Тема. Самообразование. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вишнякова Нина Викторовна

Формировать у детей интерес к выращиванию культурных ростений в комнотных условиях. Разширять знания детей о культурных и дикоративных растениях. Спасобствовать развитию творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ekologicheskaya_tropa.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического проекта

«Экологическое воспитание  детей дошкольного возраста»

« Работа с родителями»

Вишнякова Нина Викторовна

Должность: воспитатель ГБПОУ  МОК  Запад  детский сад

Педагогический стаж – 21год

Категория – первая

г Москва – 2016

Аннотация. В своем проекте я представила модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, на формирование мировоззрения и экологического мышления дошкольников. Своим проектом я выявлю и закрепляю знания детей о культурных и дикорастущих растениях, диких и домашних животных, какое значение в жизни животных и растений имеет вода , предлагаю создать в группе огород на подоконнике, вести дневник наблюдений. Предполагаю активное участие родителей в реализации проекта.

Ключевые слова. Познавательный, творческий проект; проектная идея, принципы, актуальность, этапы реализации.

Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно – исследовательской деятельности не достаточно развит.Исследовательская  поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать , изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть им воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование  умений их реализовывать, приобретение и применения детьми новых знаний в жизни.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, томаты);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  8. Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  9. Развивать познавательные и творческие способности.

Проектная идея: создать в группе детского сада  огород на подоконнике. Получить урожай зеленого лука и  проращивания семян  перца и томатов, выращенных самими дошкольниками, подготовить посадочный материал и семена ,кашпо, пластиковую бутылку для   реализации проекта.

Принципы:

  • Принцип предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными  и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными, какое значение имеет вода в жизни растений и животных.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление  плана мероприятий по организации детской деятельности .

  1. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) .

  1. Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа  

 

Этапы проекта.

Учебный год 2015-2016

пп

Мероприятия

Цели

Ответст-венные

1

Родительское собрание «Участвуем в проекте  «Огород на подоконнике»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

2

Привлечь родителей к сбору посадочного  материала и семян.

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатель

3

Консультация для родителей «О  луке - детям»

Дать знания родителям о пользе витаминов для укрепления здоровья детей.

Воспитатель

4

Подбор наглядно – дидактического. пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатель

родители.

5

Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»

Вызвать эмоциональный отклик от просмотра, помочь детям понять какую пользу приносит лук.

Родители

6

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, муляжей овощей и фруктов (уточнения их форм и цвета)

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатель

7

Чтение Ю.Тувим «Овощи»

А.Барто «Морковный сок»

Русская народная сказка «Репка»

В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»

По средством литературы обогащать и активизировать знания об овощах и фруктах

Воспитатель

8

Аппликация «Лук»

Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Воспитатель

9

Беседа «Что такое огород?»

НОД «Витамины в овощах»

Продолжать знакомство с представителями мира растений, дать знания об их  пользе.

Воспитатель

10

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатель

11

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатель

12

Труд в уголке природы.

Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями.

Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатель

13

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатель

14

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатель

15

Дидактическая игра «Найди овощ по описанию».

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатель

16

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатель

17

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатель

18

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатель

19

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатель

20

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»

Вызвать эмоциональный отклик детей на результат проделанной работы.

Воспитатель

21

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатель

22

Анализ результативности

Воспитатель

23

Итог. Сценарий развлечения «Веселый огород»

Воспитатель

Форма отчётности:

Представление опыта работы:

1. Проведения открытого занятия

2.  Консультация для родителей "Значение экологического воспитания дошкольников"

3. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Список использованной литературы:

1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Москва «Просвещение» 2005год.

2.Г.П. Тугушева , А.Е .Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего  дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 год.

3.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»

4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005год.

5.М.П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет»

6. О.Ф. Горбатенко « « система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

7. Подборка  журналов «Дошкольное воспитание « за 2013 год.

 8.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Тема самообразования «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи:-Овладение методами экологического восп...

Самообразование Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Самообразование Экологическое воспитание детей дошкольного возраста...

План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

тема самообразования:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Проблема.     Научить воспитанников не уничтожать собственную среду обитания, задумываться над простыми вопросами «Как сохранить природу? Как обрести истинную культуру мышлен...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание в дошкольном возрасте»

Целью моего самообразования было - формирование у воспитанников экологических знаний и представлений, развитие экологической воспитанности дошкольников....