Исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология в дошкольном образовании.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Соколова Светлана Викторовна

Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда малыш слушает, видит и выполняет что - либо самостоятельно. Дети по своей сути исследователи, с восторгом и удивлением познают все то, что их окружает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология в дошкольном образовании.

          Среди всевозможных способов развития познавательной активности детей дошкольного возраста, особенное внимание следует уделить исследовательской деятельности.

          Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда малыш слушает, видит и выполняет что - либо самостоятельно. Дети по своей сути исследователи, с восторгом и удивлением познают все то, что их окружает. Им увлекает совершенно всё. Мир раскрывается ребёнку через его собственные ощущения, деятельность, пережитое. Малыш изучает окружение зрением, осязанием, вкусом, обонянием, рад даже самому - самому маленькому открытию.

          В ходе исследовательской деятельности обогащается память ребенка, активируются мыслительные процессы, идет речевое развитие, происходит накопление базы умственных приемов и операций, формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

          Выделяют два основополагающих вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников:                                            

          I - когда активность в процессе действия целиком исходит от самого ребенка. Вначале он как бы бескорыстно пробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути её достижения. В этом случае малыш удовлетворяет свои потребности, свои интересы, волю.

          II - когда ориентировочно - исследовательская деятельность организованна взрослым, который выделяет наиболее значимые элементы ситуации, учит ребенка определенному алгоритму действий. Так дети получают те результаты, которые им ранее определили.

          Модель исследовательских технологий включает в себя следующие этапы:

1.Проблемная ситуация.

2.Проблема, ее формулировка (выявление неясных явлений – постановка проблемы).

3.Выдвижение гипотез.

4.Выбор материалов для проверки гипотез.

5.Проверка гипотез.

6.Формулировка и оформление вывода.

          Проблемная ситуация – это ситуация, при которой ребенок желает решить какие - либо трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен  самостоятельно  их  искать. Для создания данных ситуаций педагогу можно использовать такие методические приёмы, как:

• подведение детского коллектива к противоречию и предложение самостоятельно найти путь его разрешения;

• изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос;

• предложение детям рассмотреть явление с разных сторон;

• побуждение детей сравнивать, обобщать, делать выводы;

• предложение конкретных вопросов на обобщение, логику;

• установка проблемных задач (с недостающими или избыточными данными, неопределенный вопрос, противоречащие одно другому данные, специально сделанными ошибками, ограниченным временем выполнения заданий).

          Методы и способы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и разрешение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;        

- моделирование (конструирование моделей об изменениях в неживой природе);

- эксперименты;

- фиксирование итогов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание звукам, голосам природы;

- использование художественных слов;

- дидактические игры, игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые задания.

          Содержание познавательно-исследовательской работы:

          Экспериментирование (опыты): состояние и превращение веществ, движение   воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений.

          Коллекционирование (классификационная работа): виды растений, насекомых, животных, различных построек, транспорта, профессий.

          Путешествия по карте: стороны света, природные ландшафты и их обитатели, рельефы местности, части света, природные и культурные «метки» - символы, путешествие по «реке времени», прошлое и настоящее человеческого общества.

          В нашей подготовительной группе «Звездочки» мы устроили «Лабораторию юных ученых», которая помогает изучать окружающий нас мир. В лаборатории имеется необходимое оборудование, разнообразный материал для исследований.

          Вместе с детьми мы вывели правила поведения в лаборатории и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Путешествовали по миру: побывали в лесу, на хлебном и подсолнечном полях, в огороде, в саду, в Африке и на севере, у реки и у моря.

          Исследовали свойства воды, воздуха, песка, магнита, измеряли свой рост, вес, готовили фруктовый сок, овощной и фруктовый салаты, готовили печенье и месили соленое тесто. Юные ученые изучали время, угадывали предметы на ощупь, а фрукты и овощи на вкус. Отыскивали нужную информацию с помощью энциклопедий, интернета. Также исследовали звуки, неживую природу, животных, птиц, насекомых и даже свои имена.

           Реализовали очень увлекательный для детей исследовательский проект на тему «Карамелька» в рамках которого мы:

- рассматривали иллюстрации, видеоматериалы о карамели;

- читали стихи о конфетах Н. Чвановой, Г. Парусниковой и других авторов, сказку И. Скляровой «Принцесса Карамель»;

- собирали пазлы, отгадывали загадки;

- исследовали свойства карамели с помощью опытов: цвет, запах, вкус, хрупкость, растворимость, твёрдое и жидкое состояние карамели;

- рассматривали карамель под микроскопом;

- беседовали о пользе и вреде карамели;

- узнали о том, как и из чего делают карамельные конфеты;

- придумали и нарисовали свою необычную карамельку;

- лепили различные карамельки из глины, подбирали к ним фантики, придумывали названия;

- создали коллаж о пользе и вреде карамели;

- дети совместно с родителями делали конфеты из природного, бросового материала, организована выставка «Чудо – карамельки»;

- проведена викторина о карамели с участием детей и родителей.

          Способов развития потенциала личности существует много, но именно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

          Если ребенок - исследователь почувствует поддержку педагогов и близких, то есть родителей, из него вырастет исследователь - взрослый, а значит умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю свою жизнь будет видеть в окружающем мире что - то интересное и необычное, который будет удивлен и рад всему, что видит вокруг.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

В презентации представлен обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании и краткая их характеристика,  презентация поможет педагогу ДОО правильно сориентироваться к какой те...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направленные на реализацию ФГОС ДО

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направленные на реализацию ФГОС ДО...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС)

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:1. Здоровьесберегающие технологии2. Технологии проектной деятельности3. Технологии исследовател...