Проект по экологии "Растения, которые лечат"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Порткина Светлана Александровна

Проект по ознакомлению детей с лекарственными растениями родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_rasteniya_kotorye_lechat.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект по теме

«Растения, которые лечат»

(подготовительная к школе группа)

 

Показатели успешности проведения проекта:

В процессе реализации   проекта «Растения, которые лечат»

  дети не только познакомятся с лекарственными растениями и их внешним видом, но также узнают их лечебные свойства. Путем исследования дети познакомятся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

 Дошкольники расширят свой словарный запас. В процессе работы над проектом у детей будет происходить развитие познавательных интересов, памяти, логического мышления, желания познавать новое и делиться полученными знаниями с окружающими людьми.

Особую значимость будут играть природоведческие навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому встала задача вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемому, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Цели 

  • развитие экологического и эстетического воспитания детей.
  • формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
  • знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
  • формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта

Образовательные: 

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

 Развивающие: 

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Знакомить с лекарственными травами Мордовского края.
  4. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

 Воспитательные: 

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Обеспечение проекта: 

  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд, фонотека, материал для экспериментов: колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
  3. Экспериментальная площадка ( грядка с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).

Методы проекта: 

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется на базе МАДОУ «Детский сад№41 присмотра и оздоровления» в подготовительной группе.     Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагога, родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Формы организации проекта:

  1. Познавательные занятия  
  2. Экскурсии;
  3. Экологическая викторина «Знатоки растений»
  4. Развлечение «Уроки Матушки-Природы»

Этапы осуществления проекта:

1.Организационный (01.04.по 30.05.2013г.) 

  • подбор методической и художественной литературы.
  • подбор экспонатов, картин.
  • изготовление пособий, карточек.
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • разработка занятий, определение тематики бесед.
  • тематическое планирование.
  • установление контактов.
  • выбор объектов для экскурсии.
  • подбор музыкального репертуара.
  • разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
  • подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.

2.Реализация проекта (01.06.по 01.10.2013г.)

Рисование:

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

  1.  «Растения, которые лечат»
  2. Выставка рисунков «Растения луга»
  3. Декоративное рисование «Цветочное панно»
  4. Портрет «Любимое растение»

Аппликация: 

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

  1. Коллективная работа «Фестиваль цветов»
  2. Коллективная работа «Цветок в горшке»
  3.  «Доктор- цветок»

Лепка:

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

  1. Лепка барельефа «Подарок Айболита»
  2. Коллективная работа «Цветочная корзинка»

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. М. Пришвин «Одуванчики», В. Бианки «О травах»
  3. Р.А.Кудашева «Песенка долгой жизни»
  4. Б. Заходер этюд «Дождик и зернышко»

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растет, когда цветет»
  2. Игры: «Цветы и ветерок», «Где спряталась матрешка?», «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке», «Магазин цветов», «Сложи цветок».

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1.  «Лекарственные растения участка»
  2.  «Условия для роста растений» (опыты: «Свет и тень», «Состав почвы», «Семена растений» «Дождь и растения», «Куда тянется растение?»)
  3.  «Лекарственные растения группы»

 Экологически занятия:

Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.

  1.  «Расскажем Незнайке о лекарственных растениях группы».
  2.  «Растения луга»
  3.  «Лекарственные растения леса»
  4.  «Уроки Айболита на прогулке»

Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов «Не рвите цветы»
  2. В.Моцарт «Цветы»
  3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
  4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
  5. М. Протасов «Одуванчики»

Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?», «Я знаю пять цветов», «Цветочные загадки», «Путешествие Винни-Пуха на луг»
  2. Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
  3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.

Релаксация:

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

  1. Упражнение «Цветок распустился», «Бабочки и цветы», «Одуванчики»
  2. Этюд «Дождик и цветок» «Цветы и дождик»
  3. Игра – упражнение «Цветок – имя»
  4. Физминутка Мой цветок»
  5. Упражнение на дыхание «Аромат цветов»

 

3. Обобщающий (01.10.по 01.11.2013г).

Экологические викторины:

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина «Растения- помощники человека»
  2.  «Лекарственное растение нашего края»

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Научно-методическое обеспечение проекта. 

  1. А.И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С (мир растений)» 2005 год. -Москва. «Сфера»
  2.  С.Н. Николаева «Юный эколог» 2012год.
  3. А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2010 год
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам» 2006 год.
  5.  Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» -2011-Москва- «Вако»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по работе с родителями "Игры, которые лечат"

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в играх...

Оздоровительный проект "Игры, которые лечат"

Использование упражнений и игр для оздоровления организма....

Проект "Игры которые лечат"

Игры занятия направлена так же на формирование изгиба позвоночника и свода стопы укрепление-связочного аппарата, тренирует выносливость, её оздоровительная значимость увеличивается....

Оздоровительный проект «Игры, которые лечат» Проект для воспитателя и родителей

Правильно подобранная и организованная игра способствует оздоровлению организма, содействует процессу правильного физического развития ребенка...

Оздоровительный проект «Игры, которые лечат» Проект для воспитателя и родителей

Укрепление здоровья детей через организацию специальных подвижных игр и игр с элементами спорта....

Проект по ЗОЖ "игры, которые лечат"

Болезни – штука неприятная. Дети не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денёчки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его ...

Оздоровительный проект «Игры, которые лечат» Проект для воспитателя и родителей

Цель: Укрепление здоровья детей через организацию специальных подвижных игр и игр с элементами спорта....