Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Милютина Ольга Геннадьевна

       Игра  в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада.

     Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности. Использование игры, как средства эколого – эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой

Подготовила

воспитатель МДОУ «Детский сад № 5

г. Вольска Саратовской области»

Милютина Ольга Геннадьевна

       Игра  в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада.

     Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности. Использование игры, как средства эколого – эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  • она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности;
  •  игра доставляет радость ребенку, по этому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны;
  • игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивают интеллектуальную деятельность ребенка.

        Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств  формирования самостоятельной игровой деятельности.

             Во время образовательной деятельности прежде всего необходимо уделять внимание  следующим вопросам:

- формирование самоценности природы;

- осознанию ребенком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения  видам животных и растений.

- пониманию взаимосвязей в природе

- формированию у детей желания сохранить окружающую среду

- усвоению основ экологической безопасности

- усвоению первоначальных сведений  о рациональном использовании воды, энергии в быту.

       Рассмотрим  примеры некоторых сюжетно – ролевых игр.

Характер сюжетно – ролевых  игр должен определятся логикой образовательной деятельности, которая направлена на достижение дидактической цели . Оптимальной формой привлечения сюжетно – ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и   игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятие. Это является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми.

    Можно использовать три вида игровых обучающих ситуаций.

I.Игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек – аналогов, изображающие различные объекты природы – растений и животных.

В старшей группе такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета, о специфике живого и неживого мира.

      В подготовительной группе это различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц хочет узнать, как готовятся звери в лесу к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных, от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.

    С целью расширения представлений детей о лесе, о том какие животные проводят зиму в лесу используется игровая ситуация «Школа мудрой Совы» , представлений о водном мире  - ситуация «Поможем дельфиненку вернуться домой», «Школа морского царя»

II.Обучающие игровые ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. 

В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок (Буратино, Незнайка,  Карлсон, Винни – Пух и другие). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. Например, Айболит, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры.

Лучше, если в роли доктора выступает  взрослый. Тогда дети охотнее вступают  в диалог с доктором Айболитом, приехавшим,  чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатках каких – либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать , что они – живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни.

Карлсон – шалун и любитель поесть сладкое.  Целью зобразовательной деятельности, на которой используется этот персонаж, является уточнение и расширение представления детей о луге  как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в т.ч. пчел, собирающих нектар  - цветочный сок перерабатывающих его в мед. В данном случае используется игровая ситуация «Карлсон идет на луг за медом» При изучении комнатных растений, воспитания бережного отношения к ним используется игровая ситуация  «Карлсон устраивает беспорядок среди комнатных растений.

Лесовичок (переодетый воспитатель), хорошо знающий лес, всех его обитателей.  Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года, способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах  (садовых и полевых), взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные), зависимость их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии  насекомых , роли окраски в их жизни.

III. Игры в путешествия.

      В каждом конкретном случае сюжет игр продумывается так, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников , экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.            

       Важным является то что игры путешествия это единственный вид игры, где роли допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний. Можно провести игру – путешествие «Посещение музея», в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимание, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдение и общение с ней.

       Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанного положительного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль игры в ознакомлении дошкольников с природой

данная статья адресована педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. раскрываются вопросы методики огранизации игр по ознакомлению с природой дошкольников. а также предлагаются некоторые виды...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

"Игра метод ознакомления дошкольников с природой"

"Игра метод ознакомления дошкольников с природой"...

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой

     Игра  в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей среды детского сада....

Консультация на тему «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении дошкольников с природой»

   Известно что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности....