Занятие "Как живут люди в деревне"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кривленко Татьяна Борисовна

Это занятие знакомит детей с жизнью в деревне,как там живут люди , чем занимаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivut_lyudi_v_derevne.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Малышок»

Конспект занятия

 с детьми старшего дошкольного возраста 

Тема: «Как живут люди в деревне»

воспитателя высшей

 квалификационной категории

Кривленко Татьяны Борисовны

г. Тейково 2014г.

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Как живут люди в деревне»

Базовая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель:  Обогатить представления детей о жизни в деревне.

Образовательные задачи:

  • Дать представление  о том , чем  занимаются деревенские жители:
  • разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле  выращивают зерновые и овощи.
  • Расширить представления детей о  том,  в каких домах живут в деревне, как их украшают.
  • Познакомить детей с особенностями  бревенчатого дома: наличники, ставни, печь.
  • Формировать умение создавать с помощью аппликации  сюжетную композицию.
  • Закреплять умение  вырезать декоративные элементы из бумаги.

Развивающие задачи:

  • Развивать речь детей, внимание, любознательность.
  • Активизировать словарь: бревенчатая изба, деревянная, наличники, ставни.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  уважение к труду  жителей деревни, эстетическое восприятие.

Планируемые результаты:  ребёнок сопровождает  познавательное рассматривание слайдов  речью, активно занимается словотворчеством, использует синонимы; умеет поддерживать беседу о жизни в деревне, использует  свои умения  в аппликации при украшении дома.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, материалы для аппликации: ножницы, полоски цветной бумаги разной длины, клей.


Ход занятия:

-Ребята, кто из вас знает, что такое деревня?

(Стих  о деревне)

Мне в деревне хочется

Летом погостить,

На пруду, у рощицы,

Рыбку половить.

Там в лесу, под соснами,

Где былины спят,

Утренними росами

Я найду маслят.

Там краюхой хлебушка

Угощу коня,

Там синее небушко,

Зеленей поля.

А цветов невиданных –

Целые луга!

Ветер вольно носится,

Скачет во всю прыть!

Как в деревне хочется

Летом погостить!

-Кто из вас был в деревне?

-У кого живёт бабушка в деревне?

-Вспомните, как называется деревня, в которой  живёт бабушка?

(вместе с детьми воспитатель  перечисляет названия  известных деревень района) Григорьево , Хомутово, Максимцево, Берёзовик…

-Ребята, деревня обычно располагается около речки, рядом с лесом. Лес и река кормят человека. Говорят «Возле леса жить – голодному не быть».

-Почему?

-Верно, в реке можно не только купаться, но и ловить рыбу.  А в лесу собирать   грибы и ягоды.

-Чем занимаются жители деревни?

- Правильно, разводят и ухаживают за домашними  животными и птицами.

-Каких домашних птиц вы знаете?

-Каких домашних животных вы знаете?

-Почему их  называют домашними?

-Какую пользу они приносят?

-Правильно: корова и коза даёт молоко, а из молока люди делают сметану, сыр, творог, масло сливочное и другие молочные продукты;

-лошадь перевозит тяжёлые грузы;

-овца даёт шерсть  из которой вяжут тёплые вещи;

-Курицы, гуси ,утки, индюки  несут яйца и дают нам мясо, перья и пух.

-Посмотрите,  чем   занимаются  жители деревни весной?

- Обрабатывают землю, сеют зерновые.

-А осенью?

-Убирают урожай.

-Что делают из зерна?

- Что ещё можно вырастить на земле?

-Правильно, овощи. Посмотрите, как деревенские жители собирают урожай.

-Им помогают специальные сельскохозяйственные машины.                                                                                                                              

-А в чём живут деревенские жители?

-Какие там дома?

-Да, деревянные.

- Посмотрите, ребята, дома стоят рядышком, как сестры прижались друг к другу. Как им хорошо вместе!

-Раньше дома называли избой.
- Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему?
- Дерево – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли свой дом «родным», «родимым»- как называют родного человека.
- Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу: «Дом построить, не шапку на голову надеть»?

- Семьи были большие и жили все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много - по 8, по 9, по 10 человек. И все в семье помогали строить дом.
- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. 
- Когда дом был готов, люди «оживляли» его.

-Ту часть избы, которая выходила на улицу, называли «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет. В окна  можно было видеть, что делается на улице.
- Называли окна ласково – «оконца», и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? (на личике)
- Были у окошек и ставни. Как вы думаете, что такое ставни?

-Верно, ставни – небольшие «дверцы» на окнах, которые  закрывали  на ночь. Их часто украшали резьбой.

-Как вы думаете, для чего нужны ставни?

- А как обогревался дом?

-Да, в каждом доме стояла большая печка. В холодные зимние вечера хозяева грелись и спали на печи. Это было любимое место у всех ребятишек. Печка не только отапливала и согревала, но в ней ещё готовили еду: варили щи, кашу, пекли пироги, блины.

-Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».

-Послушайте, какую загадку сочинили люди про печку:

Бабушка седа – бела, зимою всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают.

- Как и у других домов, у изб были крыши.  Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что конь охраняет домашний очаг.
- Хотелось бы вам пожить в таком доме?
- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.
- Сегодня мы с вами попробуем сделать красивый деревенский дом с помощью аппликации, украсить его ставенками и  наличниками, а доски на крыше резьбой.

(Для каждого  приготовлена бумажная заготовка-силуэт избы)

- Сначала посередине приклеиваем белые  прямоугольники-окна. Будем их украшать.

Для этого нам потребуются полоски цветной бумаги и ножницы

-Складываем пополам и делаем ножницами мелкие  вырезы разной формы. (Показ как из полосок сделать резные ставенки)

-Приклеиваем к окну  4 готовые полоски –наличники.

-Возьмите 2 длинные полоски, сложите их пополам и сделайте так же  украшение для крыши. (Вырезаем узор и тоже приклеиваем).

-Чего  не хватает у нашей избы?

-Трубы. Изба без трубы не может быть. Почему? Да, ведь в каждой избе стояла большая печка

-Отрежьте от полоски прямоугольник для трубы и приклейте его.

-Домики готовы  и я предлагаю из них сделать  деревенскую улицу.

(Дети размещают  дома на готовый фон   природы).

-Какая у нас получилась необычная деревня. Давайте придумаем ей название.

-Мы с вами сегодня познакомились с жизнью в деревне, узнали, что такое наличники и ставенки и сами сделали небольшую деревеньку из бумажных домиков .

-Думаю, что вам всем теперь захочется погостить в деревне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к занятию "Как живут люди в деревне"

Это занятие знакомит детей с жизнью в деревне: чем занимаются деревенские жители,в каких домах живут,как их украшают....

Презентация часть 1 "Как живут люди в деревне"

Обогащать представление детей о жизни в деревне....

Презентация часть 2 "Как живут люди в деревне"

Расширять представление детей о жизни в деревне....

Презентация часть 3 "Как живут люди в деревне"

Обогащать представление детей о жизни в деревне....

"Как живут люди в сёлах и деревнях"

Закрепить знания о различиях села и деревни, сельскохозяйственных специальностях....

Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»

Конспект поможет дать представление детям  о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления ...


 

Комментарии

Удалова Ольга Николаевна

Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Мне очень понравился ваш материал. Мы живем в поселке и годовая тема в нашем детском саду региональный компонент. Ваше НОД мне очень поможет.

Кривленко Татьяна Борисовна

Мне очень приятно знать, что мой материал вам понравился и что это поможет Вам в работе.Большое спасибо.