«Где живет ученый кот?»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Темлянцева Эльмира Ханифовна

В занятии представлена интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование познавательного интереса к окружающей действительности через художественное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gde_zhivet_uchenyy_kot_temlyantseva_e.h.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  «Где живет ученый кот?»

Старший дошкольный возраст.

В занятии представлена интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование познавательного интереса к окружающей действительности через художественное произведение.

Задачи для детей:

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Продолжать развивать интерес к художественным произведениям А.С.Пушкина;
  2. Вызвать интерес к стихотворению, желание знать его наизусть.
  3. Помочь детям понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.
  4. Формировать умение выражать свою точку зрения на различные ситуации.
  5. Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
  6. Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
  7. Продолжать знакомить детей с омонимами. Дать детям характеристику и значения слова «Лук».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Воспитывать привычку заниматься сообща.
  2. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

  2.  Продолжать знакомить детей с нашей планетой, географической картой России, ее условными обозначениями.

  3. Развивать умение детей в процессе опытнической деятельности делать выводы и умозаключения

  4. Обогащать чувственный опыт воспитанников и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

  5. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес к современной музыке.

  2.  Развивать песенный музыкальный вкус, создавая фонд любимых песен.

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Продолжать формировать правильную осанку.

  2. Развивать культуру движений и телесную рефлексию.

  3. Закрепить умение детей подлезать под дугу,  не касаясь руками пола.
  4. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

Задачи для педагога

  1. Расширить у детей знания о взаимосвязи между природными объектами.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь воспитанников.
  3. Обеспечить высокую познавательную активность воспитанников на протяжении всего времени совместной образовательной деятельности.
  4. Расширить словарный запас детей, создать условия для речевой активности воспитанников.
  5. Развивать мнестические процессы воспитанников с опорой на зрительный анализатор.

Предварительная работа: знакомство с творчеством А.С. Пушкина, чтение «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о Попе и работнике его Балде», развивающая игра «Омонимы»,  лепка « Макет земной поверхности».

Оборудование: музыкальный центр; диск с песней «В гостях у сказки»  слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич; мультимедийное устройство; проектор; презентация «У лукоморья дуб зеленый…»; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде»; книга А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»; распечатка героев сказки «Лукоморье»; иллюстрации к игре «Омонимы»; географическая карта России; 2 глобуса с гладкой и рельефной поверхностью; макеты земной поверхности по количеству детей; тазы по количеству детей для проведения опыта с водой; стаканы с водой; гуашь, кисточки, бумажные салфетки по количеству детей; мнемотаблица по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый…».

Образовательная деятельность по теме «Где живет ученый кот?» осуществляется на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду. Условно, поделена на 3 части:

  1. Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый», исследовательская деятельность по определению значения слова «лукоморье».
  2. Проведение опыта.
  3.  Заучивание отрывка из поэмы с использованием мнемотаблицы.

1 часть.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и останавливаются около воспитателя.

Воспитатель. Сегодня я пришла в детский сад очень рано, чтобы подготовиться  к приходу гостей. В это  время  я слушала диск с детскими песнями и мне попалась одна очень интересная песенка. Хотите ее послушать? Звучит песня «В гостях у сказки».  Дети слушают песню, свободно стоят или двигаются в такт песни.

-О чем эта песня? (Ответы детей). О сказке.

-Какие сказочные герои упоминаются в этой песне? (Ответы детей). Вы очень внимательные, это Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Бармалей, змей Горыныч, кот.

-В песне постоянно упоминается кот. Вспомните, пожалуйста, в каких сказках есть такой сказочный герой - кот? (Ответы детей). Правильно, это знакомые вам сказки «Лиса и кот», «Жихарка», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Трое из Простоквашино», «Серебряное копытце» и т.д.

- Совсем недавно мы познакомились с Александром Сергеевичем Пушкиным поэтом – сказочником и стихотворцем  (воспитатель показывает портрет А.С. Пушкина). Какие сказки А.С.Пушкина вы уже знаете? «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о Попе и работнике его Балде» (дети ориентируются на картинки-подсказки, которые висят рядом с портретом писателя). Сегодня я хочу вас познакомить с отрывком из поэмы  А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В этом отрывке мы можем услышать про ученого кота.

Дети садятся на стулья перед проектором  (в соответствии с требованиями САНПиН) и смотрят презентацию «У Лукоморья дуб зеленый…»

-Какие чувства вы испытывали при прослушивании отрывка из поэмы? Какой эпизод вам запомнился? Герои этой поэмы  спрятались у нас в группе. Оглянитесь вокруг. Найдите их изображения (физкультминутка и скрытая гимнастика для глаз).

- Эти сказочные герои жили в  стране, которая называется Лукоморье. Согласитесь, какое необычное у нее название. Как вы думаете, что означает слово «лукоморье»? Давайте медленно произнесем это слово – лу-ко-морье. Какие знакомые слова вы услышали? Правильно, это слова ЛУК и МОРЕ. Какое необычное сочетание. Что такое ЛУК? Это овощ. Помните, мы с вами говорили о том, что одно слово может обозначать сразу два или три разных предмета? Например, слово КЛЮЧ. Это может быть и ключ от замка или место выхода подземных вод на поверхность земли или скрипичный ключ, знак, определяющий  высоту нот на нотном стане. У слова ЛУК тоже есть двойное значение. (Воспитатель показывает карточку). Слово ЛУК может обозначать овощ и оружие. Посмотрите,  пожалуйста, какую форму  имеет оружие ЛУК? У него изогнутая форма. Что бывает такой же изогнутой формы? (Воспитатель показывает детям дугу для занятий физкультурой). Что это? Для чего предназначено? Давайте немного разомнемся и подлезем под эту дугу (Физкультминутка).

