Консультация для воспитателей
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Удалова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ №8 детский сад «Елочка

Консультация для педагогов.

Тема:

«Познавательное развитие детей старшей группы через организацию наблюдений в природе»

Выполнила: Удалова О.Н.

2016г.


Познавательное развитие детей через организацию наблюдений в природе

1.Определение наблюдения, его значение в познавательном развитии детей.

2. Виды наблюдений.

3.  требования к объектам наблюдений

4.Содержание  наблюдений.

5. Методы и приемв . используемые в ходе наблюдений.

6. Фиксация наблюдений.

 1.Определение наблюдения, его значение в познавательном развитии детей.

Наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

 2 определение :наблюдение — это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.

Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «….составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. точность самого слова и из которых потом вытекают само собой  логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть логического…. проистекает из наблюдений человека над природой….», а сама логика «есть» не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Умение наблюдать , вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи- развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Каждое знакомство с природой- урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают  существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности,  самостоятельности мышления. Ребенок учиться находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Природа предоставляет возможность для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Организуя с детьми наблюдения  природы, воспитатель решает в единстве ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность.

2.Виды наблюдений.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

—с растениями;

—  с животными;

—  с объектами неживой природы;

—  объектом которых является человек.

2.  По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

—  на участке;

—  в лесу, в поле и т.д.

3.  По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

—  групповые (5—10 детей);

—  коллективные (вся группа).

4.  По причине их проведения:

— случайные;

—  запланированные;

—  поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.  По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

—  систематические.

6.  По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

—  многократные, или циклические.

8.По месту в цикле:

— первичные;

—  повторные;

—  заключительные и итоговые.

9.По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

—  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

—  обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент или наблюдение  только подтверждает знакомые факты);

—  поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

—  решение экспериментальных задач.

11.  По способу применения:

— демонстрационные( воспитатель показывает, а дети наблюдают, что происходит);

—  фронтальные( все вместе ).

 Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений. Они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:

—  хорошо увидеть мелкие детали;

— рассмотреть объект со всех сторон;

—  использовать для обследования все анализаторы;

— реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

—  познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;

— работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.

К сказанному можно добавить, что эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных: процесс обучения индивидуализирован.

Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место.

1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.

2.  Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.

3.  Труднее установить контакт с детьми.

4.  Постоянно возникает несинхронность в работе детей.

5.  Повышается риск ухудшения дисциплины (хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно).

6.  Повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:

—  если объекты существуют в одном экземпляре;

—  если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, солнце, дерево);

— если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые растения и грибы, опасные животные);

— если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами (например, с 22 котятами);

—  если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;

—  если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.

Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.

3.Требования к объектам наблюдений.  Методы и приемы .

 Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами:постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение заее объектам.

4.Содержание  наблюдений.

В рассуждениях С.Л.Рубинштейна, с точки зрения обсуждаемой проблемы и практики дошкольного воспитания, важны два положения: процесс формирования наблюдения и его содержание. Правильное толкование этих положений и использование конкретного материала природоведческих знаний позволяют совершенствовать методику наблюдений за природой.

Важным является вопрос и о том, что же должно составлять содержание наблюдений: перечисление предметов, их описание или интерпретирование; в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения — от недифференцированного целого  к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому (взаимосвязанному) целому. По мнению исследователя, форма восприятия и наблюдения зависит от ого содержания, вне смыслового контекста их рассмотрение приводит к противоречиям: «Для ребенка на каждой стадии его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные стадии или формы восприятия ребенка обычно сосуществуют, а не наслаиваются внешне одна над другой» [158. — С. 280]. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.

6.Фиксация наблюдений.

Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов:

Ментальные-словесные:

- ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.

- для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание).

- сравнение объекта с уже известным(средняя группа – акцент на отличительные признаки; старшая группа – акцент на сходство).

- включение материалов наблюдений в дидактические игры(«опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).

- прием- напоминание.

- прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов (птицы осенью улетают, а весной прилетают).

Использование готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).

- картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями(способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).

Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида, сколько птиц прилетело на кормушку и т.д.).

Рисунки- прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов (Например: замочили семена гороха. Задание: нарисовать как они будут выглядеть через неделю).

Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:

- рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное

- составить рассказ

- сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»

- находить сходства и различия между объектами

- играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»

- решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как  вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т.д.)

Фото из книг и журналов- также можно использовать и решать логические и экологические задачи.

Изобразительные способы:

Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т.к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.

Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.

Использование  условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).

Обведение объектов используется, когда необходимо сохранить точные размеры или взаимное расположение частей (распускающиеся листочки, разветвление корней).

Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта (трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).

Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения

Уважаемые педагоги, какими бы приемами воспользовались вы при проведении наблюдения за вороной и  как зафиксировали результаты наблюдения. Приведите пример. 

После обсуждений привожу свой пример  

Допустим, в течении зимы дети должны усвоить отличия вороны от галки по внешнему виду, по питанию, по способу передвижения, по их следам на снегу.

У детей возник интерес к птицам – воронам и они стали задавать вопросы про них. Вместо ответа  для  поддержания познавательного интереса к вороне  и познавательной активности детей педагог предлагает  превратится в ученых –орнитологов и заняться  изучением ворон . Далее дети ставят задачи  по   изучению ворон и  фиксируют в таком варианте  ( рассмотрение )

Таким образом, мы видим, что в тех старших и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство наблюдениями, дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям или по детским возникающим вопросам и интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...