Конспект занятия в старшей группе на тему: "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Эйземан Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_na_temu_ptitsy.docx468.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Птицы».

Цель занятия:

 • углубить и расширить знания детей о птицах;

 • объяснить причину перелетов птиц;

  • обогащать и активизировать речь детей;

 • воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

 • наблюдение за птицами на прогулке;

 • рассматривание иллюстраций с птицами;

 • рисование  птиц;

 • загадывание загадок.

 • чтение художественной литературы о птицах.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.

 Загадывание загадки:

 «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

 Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

 Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

 Нас зимой вы подкормите.

 Дети, кто мы? назовите».  (птицы)

 - Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице)

 - Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.

 1. Как бы мне пошла корона! —

 Важно каркнула (Ворона)

 2. Кто без нот и без свирели

 лучше всех наводит трели,

 Голосистее, нежней?

 Кто же это? (Соловей)

 3. Хочет — прямо полетит,

 Хочет — в воздухе висит,

 Камнем падает с высот

 И в полях поёт, поёт . (Жаворонок)

 4. Всю ночь летает -

 Мышей добывает.

 А станет светло -

 Спать летит в дупло. (Сова).

 5. Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка

Ем я сало и пшеничку,

 А зовут меня . . (Синичка).

 6. Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зернышки клевать,

 С  первым снегом на рябине,

 Прилетает к нам опять. (Снегирь).

 7. Всё время стучит,

 Деревья долбит,

 Но их не калечит,

 А только лечит. (Дятел)

 8.Пёстренькая птичка

 В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).

 9. Летом за пахарем ходят,

 А под зиму с криком уходят. (Грачи).

 10. И петь не поёт,

 И летать не летает,

 За что же тогда

 Его птицей считают? (Страус).

 11. Кто без нот и без свирели

 Лучше всех выводит трели,

 Голосистее, нежней?

 Кто же это?.. (Соловей).

 12. Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая. (Сорока).

 - А что произойдёт, если у нас не будет птиц? (ответы детей)

 - Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь? (построить скворечники, сделать кормушки и т.п.)

 Чтоб от вредных насекомых

 Сады цветущие не гибли зря

 Всегда, в любое время года

 Берегите всяких птиц, друзья!

 - С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

 Скоро белые метели

 Снег подымут от земли.

 Улетают, улетели, улетели журавли.

 Не слыхать кукушки в роще,

 И скворечник опустел,

 Аист крыльями полощет –

 Улетает, улетел.

 Лист качается узорный,

 В синей луже на воде.

 Ходят грач с грачихой черные

 В огороде, по гряде.

 Осыпаясь, пожелтели

 Солнца редкие лучи,

 Улетают, улетели, улетели и грачи.

 - Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных)

 - Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

 - В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

 - Давайте попробуем полетать, как птички

Физминутка.

 Летели птички

 Собой невелички.

 Как они летели

 Все люди глядели.

 Как они садились

 Все люди дивились.

 Сели, посидели,

 Взвились, полетели

 Песенки запели.

 - А когда вернутся птицы? (весной)

 - Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Мухи и стрижи…

 (дети хлопают, мухи)

 А мухи – это кто? (насекомые)

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы.

 Аисты, вороны,

 Галки, макароны! (дети хлопают, макароны)

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Чибисы, чижи,

 Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи)

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Чайки, пеликаны,

 Майки и орланы.(дети  хлопают- майки)

 Голуби, синицы,

 Цапли, соловьи,

 Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба)

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Утки, гуси, совы,

 Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова - зверь)

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Чибисы, чижи,

 Галки и стрижи

 Комары, кукушки… (дети хлопают, комары - насекомые)

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Галки и стрижи,

 Чибисы, чижи,

 Аисты, кукушки,

 Лебеди, скворцы…

 Все вы молодцы!

 - Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.

- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с  нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)

 -Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края).

 - А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)

 - Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)

 - Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)

 - Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Воспитатель. Послушайте стихотворение А.Яшина.  «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть одна – им не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Релаксация.

 - Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)

 - Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!

 - Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)

 - Очень трудно птицам.

 - Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.

 - Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)

 - Так устали наши птички, что не пошевелиться им!

 - Согрелись наши птички. Высохли перышки.

 - Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.

 - Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.

 - Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.

 - Головки согрелись, и они теплыми стали.

 - Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

 - Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Рисунки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

Конспект занятия в средней группе на тему «Птицы»

Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, уить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в...

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»

итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...

Конспект НОД в старшей группе по теме «Птицы – пернатые друзья».

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие приурочено ко Дню птиц....

Конспект НОД в старшей группе по теме: "Птицы прилетели - весну принесли".

Коннспект составлен с использованием личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей технологии и ИКТ. Позволяет решить следующие задачи:- уточнить и углубить представление детей о птицах родн...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Птицы зимой"

Занятие направлено на воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализацию, систематизацию и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее зна...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы весной»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы весной»...