Познавательно – исследовательский ПРОЕКТ в подготовительной группе по теме " Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Волкова Мелина Юрьевна

Проект "Космос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 поселка  городского типа

Черноморского муниципального образования Северский район

познавательно – исследовательский    

ПРОЕКТ

в группе компенсирующей направленности подготовительной

                                             

                                       

                                             Подготовили воспитатели: Волкова М.Ю.

                                                                                                Нестеренко Н.В.

                                                                                             

2016 г.

Паспорт проекта

продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

возраст участников проекта: 6-7 лет

 

участники проекта: дети, воспитатели,  логопед, физ. инструктор , родители.

Актуальность проекта 

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в организованную взрослыми ситуацию т. е. превращаются в исследователей космоса. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта

Познакомить  детей с российским  праздником - День космонавтики, героями  космоса. Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной. Воспитание чувства патриотизма  любви к родной земле и желание бережно относиться к своей плане.

Задачи:

 1.Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

2.Расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого  полёта  Юрия Гагарина в космос, празднике.

3. Вызвать познавательный интерес к окружающему миру.

4.Активизировать фантазию и творческие способности

Ожидаемый результат        

сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;

нравственно-патриотических чувства к родной земле, в процессе реализации проекта; заинтересованность темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, инициативное конструирование из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе; возможность участия в презентации проекта, где воспитанники смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, представить свои рисунки, поделки.

Этапы реализации проекта:

1 этап : подготовительный

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

 

2 этап: (основной)

1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно – ролевых игр, речевых  игр, дидактических и подвижных игр, бесед, НОД , групповой работы.

  1. этап: - итоговый (презентационный)

1. Организация выставки о космосе (совместная работа детей и родителей).
2. Коллективное панно «Космические просторы». 

 

1 этап

Выявление первоначальных знаний воспитанников о космосе.

Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.

2 этап – основной

Был составлен перспективный план реализации проекта в соответствии с образовательными областями распределения деятельности детей и взрослых. Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях (с детьми и их родителями) познавательной - детское моделирование; игровой; чтение художественной литературы; художественно-творческой;

Воспитанникам был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.

В ходе реализации проекта воспитанники получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси; узнали имя первого космонавта Земли; познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:

- при ознакомлении с окружающим миром воспитанники знакомились с новой темой посвященной космосу;

- все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжали данную тему;

- родителям предлагались рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению, для закрепления пройденного материала;

В тематическом планировании предусматриваются все формы и методы работы с воспитанниками: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, беседы, развлечения, и т.д. Все эти формы и методы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие воспитанников старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

План проекта

 

Виды деятельности

Содержание работы с детьми

Социально коммуникативное  развитие

Конструирование: «Космодрома»;

с/р игра: «Путешествие в космос»

Беседы: «Первый космонавт»,»Солнце, и космос»,

« Покорение космоса»

Наблюдение в телескоп на Луну

Познавательное развитие

д/ игра : «На земле и в космосе», выкладывание фигур из палочек «Ракета», «Созвездия»

Просмотр видеороликов: «Планеты во Вселенной», «Пять минут до старта», мультфильма  «Тайны третьей планеты»

НОД «Космос»,

НОД«Школа космонавтов»

Опыт «Как происходит смена дня и ночи»

 Экскурсия в библиотеку

Речевое развитие

п/г  «Планеты»

р/ игры : «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Составь предложения», «Закончи предложения» Дыхательная/г:

 «Покорители космоса»

отгадывание загадок на тему «Космос»

Чтение документального рассказа «Первый в космосе» В. Бороздина,

 Сказки и рассказы о космосе « Как солнце и луна,  друг -  другу в гости ходили» ,« Небесный олень»

чтение энциклопедической формы информации посвященной полетам  в космос, космической технике, космическим телам и.т.д.

Художественно эстетическое развитие

Рисование : «Космонавт»

Аппликация: « Полет в космос»

Лепка : « Инопланетяне»

Физическое развитие

Под/игра: «Космонавты», эстафета

«Космические  соревнования»

Работа с родителями

Консультации: «Как рассказать ребенку  о космосе», «Первый человек в космосе», папка передвижка «Земля – наш космический дом», «Астрономия и космос для детей», выставка рисунков поделок,

Список используемой литературы:

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно - методическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: ООО «Элизе Трейдинг», 2002.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Мониторинг

Результат опроса в конце проекта

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у нас возникло очень  много:

«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?»

«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»

«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»

«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?»

«Почему нельзя достать до неба?»

«Почему Солнце горячее?»

«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?»

«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? «Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?»

«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»

«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»

«Почему Луна не падает, а звезды падают?»

«Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос?»

Анализ вопросов, которые воспитанники задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов:

- познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики;

- подавляющее большинство вопросов возникает у воспитанников на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений;

- удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни;

- дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Как найти ответы на все интересующие вопросы (предположения воспитанников):

- попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;

- прочитать в энциклопедии;

- попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.

Вывод: данный проект поможет воспитанникам научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Результат опроса в конце проекта

Таким образом, в процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме я буду продолжать.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Беседа

 «Солнце и космос

Цель: дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца, как и другие 8 планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.

Солнце – звезда, который представляет собой огромный раскаленный шар. Его свет настолько ярок, что мы, Земляне, находясь от Солнца на очень большом расстоянии, не можем смотреть на него, не защитив глаза солнечными очками. На поверхности Солнца очень высокая температура, поэтому жизнь там невозможна. А на Земле жизнь невозможна без солнечного света. Помните, как плохо было зверям из сказки К.Чуковского «Краденое солнце?», и когда крокодил проглотил Солнце?

