Конспект занятия в младшей группе по теме "Экспериментирование с водой"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Каюдина Александра Викторовна

Вашему вниманию предоставляется конспект занятия в младшей группе по теме "Экспериментирование с водой", в котором содержится пять простых и интересных опытов для малышей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в младшей группе. Тема: «Экспериментирование с водой».

Цели:

  • продолжать знакомить с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас; развивать диалогическую речь;
  • формировать элементарные представления об основных свойствах воды; развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию;

Задачи:

  • выявить свойства воды (вода прозрачная, может менять свой цвет, может менять вкус).
  • развивать у детей интерес к экспериментированию с жидкостями, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • уточнить знания детей о необходимости воды для человека;
  • закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) ;
  • формировать умение соотносить слова и движения;
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • вызвать у детей положительные эмоции.

Оборудование: кукла Капелька в голубом платье, глобус, карточки для дидактической игры, зеленый и желтый стаканы, соль, сахар, мука, мелкая игрушка, прозрачные стаканы 6 шт., краска синяя, красная, желтая, зеленая, таз с водой, щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические предметы, бумажные лодочки, таз с холодной и горячей водой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга и поделимся хорошим настроением!

Дети встают в круг

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Если каждый улыбнется – утро доброе начнется! (дети здороваются и улыбаются друг другу).

Молодцы, ребята, а посмотрите-ка, кто пришел сегодня к нам в гости? Это маленькая Капелька! Давайте с ней поздороваемся! (Дети здороваются)

            Скажите, какого цвета платье нашей гостьи? А почему? (ответы детей)

Наша Капелька пришла к нам сегодня не случайно, она приготовила для вас много интересного и познавательного, но для начала отгадайте загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это?

(Вода)

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об удивительной волшебнице-воде, узнаем много свойств воды, для чего она нужна.

Посмотрите, у меня у руках глобус. Это наша планета. Четвертая ее часть (зеленая) - суша, а вот эта большая часть (голубым цветом) - вода. Ребята, скажите, так много или мало воды на планете? (Много). А для чего она нужна?

Сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Кому нужна вода?» (птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.). А Капелька будет вам помогать!

Да, без воды все живое на земле погибнет.

Хорошо, а еще для чего нужна вода (умываемся, готовим еду, пьем, поливаем растения).

Физкультминутка под музыку - журчание воды.

Дождик капнул на ладошку

(правой рукой касаемся левой)

На цветы –

(круговое движение правой рукой)

И на дорожку –

(обе руки перед собой)

Льется, льется - ой, ой-ой!

(покачивание головы)

Побежали мы домой

(бег на месте).

  1. Ребята, а сейчас Капелька  приглашает вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Опыт № 1. «Имеет ли вода вкус?»

Добавить детям в жёлтый стакан соль, а в зелёный сахар. Предложить детям размешать соль и сахар в стаканах.

Воспитатель: попробуйте воду в жёлтом стакане. Какая она на вкус? (в жёлтом стакане вода солёная).

Попробуйте воду в зелёном стакане. Какая на вкус? (вода в зелёном стакане сладкая). Вывод: Вода может менять свой вкус.

Опыт № 2: «Прозрачная вода может стать мутной»

  • Раз, два, три, четыре, пять – будем в прятки мы играть.

Сейчас моя подружка Капелька спрячет от вас игрушку, попробуйте ее найти.

  • Раз-два, раз-два – начинается игра.
  • Раз, два, три, четыре, пять – пора глазки закрывать.

Капелька опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

  • Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать и игрушку называть.

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).

Капелька: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане?

 Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молочной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду.)


Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

Опыт № 3: «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».


Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, зеленая.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.


Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)

Опыт № 4: «Плавает-тонет».

Взрослый предлагает малышам  встать около емкости с водой.

Он показывает набор подобранных предметов.

 Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.

 В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут.

Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.

 В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.

Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.

Опыт № 5. «Горячо-холодно».

Ребята, у меня есть 2 емкости, в одной холодная вода в другой горячая. Ребята, как вы думаете, где горячая, а где холодная вода? Как мы это узнаем, не трогая воду руками?

Дети: По пару.

Воспитатель: верно. Над горячей водой идет пар, а над холодной – нет. А можно ли трогать руками горячую воду? Нельзя, потому что можно получить ожог. Можете потрогать холодную воду. (Трогают руками)

Воспитатель: Можно умываться холодной водой? А горячей? Нет, ребята, надо умываться теплой водой. Вот мы сейчас смешаем холодную воду с горячей. Какой стала вода?

Ребята, давайте положим в емкость с горячей и холодной водой по ложке сахара, в какой емкости сахар растворится быстрее? Почему?

Вывод: в горячей воде сахар и другие вещества растворяются быстрее.

Хорошо, молодцы!

Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. О чем вы узнали на сегодняшнем занятии?

Вода добрый друг и помощник человека, давайте послушаем стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Капелька: Спасибо вам большое,ребята! Мне было с вами очень интересно! На память обо мне я вам дарю капельки воды. И теперь я знаю, что  без воды жить нельзя, как она для нас важна!  Но, к сожалению, мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе по познавательному развитию "Волшебница вода"

Данный материал может быть использован педагогами дошкольного образования....

Конспект занятия в младшей группе. Игры с водой и песком "Весеннее развлечение с Варенькой"

Цели:развивать познавательную деятельность;ознакомление и закрепление свойств сухого песка (сыпется), влажного (держит форму);со свойствами воды и других материалов (кораблик бумажный, плавает).Задачи...

Конспект занятия в младшей группе «Ах, водичка хороша»

Конспект занятия в младшей группе «Ах, водичка хороша»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15818416","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"340","width":"480"...

Конспект занятия в младшей группе по экспериментированию с водой

Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды....

Конспект занятия в младшей группе: «Узнаем, какая вода»

Конспект занятия в младшей группе: «Узнаем, какая вода»Цель:обогащать опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями;познакомить детей с водой и ее свойствами: теплая, холодная, прозра...