Анализ опыта работы в рамках реализации проекта.

март 2015г.

(2 недели)

III этап

Итоговый

  • Оформление выставки рисунков и работ детей;
  • Проведение конкурса «Угадай название овоща»;
  • Выполнили совместную деятельность с детьми (дизайнерский горшок для посадки лука)

План работы с родителями по реализации проекта:

Срок

Мероприятия

Февраль-март

  • Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». 
  • Предложить совместно с ребенком сделать горшок для посадки лука из бросового материала;
  • Консультация для родителей: «Витаминная азбука здоровья»
  • Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). 
  • Рецепты от родителей «делимся рецептами салатов»
  • Изготовление книжек самоделок.

План работы с воспитанниками 2-3 лет.

Срок

Тема

февраль

1-я неделя

Рассматривание лука перед посадкой

2-я неделя

Конспект НОД «Сажаем лук»;

Посадка лука в воду и в почву

3-я неделя

Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений».

4-я неделя

Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?»

март

1-я неделя

1. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях;

2. Пересадка лука из воды в почву.

2-я неделя

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). 

3-я неделя

Художественная деятельность

«Наш лук»

4-я неделя

Аппликация из нетрадиционного материала:

«лук»

еженедельно

1.Ведение дневника наблюдения

2. Наблюдение роста лука в воде и в почве.

Заключение

  • У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в баночке с почвой, так и в баночке с водой.
  • Дети научились сажать и ухаживать за луком, подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
  • Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение и радость переживания успеха.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта  заключается в  разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей.

Способы трансляции опыта. Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет. 

Возможность распространения  опыта реализации проекта. Обобщенный  позитивный опыт реализации педагогического проекта  может быть распространён на территории Надымского района,  Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.

Литература

  1. Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я». 
  2. Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи». 
  3. Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия». 
  4. Смирнов А. «Зачем луку луковица». 
  5. Журнал «Дом солнца»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....