Вы уже знаете, что все планеты круглые, холодные и сами по себе не светятся. Это их общие черты. Но есть у них и много отличий. Например, Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, а Меркурий – самая маленькая. У Земли только один спутник – Луна, а у Юпитера их шестнадцать. Меркурий расположен ближе всех к Солнцу, а Плутон – больше всех.

Давайте рассмотрим Солнце и планеты солнечной системы.

В центре картины мы видим Солнце. На зеленой окружности, самой близкой к нам, изображен Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. На этой планете почти нет ни воздуха, ни воды, днем очень жарко, а ночью очень холодно. Поверхность Меркурия, так же как и поверхность Луны, покрыта кратерами.

На второй по счету, оранжевой окружности изображена Венера – планета бурь. На Венере бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко.

Третья по счету, голубая окружность – путь движения Земли. И на ней мы видим нашу голубую прекрасную планету.

Четвертая красная окружность – путь движения Марса. Марс называют красной планетой, потому что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют сильные ветры. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры.

Пятая, светло-желтая окружность – путь движения Юпитера. Юпитер – самая большая и самая грозная планета. На ней гремят сильные грозы. Юпитер и сам как будто состоит из вихрей, на его спутниках находятся множество действующих вулканов.

На шестой, темно-желтой окружности находится Сатурн. Это вторая по величине планета Солнечной системы. От других планет она отличается тем, что ее опоясывают кольца, не соприкасающиеся с ее поверхностью. Кольца состоят из множества спутников Сатурна. Кроме колец, состоящих из спутников, у Сатурна есть еще десять самостоятельных спутников. Два из них превосходят по размеру самую маленькую планету Солнечной системы – Меркурий.

На следующей окружности бирюзового цвета изображен Уран. Он отличается от других планет тем, что вращается как бы лежа на боку. У Урана пять спутников.

За ним по синей окружности вращается Нептун. У этой планеты два спутника, один из которых в два раза больше Луны.

И, наконец, на последней, коричневой окружности находится Плутон. Это планета, о которой люди почти ничего не знают из-за ее удаленности. Хотя точно известно, что Плутон гораздо меньше Земли.

В Солнечной системе обитаема только Земля. Искусственные спутники, которые люди запускали к другим планетам, помогли исследовать некоторые из них. И эти исследования доказали, что жизни нет больше ни на одной из планет.

Ответьте на вопросы

1.Солнце – планета или звезда? Что оно собой представляет?

 2.Сколько планет в солнечной системе?

3.Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы?

4.Какая планета самая большая в Солнечной системе?

5.Какая из планет Солнечной системы самая маленькая?

6.Какую планету называют красной?

7.Что вы знаете о планете бурь?

8.У какой из планет шестнадцать спутников?

9.У какой из планет есть кольца?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №8

               поселка городского типа Черноморского

                   муниципальное образование Северский район

Беседа

 "Покорение космоса"

В группе компенсирующей направленности подготовительной

                                                 Составили воспитатели: Нестеренко Н.В.

                                                                                         Волкова М.Ю.

Беседа

Тема: "Покорение космоса"

Материал: Иллюстрации на тему «Космос»

Ход беседы:

Воспитатель: Как вы можете объяснить, что такое космос? (Ответы) 

Воспитатель: Космосом мы называем пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля. На протяжении многих тысячелетий люди любовались звездами, сияющими в ночном небе. Постепенно они узнавали все больше и больше о мерцающих звездах, планетах. Многие мечтали о том, чтобы попасть на другие планеты и исследовать их, но у них не было такой возможности. В наши дни люди могут совершить космические полеты. Для этого людям пришлось изобрести свой транспорт.

(рассматривание иллюстраций)

На каком транспорте можно отправиться в космос? (Ответы )

Воспитатель: На космических ракетах могут совершить полет только специально подготовленные люди. Их называют космонавтами. У космонавтов для полетов имеется специальная одежда – скафандр. В космосе происходят необычные явления. По земле мы ходим, а предметы имеют свои места. А в космосе все не так. Там предметы летают как воздушный шар, потому что они не имеют веса. Это явление называется невесомостью.   

(рассматривание иллюстраций)

Физкультминутка

Для полета в космос мы должны быть сильными и выносливыми и пройти тест на проф. пригодность.

Мы ногами топ, топ;
Мы руками хлоп, хлоп;
Мы глазами миг, миг;
Мы плечами чик, чик.
Раз сюда, два сюда 
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Сели, встали, сели, встали,
Словно ванькой-встанькой стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два 
Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Знаете ли вы, что прежде чем в космос полетел первый человек, ученые сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. В собачьем космическом отряде каждый день проводились тренировки и занятия. Лучше других сдала выпускные экзамены умная и смелая собака Лайка. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

(рассматривание иллюстраций)

– что такое космос? (Пространство, которое окружает Землю со всех сторон.)
– на чем летают в космос? 
(На космической ракете.)
– как называется костюм космонавта? 
(Скафандр.)
– что такое невесомость?
 (Предметы не имеют веса)
– первый человек, побывавший в космосе? 
(Ю.А.Гагарин)
– самая яркая звезда? 
(Солнце.)
– назовите известные вам планеты
– третья планета от Солнца называется …(
Земля)
– спутник Земли?
 (Луна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Покорители космоса».

Конспект  по  познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Покорители космоса»....

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Космос вокруг нас»

Расширять представление детей о Солнечной системе, планетах, их спутников и орбит.  Знакомить детей с планетами Солнечной системы, с различными температурными режимами, с различной отдалённостью ...

Проект по познавательной деятельности в подготовительной группе по теме "Космос"

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космос...

Конспект Познавательное развитие в подготовительной группе на тему "Космос"

Способствовать формированию целостной картины мира...

Краткосрочный информационно - познавательный проект в подготовительной группе на тему: " Этот фантастический Космос"

Краткосрочный познавательный проект в подготовительной группе на тему " Этот фантастический Космос"...