Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»
консультация по окружающему миру на тему
Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Игровые обучающие ситуации
в экологическом воспитании
дошкольников»
Подготовила воспитатель
ТАЛАЛАЕВА О.В.
Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
С.Н. Николаева выделяет несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Виды игровой обучающей ситуации
ИОС с игрушками-аналогами
ИОС с литературными персонажами
ИОС типа путешествий
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существую в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе.
Хорошая игра сложится, если
- воспитатель придумает интересный сюжет,
- продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей,
- подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети - роль посетителей (это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк, контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.)
Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации"
Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра....
Консультация для родителей «Игровые обучающие ситуации».
Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет язык в становлении личности ребёнка – дошкольника. Дошкольный возраст — это период...
Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в экологическом воспитании»
«Игровые технологии в экологическом воспитании»...
Консультация для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании»
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федераци...
Консультация для воспитателей " Игровые технологии в экологическом воспитании"
В настоящее время экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы ...
Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников»
Консультация для воспитателей "Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников", Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...
Консультация для воспитателей "Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников"
Индивидуализация ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше и больше внимания. В современных исследованиях Института развития дошкольного образования РАО этой проблемой озадачены В.И. Слободчико...