Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебная вода"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Кирсанова Наталья Владимировна

Методичеккая разработка по развитию поисково-экспетиментальной деятельности у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_poiskovo_1.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода"

Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Уголок экспериментирования

Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

  • карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
  • индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Фронтальные занятия .
  4. КВН, развлечения.
  5. Наблюдения в природе.
  6. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
  7. Беседы по теме «Путешествие капельки».
  8. Целевая прогулка.
  9. Экскурсия.

В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

  1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
  2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
  3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам):

  1. Младший дошкольный возраст:
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

  1. Средний дошкольный возраст:
  • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • развивать эмпатию, желание помочь другим;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

  1. Старший дошкольный возраст:
  • систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
  • способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
  • познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
  • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов

Возникновение новой гипотезы

(как получилось)

Предположений

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов

(как получилось)

Приложение 1

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской  активности ребенка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. и родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто  строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек  жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей

к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность .

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Приложение 2

Рекомендации для педагогов

по организации исследовательской деятельности с водой.

Занятие 1.

Первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок первых трех-четырех лет жизни должен только в вашем присутствии.

Как играть с водой?

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить — кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой — можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в него. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из-под крана. Малышам 1—3 лет не нужно давать сложные научные объяснения и называть сложные термины. Они должны играть и наблюдать.

Во время игр обязательно комментируете все, что делает и видит ребенок: вода льется, пробка плавает, вода замерзла. Обращайте внимание малыша на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.

Детям 5—7 лет необязательно залезать в ванну для игр с водой. Достаточно небольшого подноса, поставленного на перегородку (сидение или подставка для таза). С такими детьми можно вести более серьезные беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит время от времени повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время. Это подтвердит случайность или закономерность результатов исследований. После проведения опыта можно заглянуть в энциклопедию и более подробно познакомиться с предметом исследования.

Занятие 2.

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдайте, что тонет сразу, что по мере намокания, а что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что она гораздо легче железа.

То, насколько плотным и тяжелым является данный материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать. Это объясняется тем, что выталкивающая сила воды будет достаточной для того, чтобы держать его на плаву.

Выберите несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налейте воды в прозрачную пластиковую бутыль, у которой отрезана верхушка. Отметьте уровень воды маркером. Опустите один из предметов в воду, — вода поднялась, отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте то же самое с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.

Возьмите весы «безмен». Повесьте на веревку тяжелый предмет, например гантель или старый чугунный утюг. Веревку привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке, в наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в воде уменьшится.

Тяготение Земли действует на все предметы и направлено к ее центру. Благодаря этому у них есть вес. На предмет, погруженный в жидкость, действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести, притягивающую предмет к земле.

Занятие 3.

Попробуйте подкрасить воду акварельными красками, делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получается раствор.

Однородная смесь двух и более веществ называется раствор. Вещества, способные раствориться в воде, называются растворимыми.

Можно попытаться выяснить, что еще растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье.

А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала может показаться, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается, и во всех слоях заметны шарики жидкости. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если оставить банку на несколько часов, вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду, сразу же после размешивания или через некоторое время?

Детям старшего дошкольного возраста можете сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называется диффузия (что такое молекулы, объясните вкратце).

Можно провести опыт, показывающий изменение плотности воды при изменении концентрации раствора. Отрезав у высокой двухлитровой бутыли верхушку, наполните ее водой. Бросьте в бутыль коробочку из-под киндер-сюр-приза, предварительно положив в нее немного пластилина, чтобы коробочка тонула в воде. Возьмите пачку поваренной соли и засыпайте в бутыль по одной ложке (5—7 ложек), всякий раз размешивая соль. Наблюдайте за плавающей коробочкой после каждой ложки соли.

На тело, плавающее в воде, действует выталкивающая сила, которая тем больше, чем больше плотность воды. По мере увеличения содержания соли плотность воды возрастает, коробочка поднимается.

А можно ли получить растворенное вещество из раствора? Попробуйте профильтровать получившийся раствор. Заодно выясните, какие вещества и материалы пропускают воду, а какие нет.

Занятие 4.

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку), делая на ней отметки маркером, после того как нальете каждую следующую порцию. А если потом вылить воду обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Ребенка старшего дошкольного возраста познакомьте с единицами измерения объема — литрами, миллилитрами, декалитрами. Купите в хозяйственном магазине мерный стакан, научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложки, любимая чашка ребенка, суповая тарелка, кастрюля или чайник.

Если у вас есть весы, взвесьте один литр воды. Его масса будет равна ровно одному килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла?

Занятие 5.

Спросите у ребенка, что будет, если пустую открытую бутылку опускать под воду целиком. Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух, и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит.

А если бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить бутылку ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, окажется под водой. Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните бутылку не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Занятие 6.

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг своей оси. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если дырки разного размера на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера):

  • в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга;
  • в ряд вертикально;
  • в ряд по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки (такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем);
  • расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.

Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько — одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка: чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, тем длиннее и прямее струя.

Чем больше глубина, тем больше давление. Давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.

Занятие 7.

Познакомьте ребенка с понятием «температура».

Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада, разрежьте их поперек на две половины (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один стакан холодную воду, в другие — слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять стаканы от самого холодного к самому горячему. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать воду из бутылки на руку и сравнивать.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно проводить эксперименты с термометром (купите в аптеке термометр для воды). Опускайте его в воду разной температуры, сравнивайте показатели. В теплую воду кидайте лед, а в холодную — подливайте горячей воды и наблюдайте за движением столбика. Сделайте вывод к при нагревании температура увеличивается, столбик термометра поднимается, и наоборот.

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть традиционные формочки для льда, в которых получаются одинаковые кубики, стаканчики или формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий — на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с теплой и холодной водой. Понаблюдайте — где лед быстрее растает. Что будет с теплой водой, когда в ней растворятся кубики льда? Как изменится ее температура? (проверьте с помощью термометра).

А что если один стаканчик со льдом обернуть теплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить на столе? Сделайте вывод: теплая одежда не греет то, что под ней, а помогает сохранять исходную температуру.

Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например сок. Проследите, одинаково ли быстро они замерзнут? Будут ли они одинаково твердые? Будет ли их одинаково легко разгрызть? Сок состоит не только из воды. Замерзший сок — это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, и его легко раскусить.

Спросите у ребенка, может ли лед двигать предметы сам. Проведите такой опыт:

  • опустите в воду соломинку для коктейля; наберите в соломинку воды;
  • закрыв языком верхнее отверстие соломинки (чтоб не вылилась вода), выньте ее из воды и залепите внизу пластилином;
  • вынув соломинку изо рта, залепите пластилином верхнее отверстие;
  • положите соломинку в морозильник на несколько часов;
  • достав соломинку, убедитесь, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из отверстия соломинки виден лед.

Лед занимает больше места, чем вода, правда, не намного — всего на одну десятую.

Объясните ребенку, что вещества могут принимать различное состояние — быть твердыми, жидкими и газообразными. Проще всего это показать с помощью все той же воды, но сказать ребенку, что другие вещества ведут себя точно так же, все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество. Вода, например, закипает при температуре 100 градусов, а масло — при температуре 200 градусов.

Подышите на стекло в автобусе зимой. Откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар. Оказавшись на стекле, он мгновенно превратился в воду и так же мгновенно замерз, так как стекло очень холодное.

Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Как она поднялась вверх? Вверх поднялся пар и конденсировался, так как крышка холоднее самого чайника.

Пар превращается в воду, если его охладить ниже 100 градусов. Это называется конденсацией.

Придумайте другие опыты и игры с водой, используя сосуды разной формы, мельницы для воды, соломинки, воронки, сообщающиеся сосуды и многое другое. Сделайте макет водонапорной башни, водяных часов или водяной мельницы (особенно хорошо такие постройки получаются на дачном участке).

Приложение 3

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Младший дошкольный возраст.

№ п/п

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1.«Как играть с водой»

2.«Наливаем – выливаем»

Вызвать интерес к данному объекту; способствовать расширению знаний детей о свойствах воды; развивать речь детей, активизировать словарь.

Словарь: жидкая, прозрачная, можно налить, перелить.

Разнообразные емкости для воды (большие-маленькие, круглые-квадратные)

2

Октябрь

1. «Поиграй со мной, водичка»

Дать представление о том, что некоторые предметы  могут держаться на воде; развивать интерес к игре с водой, обогащать словарь ребенка.

Словарь: кораблик, скорлупка, ветерок, волны.

Веточки, сухие листочки, скорлупа грецкого ореха, шарики от пинг-понга.

2. «Почему осенью бывает грязно?»

Знакомить детей со свойствами воды; развивать любознательность, интерес; активизировать словарь, воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде;

Словарь: грязь, можно испачкаться, побрызгать, лужа.

Пульверизатор с водой, чашка с землей.

3

Ноябрь

«Мой веселый звонкий мяч»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность; развивать речь, активизировать словарь.

Словарь: плавает, выпрыгивает, легкий, упругий, легче, тяжелее.

Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши. Лист бумаги (на каждого ребенка)

4

Декабрь

1.«Превращение воды в лед»

2.«Изготовление цветных льдинок»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в твердом состоянии; развивать наблюдательность, память, усидчивость; воспитывать аккуратное обращение с цветной водой.

Словарь: бесцветная, прозрачная, застывает, становится цветной, украсим елку на участке.

Формочки, акварельные краски, нитки, мелкие предметы, черпачек.

5

Январь

Наблюдение за снегопадом, метелями.

Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность, внимание4 воспитывать чувство прекрасного

Словарь: влажный-липкий, сухой – твердый, тает – превращается в воду.

6

Февраль

1. «Что произошло со снежинкой?» (рассмотреть снежинку через лупу)

Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать любознательность; развивать речь, активизировать словарь; учить любоваться красотой снегопада.

Словарь: лупа, красивая, мохнатая, тает на ладошке, холодная

Лупа, увеличительные стекла, салфетки (на подгруппу детей)

2. «Куда спряталась водичка?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой.

Словарь: губка, впиталась, вытекает, мягкая, упругая, плавают, становятся тяжелыми, можно выжимать

Губка, тазик с водой, стакан.

7

Март

1. «Наблюдение за капелью»

Вызывать интерес к данному объекту; продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать чувство осторожности, безопасность.

Словарь: капель, сосульки, замерзает, гладкая, холодная

2. «Зачем нужна вода растениям?»

Дать представление о значении воды в жизни растений; развивать наблюдательность, любознательность, интерес; воспитывать бережное отношение к растительному миру; активизировать словарь ребенка.

Словарь: появляются почки, набухают, листочки, пьют воду.

Сосуд с водой, веточки тополя, березы.

8

Апрель

«Волны»

Знакомить со свойствами воды, развивать умение наблюдать, сравнивать, воспитывать аккуратность.

Словарь: ветерок, слабый-сильный, маленькие-большие, волны

Тазик с водой, трубочки для коктейля (на подгруппу детей)

9

Май

«Кому нужна вода?»

Дать представления о значении воды для жизни;  расширять словарный запас ребенка; развивать познавательный интерес

Словарь: важна для всех, приходит в дом по трубам, водопровод, колодец.

Игрушка-варежка Капелька, картина с изображением колодца.

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Средний дошкольный возраст.

№ п/п

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1.«Теплая капелька, или помоги Колобку умыться»

2.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок.

2

Октябрь

1.«Вода жидкая, может течь»

2.«Встреча с ручейком»

3.«Капельки»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса.

Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка.

3

Ноябрь

1.«Чем пахнет вода?»

2.«Есть ли у воды вкус?»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.

Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая.

Емкости с водой, красители.

4

Декабрь

«Игра в прятки»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность

Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

«Играем с красками»

Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка; салфетка; лист бумаги.

5

Январь

«В каком стакане лед быстрее растает»

Продолжать знакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь

Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду.

3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда.

«Лед легче воды»

Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: плавает – не тонет, тает.

Ванночка с водой, кусочки льда.

6

Февраль

«Радуга»

Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Словарь: радуга, «дуга», солнечный луч

Зеркало, тазик с водой

«Превращение в воду»

Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенический навыки, здоровье сберегающие навыки.

 Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая.

Два ведерка (одно со снегом, другое с водой)

«Пар – это тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

Словарь: пар, кипяток, поднимается вверх.

Термос с кипятком, зеркальце или стекло.

7

Март

«Что вода размочит быстрее?»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.

Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках.

Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь

Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)

8

Апрель

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

«Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой.

Развивать наблюдательность и любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом

Словарь: теплая – прозрачная, пузыри воздуха, скользкое, пена, изменился цвет, мыльный пузырь из трубочки, легкий, переливается на свету.

Ванночка с водой, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги.

9

Май

«В какую бутылку быстрее нальется вода?»

Продолжать знакомить  со свойствами воды, предметами разной величины; развивать смекалку, любознательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Словарь: погружать, песочные часы; широкая труба просторнее, чем узкая;  вода поступает быстро в бутылку широким горлышком и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно – издает мелодичный звук.

Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы.

«Друзья»

Познакомить с составом вода/кислород; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность; воспитывать интерес к данному эксперименту.

Словарь: пузырьки – это кислород; при движении воды пузырьков становится больше.

Стакан с водой; бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетки из ткани.

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Старший дошкольный возраст.

№ п/п

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1. «Послушная водичка»

по рассказу Л.Н. Толстого «Умная галка»

Познакомить детей с объемом тел (предметов) развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность, смекалку, учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом водой.

Словарь: поднимается вверх – увеличивается в объеме; впиталась; стекает; вытекает;

Две стеклянные банки с водой, заполнены на половину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка для зарисовки)

2. «Фокусник бальзамин»

Познакомить со структурой стебля бальзамина; развивать познавательный интерес, наблюдательность, наблюдательность, усидчивость; воспитывать бережное отношение к растительному миру, к воде; активизировать словарь; учить зарисовывать опыт.

Словарь: бальзамин, черенок, обильный сок, волокна, надрез, стебель, «пьет воду», закрасилась

Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки эксперимента)

2

Октябрь

Три состояния воды:

1.«Замораживание»

2.«Растаивание»

3.«Нагревание»

4.Эксперименты со льдом

Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой.

Словарь: жидкость, газ, превращается.

Емкости для воды разной формы, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки) листы бумаги.

3

Ноябрь-декабрь

1.«Тонет – не тонет»

2. «Опыты с соленой водой»

3. «Растворить соль, сахар, марганцовку»

4. сравнить вязкость воды и  масла»

5.«Что стало, когда воду налили?»

6.«Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде. Воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой; активизировать словарь; учить зарисовывать свой эксперимент.

Словарь: жидкость, раствор, растворять, впитывать, горячая – холодная, пар, вязкая, соленая – пресная, тонет – не тонет

Разные сыпучие вещества, масло, оргстекло, тяжелые предметы, легкие предметы; карандаши (на каждого ребенка) листы бумаги.

4

Январь

1. «Иней»

Вызвать интерес детей к данному эксперименту; формировать представление о данном объекте; развивать наблюдательность, терпение, воспитывать осторожность при данном проведении опыта, учить делать зарисовки, активизировать словарь.

Словарь: иней, покрылся снегом.

Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка.

2. «Спичка-пленница»

Продолжать знакомство со свойствами воды в разном состоянии; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать аккуратность, осторожность при проведении данного опыта, активизировать словарь.

Словарь: вмерзает в лед, соль заставляет таять лед, замерзает.

Спички, лед, соль.

5

Февраль-март

1.Наблюдение за снегом: «Где быстрей растает; измерение температуры снега»

2.Наблюдение за испарением воды: «В каком блюдце испарилась вода быстрее»

3.«Что происходит с холодным блюдцем если его поднести к пару?»

4.Наблюдение за сосульками: «Где быстрее растает  сосулька?»

5.«Делаем облако»

6.«Можно ли склеить бумагу водой?»

Вызвать интерес к данному объекту, закреплять знания детей о состоянии воды; показать где, в каком виде существует вода; развивать наблюдательность, любознательность; дать понять, что вода самое удивительное вещество на земле; воспитывать аккуратность, осторожность; развивать и активизировать словарь; учить делать зарисовки, отвечать на вопросы, делать выводы.

Словарь: термометр, температура, выше – ниже, испарение; холодный воздух, склеилась, тает – не тает.

Емкости для воды; различные предметы (блюдце, чайник с горячей водой, бумага, термометры)

6

Апрель-май

1.«Вода защищает растение от низких температур»

2.«У растений внутри есть вода»

3.«Вода нужна всем» (наблюдение за прорастанием семян)

3.«Куда уходит вода после дождя?»

4.Что произойдет с растением, если накрыть его стеклянной банкой? Что можно увидеть на банке?»

Способствовать уточнению и закреплению знаний о свойствах воды; развивать познавательную активность; умение выражать правильно свои мысли; обогащать словарь; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение, аккуратность; учить детей делать зарисовки своего опыта.

Словарь: низкая температура – высокая; набухают – прорастают, впитывается, остается больше влаги, испарина.

Термометры, растения, семена, стеклянная банка, карандаши, листы (на каждого ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...

Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"...