Посмотрите, ребята, если дугу перевернуть, то она повторяет форму лука. ЛУКО-МОРЬЕ (растягивая слово, воспитатель показывает на перевернутую дугу). Кто догадался, что же обозначает название страны «ЛУКОМОРЬЕ»?  (Ответы детей). Это море, или вода в виде дуги.

2 часть.

-Мы с вами в этом году изучаем географическую карту. Вспомните, что обозначают места на карте, изображенные зеленым цветом? Равнину. Коричневым? Горы. Чем темнее коричневый цвет, тем горы…..(Ответы детей).  Правильно, чем темнее коричневый цвет, тем выше. Что обозначают эти тоненькие синие ленточки?  (Ответы детей). Правильно, это реки.  Что обозначают  синие или голубые овалы? (Ответы детей). Это моря.  Видите ли вы на карте реки, которые изображены в виде прямых линий или моря в виде четких овалов? (Ответы детей). Нет, они все имеют изогнутую форму. А чтобы это проверить, мы с вами проведем небольшой опыт.

Дети садятся за столы. У каждого на столе лежит макет поверхности земли,  таз, стакан с водой, гуашь, кисточка, бумажные салфетки. 

-На прошлом занятие по лепке мы делали  макеты поверхности земли. Что изображено на ваших макетах? (Ответы детей). Горы, холмы, равнины. Но на них нет рек. Как их можно сделать? Посмотрите на карту. Реки на ней изображены в виде синих ленточек. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).  Мы знаем, что реки, моря и озера могут иметь разные оттенки. А с высоты птичьего полета все реки, моря, озера и океаны имеют синий или голубой оттенок. Давайте превратимся в волшебников и с помощью воды и краски сделаем такую же синюю воду. Дети размешивают синюю краску в стакане с водой. Теперь я предлагаю вам «оживить» ваши макеты. Я предлагаю вам осторожно полить макет водой, чтобы у нас получилось течение реки. Когда вы будете лить воду, внимательно смотрите, будет ли наша река бежать по прямой линии или по изогнутой.

Дети самостоятельно проводят опыт.

-Ребята, что вы заметили? (Ответы детей). Молодцы, вы были очень внимательными! Река текла по изогнутой линии. А почему? (Ответы детей). Потому что поверхность Земли не ровная, на ней есть углубления, впадины, холмы и горы. Реки и моря огибают все неровности Земли, и у нее получается такой извилистый, дугообразный  путь.

-Напомните мне, пожалуйста, почему волшебная страна в сказке А. С. Пушкина называется Лукоморье? (Ответы детей). Как вы думаете, существует ли такая страна на самом деле? (Ответы детей).

- Давным – давно люди считали, что сказочная страна Лукоморье находится на севере.  Жители этой страны полгода работали и веселились, пока светило солнце, а следующие полгода спали. Покажите, пожалуйста, на карте, где находится север? (Ответы детей). А мы с вами живем на севере нашей страны или на юге? (Ответы детей).  Может,  мы с вами живем в волшебной стране под названием Лукоморье? (Ответы детей).  Конечно, нет. Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).  Правильно, наша страна называется Россия.

-Вам понравилось  стихотворение А.С. Пушкина «Лукоморье»? Хотите рассказать ее дома своим родителям? (Ответы детей). Я предлагаю вам выучить это стихотворение, но делать мы это будем после сна. А теперь давайте отдохнем и пойдем гулять.

3 часть.

- С каким художественным произведением  мы познакомились утром? (Ответы детей).  Это отрывок из поэмы  А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Вспомните, пожалуйста, почему волшебная страна называется Лукоморье? (Ответы детей).  Утром, вы хотели выучить это стихотворение.  Но для этого, нам нужно еще раз прослушать его. Вы согласны? Просмотр презентации «У лукоморья дуб зеленый».

-Запомнить стихотворение нам помогут мнемотаблицы (показываю детям мнемотаблицы). Посмотрите, как легко рассказывать стихотворение с помощью такой подсказки (воспитатель читает отрывок, опираясь на мнемотаблицу). Мне удалось правильно, без ошибок прочитать стихотворение? Я уверенна, что вы уже запомнили это стихотворение. Я начну рассказывать стихотворение, а вы мне поможете.

- Кто хочет попробовать прочитать стихотворение по мнемотаблице? (Воспитатель спрашивает 2-3-х детей). Сегодня каждому из вас будет предоставлена возможность рассказать стихотворение. Вы можете сами подходить к мнемотаблице и упражняться по ней. Я уверенна, что через несколько дней вы выучите это стихотворение и будете читать его по памяти. Каждый из вас сможет выступить с этим стихотворением перед ребятами других групп или перед сотрудниками нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен

Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....

Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.

Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....

Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»

  В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Здесь живет тепло, здесь живет забота»

Конспект занятия содержит материал по  закреплению представления детей о труде сотрудников детского сада. Образовательные области: познавательно-коммуникативная, художественно-эстетическая....

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....

Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».

Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного  возраста. Развлечение  проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...