«Развитие познавательных процессов в эмоциональной сфере ребенка посредством игровой деятельности»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Мисевич Дарья Михайловна

Малыши встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию. Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Поэтому важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_organizatsii_deyatelnosti_detey.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательных процессов в эмоциональной сфере ребенка посредством игровой деятельности»

Цель:

Обогащение у детей эмоциональной сферы и формирование основных нравственных понятий.

Задачи:

 -  сформировать у дошкольников навыки диалогического общения (умение задавать вопросы по теме; вступать в диалог со сверстниками; отстаивать свою точку зрения и признавать ошибки; помочь преодолевать психологический барьер; научиться снимать эмоциональное напряжение;

 - сформировать умение разбираться в своих чувствах и научиться контролировать свои поступки;

 - обогатить знания детей об основных эмоциональных оттенках нашего настроения.

Один из ключей к общению заключен в игровой деятельности. Общение, так же, как и игра, окрашена эмоциями, у каждого из участников есть своя роль. Игры с зеркалом как раз и направлены на становление коммуникативных навыков в различных жизненных ситуациях.

Содержание игры динамично: нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнера, почувствовать настроение другого человека и постараться составить прогноз его намерений, разгадать его мысли.

Педагогическая ценность представленной деятельности заключается в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Опыт работы показывает, что в последнее время дети все реже и реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встретишь оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Если дошкольники и играют, то игры часто однообразны, без развернутого сюжета, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира.

Малыши встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию. Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Поэтому важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов.

Приобретенные навыки в дальнейшем помогут детям успешно овладевать новыми знаниями, которые формируются незаметно для ребенка, в игре.

Проиллюстрируем вышесказанное на конкретном примере.

«Строить гримасы перед зеркалом – очень полезно. Развиваются мимические мышцы, улучшается артикуляция и одновременно ребенок осознает и узнает себя. Когда ребенок берет на себя роль какого-нибудь персонажа и демонстрирует соответствующие эмоциональные состояния, позы, мимику у него развиваются способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности.

Есть вещи простые и обыденные, и мало кто знает, какие в них заключены чудеса, например, зеркальце – оторвавшееся от малышовой игрушки, затерявшееся у мамы в сумке, купленное специально для ребенка, или кривое зеркало – как с ним играть?..».( Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 )

Воспитатель и дети читают стихотворение «По небу плыли облака…» Н. Екимова.

Дети изображают эмоциональное состояние и сами видят то же состояние на лице партнера.

По небу плыли облака, а я на них смотрел.

И два похожих облачка найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое смеется надо мной;

Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним: мне весело с тобой!

И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

А вот другое облачко расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком громадным сердито мне грозит.

Ох, испугался я друзья, но ветер мне помог: так дунул,

Что страшилище пустилось наутек.

А маленькое облачко над озером плывет,

И удивленно облачко приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной!..

Игра продолжается, и дети под легкую музыку изображают летящие по небу облака и отражают свое настроение с помощью мимики и телодвижений.

Затем детям предлагается изобразить эмоции на трафаретах облаков (педагог не ограничивает детей в количестве облаков). Нарисованные облака-эмоции дети вместе с воспитателем помещают в группе в развивающей предметно-пространственной среде.

Использование подобных игр с зеркалом в практической работе с детьми помогает увидеть блеск в их глазах, почувствовать их уверенность в своих возможностях, смелость. У дошкольников развивается мимика, которая становится более выразительной и пластичной. Дети охотно участвуют в театрализованной деятельности, смело вступают в дискуссии, а самое главное они приобретают уверенность и познают самих себя для радости открытий.

Подобные игры способствуют формированию навыков диалогического общения; формируют способности понимать и различать эмоциональные качества личности, позитивного отношения ребенка к своему «я»;

способствуют поддержанию индивидуальности и инициативы детей; учат правилам взаимодействия в разных ситуациях; создают условия вариативного развивающего образования, ориентированного на развитие гармоничной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...

Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы ребенка в игре

В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать ...

Картотека игр на развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы

Подборка игр на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы...

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна «Игра — это искорка, зажи...

Буклет Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности....